Законодательство: держите меня семеро

Видимо, наши законодатели твердо уверены: никакая положительная мотивация в России не работает. Наши люди – как свиньи: если не придумать строгие ограничения и наказания, они все время будут валяться в грязи! И последние законодательные инициативы Госдумы как раз этому тезису подтверждение.
200 000 рублей – минимальное наказание при втором задержании в нетрезвом состоянии за рулем

...Ежедневно на сайте ГАИ России публикуются сводки аварийности. Например, 28 марта произошло 312 ДТП, 33 человека погибли (обычный день, бывает и хуже). Самая страшная авария дня – в Вологодской области: лихач на «Ладе» обгонял по встречке грузовик, подрезал его – и тот въехал в автобус. В итоге погибли шестеро, 33 человека госпитализированы. Виновник аварии был трезв и оказался майором полиции. Видимо, привык к тому, что ему позволено нарушать правила. Но вот что интересно: аварий с тяжелыми последствиями, случившихся по вине пьяных водителей, не так уж много. Чаще всего в отчетах фигурирует фраза: «Не справился с управлением». Или: «По причине неудовлетворительных дорожных условий». Статистика это подтверждает: за первые два месяца 2013 года на долю ДТП с участием нетрезвых водителей пришлось всего 4,8%. Для сравнения: из-за неудовлетворительного состояния дорог произошло 27,5% аварий. Но наши чиновники и депутаты с неудержимой энергией продолжают бороться именно с теми, кто сел за руль подшофе!

Вот в марте Госдума в первом чтении почти единогласно приняла так называемый «закон Яровой», предлагающий ввести в Уголовный кодекс РФ новую статью – 264.1. Там записано, что пьяных водителей, ранее лишенных водительских прав за аналогичное правонарушение, будут наказывать штрафом 200 тыс. руб., либо обязательными работами на срок 480 часов, либо принудительными работами до 2 лет, либо арестом на 6 месяцев. Кроме того, депутат Яровая предложила резко увеличить наказание для пьяных водителей, ставших виновниками ДТП с жертвами. Поначалу она требовала сажать таких на 15 лет, но это предложение раскритиковал Верховный суд и документ немного изменили. Теперь предлагают пьяного водителя за совершение ДТП с одним погибшим наказывать лишением свободы от 2 до 7 лет (сейчас просто до 7 лет) с лишением водительских прав на 3 года; если жертв больше двух, срок лишения свободы – от 4 до 9 лет (сейчас до 9 лет), прав – 3 года.

Ждут изменения и 12-ю главу КоАП РФ. Тех, кто попался пьяным за рулем в первый раз, предлагают не только лишать прав на полтора-два года согласно действующему законодательству, но еще и штрафовать на 30 тыс. руб. Такие же кары грозят и за отказ от медосвидетельствования. За передачу управления пьяному водителю накажут отлучением от руля на полтора-два года и оштрафуют на 10 тысяч.

Словом, власть очень серьезно взялась за любителей сесть за руль после выпитой рюмки. Собственно, абсолютное большинство водителей тоже за то, чтобы на дорогах не было пьяных! Но только депутаты считают, что бороться можно лишь суровыми наказаниями.

При этом закон принимается так поспешно, что в нем даже неспециалист увидит массу нестыковок. Если его примут, водителю, отягощенному «промиллями», выгоднее сбежать с места ДТП – тогда, явившись поутру, он получит меньший срок. Также можно специально удариться головой (обязательно до крови!) и прикинуться, что потерял сознание. В этом случае пострадавшим займутся медики и его состояние будут определять по анализу крови, – а по инструкции Минздрава раненный в ДТП водитель считается нетрезвым, только если в его крови обнаружено более 0,5 промилле алкоголя. Такая норма установлена согласно требованиям Всемирной организации здравоохранения и международной Конвенции о дорожном движении.

Депутат Вячеслав Лысаков внес в Госдуму поправку о возврате допустимого уровня алкоголя (0,2 промилле); на тот момент ее поддержали еще 70 парламентариев. Но будет ли она принята? Боюсь, что нет, ведь решения в нашей стране давно принимаются не в стенах Думы.

В конце марта в рамках объявленной «трезвой» кампании в Москве и Московской области прошли два рейда. В сплошной проверке водителей на содержание алкоголя было задействовано более чем по 70 сотрудников ДПС и несколько передвижных наркологических пунктов. За два дня поймали два десятка водителей, половина действительно была с «промиллями» (с какими конкретно, нам не сообщили), а половина отказалась от освидетельствования. Стоило ли ради этого отрывать от прямых обязанностей столько полицейских и медиков? И все ли пойманные водители на самом деле были пьяными, или их наказали только ради строчки в отчете?..

Подпишитесь на «За рулем» в