Мал колпачок – и недорог

МАЛ КОЛПАЧОК – И НЕДОРОГ

УКРОЩАЕМ МАСЛЯНЫЙ АППЕТИТ

Вот прибыл клиент. Жалуется: "Мотор прошел всего 50 тысяч, а на каждую сотню ест полстакана масла. А оно сегодня дорогое! Соседи подсказали заменить колпачки, а не поможет - так и кольца тоже. Ладно, колпачки я с товарищем уже заменил - толку никакого. Приехал к вам - сам менять кольца не решаюсь. Сделаете?"

В ответ прошу открыть капот. Так... Двигатель - в масле, "потеет" по всем стыкам, возле шлангов вентиляции, возле щупа. Испачкан маслом корпус воздухофильтра. Но выхлоп на холостом ходу практически чист - синего дыма нет. Скорее всего, забита грязью вентиляция картера.

"Ладно, - говорю, - сейчас сделаем" - и слесарь занялся вентиляцией. Удивленный клиент буквально через час уехал, а неделей позже позвонил. Я, мол, не ожидал, что все так просто! Мотор перестал брызгаться маслом. Каков расход? Проехал километров сто, но его вообще не заметил. Мотор, кстати, сам собой высох! Лишнее масло со стенок испарилось.

Когда приезжают с просьбой заменить колпачки, начинаю с осмотра двигателя и оценки дымности выхлопа на холостом ходу. Если сизого (масляного) дыма нет, а из мотора "выпирает" масло - это и есть причина его потерь... При работе двигателя бывает, что масляный щуп так и рвется наружу, а владелец совершенно глух к требованию машины прочистить вентиляцию.

Но бывает, пробег мотора сравнительно невелик, а выхлоп на холостом ходу синий от масла (при впуске оно всасывается по зазорам между втулками и стержнями впускных клапанов в камеры сгорания), масло на резьбе свечей, на боковых электродах наросты, углубления вокруг свечей замаслены. В этом случае говорю уверенно: пора заменить колпачки. Пусть работа и не самая простая, но доступна каждому.

Кстати, тут не стоит опираться на вазовские технологии: они, как и 30 лет назад, настаивают на том, чтобы для замены колпачков снимать головку блока! Уже давным-давно ремонтники справляются с этим, не отделяя головку. Правда, без хорошего рассухаривателя клапанов здесь трудно обойтись. Продают разные, а купить стоит такой, у которого рычаг подлиннее - будет легче сжимать пружины клапана. Рычаг желательно дополнительно отогнуть кверху - так, чтобы, работая с ним, не требовалось снимать карбюратор.

Но как удержать клапан в верхнем положении? Для этого поршень поднимаем в положение ВМТ и, вывернув свечу, вводим между ним и клапаном (см. рис.) слегка изогнутый по месту алюминиевый стержень толщиной миллиметров десять. (Некоторые успешно применяли палочку оловянного припоя - ред.) Кое-кто сует туда отвертку, на мой взгляд, зря: не стоит царапать поршень.

Теперь, одной рукой нажимая на рычаг рассухаривателя, другой снимаем сухарики. Аккуратно, пинцетом. А чтобы подстраховаться на случай, если они "выстрелят", прикроем чистой тряпочкой. Учтите: "выстреливший" сухарик находили немногие! Так что, приступая к работе, хотя бы парочку хорошо иметь в запасе.

Иногда верхняя тарелка пружин так прикипает к сухарикам, что, как бы ни давил на нее, пружины не сожмешь. Чрезмерная сила здесь ни к чему. Чтобы не повредить клапан, воспользуемся таким приемом: поставив на тарелку трубу (например, свечной ключ), резко ударим по ней небольшим молотком. Тарелка отделится от сухариков. Если они останутся на клапане, можно вернуться к рассухаривателю и снять прилипшие детальки пинцетом или отверткой.

Во время разборки пружины, рокеры и т. д. надо разложить по порядку, чтобы после, при сборке, они вернулись на свои места. Путать нельзя!

И вот колпачки перед глазами. Как их снять? Даже на вазовской "классике", где доступ к ним проще, не советую орудовать отвертками или попавшимися под руку пассатижами - тонкую верхнюю часть направляющей втулки очень легко сломать. Лучше всего купить съемник для колпачков - мне, например, нравится ударный, с ним у меня не случалось повреждения втулок. Но бывало, к нам приезжали со сломанными. Мы и тут помогали! Взгляните на фото. Это - ремонтная деталь. Ее надеваем поверх сломанной втулки и уплотняем анаэробным герметиком. Венчает конструкцию обычный колпачок. И все. Снимать головку блока и менять втулку не спешим: зачем мотору лишние травмы!

К установке новых колпачков отнеситесь серьезно. Это лишь кажется, что процедура несложна - без хорошей оправки, опирающейся только на буртик колпачка, тут не обойтись. Если резина порвана - колпачку конец. Оправка должна быть удобной - длиной 150-180 мм. Но не перестарайтесь: попытка слишком плотно посадить колпачок превращает его в "бочку". И опять на выброс...

Теперь о том, какие колпачки покупать. Отечественными не пользуюсь: нынешнее их качество доверия не заслуживает, тем более что фирменная деталька стоит недорого. Не надо на этом экономить! Покупайте изделия солидных фирм - и только в проверенном магазине, где риск нарваться на подделку минимальный.

Чтобы клапан не опускался...

Эта деталь выручает при поломке втулки.

Подпишитесь на «За рулем» в