На Land Rover по горам Адыгеи
Уже завершились экспедиции по Намибии, Исландии, легендарным местам в США и другим заповедным местам. А на прошлой неделе я побывал в месте, доступном географически и в то же время закрытом от посещения — «Северокавказском заповеднике», находящемся в республике Адыгея.
Сама Адыгея расположена анклавом на территории Краснодарского края. Чтобы попасть в республику, мы приземляемся в краснодарском аэропорту и сразу садимся за руль Land Rover Discovery 4. В экипаже с нами опытный инструктор, который всегда подскажет правильный маршрут, сориентирует во внедорожной ситуации.
Детали о проплывающих за окном достопримечательностях колонне сообщают по рации. Первая из них – Краснодарское море, водохранилище площадью 420 км² создано советской властью в начале 70-х годов. Изначально планировалось, что создание водохранилища даст множество рабочих мест, так как водоем будет использоваться для заливных полей и выращивания риса. Однако объемы производства в итоге оказались существенно меньше запланированных. Тем не менее при создании «моря» было затоплено большое количество плодородных почв, а также десятки аулов. Жителей последних переселили в город Адыгейск. Но как бы там ни было, сегодня водохранилище эффективно защищает Краснодарский край от паводков.
В европейских ресторанах сегодня модно указывать в меню, что яичница приготовлена из яиц, снесенных курами на свободном выпасе, а не выращенных на птицефабрике и откормленных комбикормом; в крупных российских городах состоятельные люди покупают продукты в магазинах с экологически чистыми «деревенскими» продуктами. Да и гибридные автомобили становится модными, подчеркивая статус владельца как человека, думающего не только о себе. Здесь вся эта экологическая продукция представлена живьем.
Первая остановка недалеко от хутора Гуамка. Еще раз замечаешь, что весна тут уже полным ходом: цветут деревья, пробились подснежники на полянах. С четырехсотметровой горной дороги открывается вид на населенный пункт. Достопримечательностью является восьмикилометровая узкоколейка, проложенная между скалами.
И первый ликбез для водителей Land Rover пока теоретический – как грамотно пользоваться лебедкой.
Правила:
- Для безопасности с тросом лебедки работать надо в перчатках. Перчатки не должны плотно облегать кисть, чтобы можно было их скинуть, если трос зацепится за перчатку.Управлять лебедкой необходимо сохраняя визуальный контакт с тросом.
- Стоять над тросом или в местах его крепления смертельно опасно. В случае разрыва он выстреливает с опасной энергией. Для того чтобы снизить опасность, необходимо кинуть на трос гаситель в виде мешка, куртки или другой аналогичной вещи.
- При креплении троса шаклами необходимо немного, на полоборота ослабить крепление, чтобы при нагрузке его не закусило.
- Проверять мощность лебедки, пытаясь вытащить автомобиль, сидящий на камнях, – глупо. Либо порвем лебедку, либо сломаем автомобиль.
- При разматывании лебедки в конце необходимо оставить несколько витков. Трос крепится к лебедке именно ими.
- При работе лебедки необходимо следить за равномерностью накладывания витков. Однако поправлять их руками бессмысленно (слишком велико усилие на тросе). Сделать это необходимо после того, как машину вытащили.
- Повысить эффективность тягового усилия лебедки можно использую ролики. Один ролик увеличивает тягу в два раза.
- Если поблизости нет автомобиля, за который можно «залебедиться», желательно пользоваться корозащитной стропой. Она сохранит не только дерево, но и позволит зацепиться за кустарник.
Двигаемся дальше, поднимаем подвеску в режим off-road, дорога становится сложнее. Спустя некоторое время мы на вершине и осматриваем ущелье. В самом низу виднеется одинокое строение с веткой железной дороги. По словам гида, раньше там восстанавливали силы космонавты, вернувшиеся с орбиты. Хотя сегодня на этом месте банальная закусочная…
На ночевку останавливаемся в Апшеронском районе, на одной из туристических баз с термальными источниками, насыщенными целебными микроэлементами и минералами. Даже несмотря на насыщенную программу, выспаться после пробок мегаполиса в горной Адыгее с реликтовыми рощами гораздо проще, чем в Москве: воздух другой, вода другая, продукты по-настоящему деревенские и настоящие. Даже система ценностей начинает меняться уже через несколько дней в таких условиях: голова мыслит яснее, да и местные жители за рулем приветливы.
Вообще, Адыгея одно из немногих кавказских мест на Кавказе, которое не затронули проблемы сепаратизма 90-х. Все северокавказские республики, так или иначе, стали жертвами. Но так здесь было не всегда. Черкессия (а адыги и черкесы — фактически один народ) принимала активное участие в Кавказской войне, 21 мая в республике даже отмечают День памяти жертв Кавказской войны. Да и сегодня существует вопрос, в основном среди черкесов, переселенных за границу, о признании геноцида черкесов. Тем не менее еще раз подчеркну, что сегодня в Адыгее жители дружелюбны и приветливы.
С утра выезжаем в горы к турбазе «Горный гонщик», расположенной на вершине перевала. Коммуникации сюда не проложены, здесь собственный генератор. Расположенная неподалеку гостиница — единственный уголок цивилизации, ближайший населенный пункт в 30 км, мы в буферной зоне заповедника.
Статус особой охраняемой зоны заповедник получил еще при Романовых в 1888 году. В то время право на охоту на территории угодья было только у великих князей и еще нескольких человек из свиты. Всем остальным было запрещено не только охотиться, но и рубить лес. Сегодня на территорию заповедника просто так попасть невозможно, даже если вы занимаетесь экотуризмом. Благодаря этому сохраняются уникальные эндемики и реликтовые рощи.
По пути проходим внедорожный маршрут. Один из водителей ошибается, и машину стягивает в болотце. Несмотря на огромный ход, пневмоподвеску, понижающую и блокировку межосевого дифференциала – толку от этого мало, когда сидишь на брюхе. Распутываем трос и выбираемся из плена.
Следующий сложный участок – дорога для лесовозов. Колеи громадные, местами реально по колено. Проходить надо по гребню и очень осторожно. Ситуацию осложняет то, что грунт – глина, по консистенции больше похожая на пластилин. Шины превращаются в слики, и попавшая в колею машина становится неуправляемой. Пару раз, проваливаясь в колею, шли тягой оперевшись на правый бок – по звукам в салоне я готовился к худшему, так как камней и щебня в грунте достаточно. Однако из повреждений — только несколько поверхностных царапин на лаке.
Проходить такие участки надо хитро, варьируя режим Terrain Response с колеи до сыпучего грунта, а в некоторых случаях принудительно ограничивать тягу только 2-й передачей.
Кстати говоря, машины у нас были практически стоковые. Отличия от тех, что вы можете купить у дилера в салоне, только в защите картера и шнорхеле (оказавшимся для нас бесполезным). В остальном совершенно серийный автомобиль. В этом и изюминка приключений. Водитель может понять предел действительно серийной машины на шоссейных 19-дюймовых колесах.
Были у нас, конечно, и две страховочные технички с чуть более серьезными шинами и лебедкой, но при необходимости можно было обойтись и без них.
На высокогорной базе мы пересели на лошадей. Въезд в заповедник закрыт любому без исключения транспорту, хотя на картах военная дорога и проходит через охраняемую зону, по факту ее давно нет. Порой случаются курьезы, когда туристы, ориентируясь по старым картам, подъезжают к шлагбауму в надежде преодолеть перевал.
Кстати о туристах. Для отдыха каждый желающий тут найдет занятие – множество диких пещер, скалолазание. А я лично попробовал полетать над ущельем. Трос длиной 400 метров позволяет переместиться на другой конец ущелья. Высота в 100 метров впечатляет, когда повисаешь над пропастью!
Популярен в историях и знаменитый «Всесоюзный туристский маршрут № 30».
Наши гиды (один из них Иван Васильевич Бормотов, мастер спорта по туризму и знаток всех заповедных мест Адыгеи) не обошли стороной и экологические проблемы. Одна из проблем связана с мусором. Его просто некуда девать. Перерабатывающих заводов нет. К тому же последнее время мусор свозят с олимпийской стройки. Построенный в Сочи завод не может работать, потому что может функционировать только при раздельном сборе мусора.
Есть проблема и с добычей ископаемых: в поселке Каменномостский расположен известняковый карьер, который создает проблему местным жителям. Пыль с разработок оседает на домах и посевах.
Проблема есть и от браконьеров. Гордость Адыгеи – зубробизон, снова на грани исчезновения. Последний зубр был истреблен в 1927 году, в 1940 году на территорию Кавказского заповедника был ввезен гибрид-зубр, скрещенный с американским бизоном. Животное заняло свою нишу, начало активно размножаться, но к 2011 году ареал снова насчитывает всего 50 особей. Аналогичная проблема касается и бурого медведя.
Промышляют и черные копатели. Вся территория Адыгеи — находка для археолога. Здесь издревле были стоянки скифов, сарматов, половцев, печенегов. По словам Ивана Васильевича, копатели обнаглели настолько, что забирают из могил только золото, бросая оружие и прочие ценные вещи прямо в земле.
Во время Великой Отечественной здесь были ожесточенные бои с фашистами, в том числе с дивизией «Эдельвейс».
В сталинские времена были лагеря, заключенные которых занимались лесозаготовками. А еще чуть раньше советская власть активно занималась расказачиванием. Поэтому коктейль из разнообразной крови тут намешан прилично. Еще одной достопримечательностью является добыча золота. Несмотря на то, что сейчас промышленная добыча приостановлена, местные, по слухам, иногда моют в реках драгоценный метал. Кстати говоря, легенда про «Золотое руно» идет именно с Кавказа. Как говорит Википедия: золото на Кавказе добывали погружая шкуру барана в воды золотоносной реки; руно, на котором оседали частицы золота, приобретало большую ценность.
Запомнившимся местом стал Свято-Михайловский Афонский монастырь, который ведет свою историю с 1877 года. В 1928 году монастырь закрыли, а храмы взорвали, для того чтобы разобрать строения на камни. В конце XIX века монастырь был самым крупным на Северном Кавказе.
Встретивший нас священнослужитель развеял мой скептический настрой против церкви. С ходу посетовал на то, что не может сейчас дать позвонить в звонницу на колокольне (предложил это сделать на Пасху) и показал импровизированный музей, состоящий из старинных предметов утвари и быта, а также коллекцию ископаемых окаменелых животных. Такой интерес мне показался необычным для православной церкви. В конце наш провожатый благословил нас и отметил, что вера должна быть направлена не наружу, а внутрь человека и для того, чтобы быть с богом, не обязательно стремиться в храм или монахи.
Мы пробыли в Адыгее четыре дня. За это время исколесили Лаго-Наки и другие заповедные места, стараясь аккуратно относиться к природе. За время путешествия машины показали себя отлично не только на бездорожье, но и на асфальте. Кстати, проблем с ГАИ не было, за все четыре дня наших поездок встретили только один раз и то ближе к Краснодару.
Вопрос, который мы себе неоднократно задавали – купили бы «Диско» или выбрали конкурента? Пожалуй, сочетание проходимости и комфорта у Land Rover остается недостижимым для других. А на вопрос надежности дает ответ статистика.
Кстати, и межсервисный пробег для Land Rover с прошлого года увеличился до 12 месяцев или 13 000 км. Серия путешествий будет продолжаться, впереди Белое море, Алтай и другие уникальные места нашей родины.