БА-6: баллада о солдате
Утром 12 января 1943-го случилось, наконец, то, чего голодный, замерший Ленинград ждал с осени 1941-го – войска Ленинградского и Волховского фронтов начали наступление. Советские части соединились, прорвав блокаду, 18-го, под Шлиссельбургом. В этих боях участвовало и 19 броневиков БА-10. Именно на Ленинградском фронте, еще в 1943-м, таких машин было немало, ведь их ремонтировал тот самый Ижорский завод, который ранее производил. Ну а часть броневиков пошла еще дальше – на запад…
БЛИНДАЖ НА КОЛЕСАХ
Идея бронеавтомобиля стара почти как сам автомобиль. Первый период расцвета блиндированных, как их тогда часто называли, машин пришелся на первую мировую. Броневики делали на базе не только грузовиков, но и многих легковых моделей – от «Форда-Т» до «Роллс-Ройса Сильвер Гоуст». В России строили бронеавтомобили на шасси «Руссо-Балта» и импортных. Ну а практически сразу после начала производства первого советского грузовика АМО-Ф15 по заданию артиллерийского управления РККА разработали БА-27 с 37-миллиметровой пушкой и пулеметом калибра 6,5 мм.
Отечественные броневики развивались вместе с автопромом – медленно и трудно. Конечно, вооруженной машине необходимы достаточно мощное шасси и соответствующий двигатель. Но ни того, ни другого в начале 1930-х наша промышленность не делала. Поначалу пришлось использовать доработанное трехосное шасси импортного «Форда-Тимкен» и 40-сильный фордовский (он же – горьковский после пуска завода на Волге) мотор.
На Ижорском заводе, построив ряд экспериментальных и мелкосерийных машин, в 1933 году начали выпускать БА-3 с 45-миллиметровой пушкой в башне от танка Т-26. После модернизации и установки на отечественное шасси ГАЗ-ААА машина получила обозначение БА-6. Ее серийное производство начали в 1936-м.
ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК
Удивительна судьба наших броневиков тех лет. Их расцвет продолжался всего десятилетие, но какое! Они успели поучаствовать в четырех войнах. Боевой путь начали в Испании, куда республиканской армии поставили 60 машин, в том числе 37 БА-6. На относительно хороших (по сравнению с нашими) дорогах они показали себя неплохо. Порой были даже полезнее менее быстрых танков. Несколько машин в качестве трофеев достались франкистам и довольно долго стояли у них на вооружении. Мало того, советскую конструкцию приспособили к трехосному шасси «Шевроле» и делали такие машины серийно.
Летом 1939 года немало бронеавтомобилей отправилось на Халхин-Гол. Они оказались очень эффективными не только в стычках с японской пехотой и кавалерией, но и против легких танков. Правда, тут же отчетливо проявились многие недостатки, о которых, впрочем, говорили и раньше. Военные рекомендовали перед атакой на пересеченной местности надеть на ведущие колеса стальные гусеницы «оверолл», поскольку завязший на бездорожье броневик становился отличной мишенью, а броня не выдерживала огня пулемета «Гочкисс» калибра 13,2 мм. Отмечались также «острые углы в отделении управления» и вообще неудобное расположение членов экипажа, особенно того, кто командовал орудием в башне. Высока была и пожароопасность машины, в которой бойцы сидели фактически в обнимку с бензобаком.
Финская война 1940 года добавила печального опыта. Неполноприводные машины с задними двускатными шинами на зимнем бездорожье очень часто оказывались беспомощными. Военные писали в отчетах, что нужен двигатель в 90–100 л.с. вместо 50-сильного, который ставили на БА-10 – модернизированный БА-6. Немало трофейных машин служило в финской армии вплоть до начала 1960-х годов, получив то, чего им так не хватало, – мощную фордовскую «восьмерку». У нас же БА-10, самый массовый в этом классе броневик, делали до осени 1941-го, пока немцы вплотную не приблизились к Ижоре.
ГЛАВНОЕ ДЕЛО ЖИЗНИ
22 июня 1941 года группа бронеавтомобилей 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса, умело замаскированных в лесу близ шоссе, под командованием старшего лейтенанта Суровцева несколько часов сдерживала немецкую колонну легких танков и мотоциклов. Маленький эпизод огромной войны – считаные часы «боя местного значения». Вряд ли кто-то из тех бойцов и тех бронемашин дожил до победы. Но они сумели внести в нее свой вклад.
Многие машины вышли из строя в первые месяцы войны, уцелевшие продолжали воевать и под Москвой, и под Ленинградом. Даже в 1944 году несколько броневиков участвовало в боях за Латвию – в частности, в штурме Елгавы.
А в последний год войны машины чаще использовали как мобильные КПП на прифронтовых дорогах – сегодня это назвали бы блок-постом. Погоду на полях последних сражений Великой Отечественной делали исключительно танки, а на подхвате у них были полугусеничные и полноприводные американские бронетранспортеры. Именно эти машины, куда более совершенные и практичные, стали причиной полного забвения броневиков 1930-х по окончании войны.
И как они, наши деды, в этом воевали?! Залезть в низкую и узкую дверцу, разместиться на маленьком сиденьице – уже проблема! Забухтел тщедушный 40-сильный моторчик, натужно завыла трансмиссия, БА-6, щедро наполняя кабину выхлопными газами (своего рода печка!), потихоньку поехал. Помню, в отчетах военных читал, как уставали экипажи броневиков даже на коротких маршах. Верю! А если с марша – в бой? Справа строчит пулемет, сверху грохает «сорокопятка», на пол падают гильзы, по кузову бьют вражеские пули. А водитель тем временем маневрирует, спасая экипаж и машину и видя мир в узенькую амбразуру. И ведь воевали!
Эта машина – как рядовой неизвестный солдат начала войны, в серой грязной шинели, обмотках вместо сапог, с винтовкой-трехлинейкой. Но из тяжелого ратного труда таких безымянных, небравых рядовых и таких несовершенных, простеньких машин сложилась наша Победа.
Чтобы понять ее цену, полезно хотя бы прокатиться в этом, кстати, полностью оригинальном БА-6. Трудности современной жизни после этого предстают в несколько ином свете…
ГВАРДИИ РЯДОВОЙ
Бронеавтомобиль БА-6 выпускали в 1936–1938 гг. Шасси – модернизированное ГАЗ-ААА, двигатель – 40-сильный (позднее на БА-6М с измененной рамой и башней – 50-сильный), 3-ступенчатая коробка передач с демультипликатором. Броня 8 мм, скорость до 42 км/ч. Построили 306 машин, часть – с радиостанциями. Сделали также прототип для движения по рельсам. Модернизированных БА-10 с 50-сильным мотором до осени 1941-го выпустили 3331 экземпляр.
Редакция благодарит Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.