Парк-2012: уходя - уходи
Мы по-прежнему растем быстрее всех в Европе. Это факт. Правда, у нас была самая низкая база, то есть точка отсчета, – так что удивляться нечему.
В лидерах привычно идет «Лада», занимая 37% парка (13,7 млн. шт.). Обратите внимание: всего год назад машины из Тольятти составляли в нем 37,6% (13,72 млн. шт.). Как это понимать – машины выпускаются сотнями тысяч и продаются, а их доля снижается? Куда исчезают все изготовленные «лады»? Разгадка лежит на поверхности: число старых, отправленных на утилизацию ВАЗов практически равно цифрам продаж новых машин. На все прочие российские марки (включая потерянный «Москвич») приходится едва 11%. Получается, иномарки занимают уже больше половины автопарка – 52%. А ведь лет двадцать назад он почти полностью был отечественным. Тенденцию не переломить, и доля наших машин (из ныне выпускающихся остались только ВАЗы и УАЗы) продолжит уменьшаться.
Первыми среди иномарок и вторыми в абсолютном выражении который год оказываются «тойоты» (3,1 млн. шт., + 0,4%), – надо ли говорить, что большая их часть все еще праворульные? Зато на третье место наконец-то вышел «Ниссан» (1,5 млн. шт., + 0,3%), оттеснив российский ГАЗ (1,4 млн. шт., – 0,2%). Всё понятно: производство легковых автомобилей собственной разработки в Нижнем Новгороде прекратилось еще в 2010 году. Замыкают пятерку лидеров на удивление живучие «москвичи» (1,27 млн. шт., – 0,2%), чья популяция хоть и сокращается, но все еще представляет собой немалую долю автопоголовья.
Миллионную отметку в прошлом году перешагнули сразу несколько иностранных марок: «Шевроле» (1,2 млн. шт., + 0,4%), «Форд» (1,08 млн. шт., + 0,2%) и «Хёндэ» (1,03 млн. шт., + 0,4%). Вплотную к символическому рубежу приблизился «Фольксваген» (966 тыс. шт., + 0,4%).
Вы обратили внимание, что доля иномарок, несмотря на рекордные продажи последних лет, растет весьма неспешно? Плюс две десятых, плюс полпроцента… Здесь та же тенденция, что и с «ладами»: количество выбывающих «праворуких японок», древних «кадетов» и прочих «сто девяностых», которые массово завозили в Россию в девяностые годы, столь велико, что новички едва успевают замещать их в строю.
В десятке самых популярных моделей первые девять мест по-прежнему занимают самые разные «лады», причем лидер не меняется вот уже 12 лет – это ВАЗ-2106, выпуск которого прекратился еще в 2006 году. Вот уж наклепали!.. «Тойота-Королла», первая среди иномарок, занимает лишь десятую позицию, и ясно, что минимум половина этих машин – с правым рулем. Но, судя по расчетам аналитиков, сложившаяся картина вскоре резко поменяется: уже в нынешнем году в первую десятку попадет «Форд-Фокус», а некоторые российские модели опустятся вниз. Их век закончился…
Вместе с грузовиками и автобусами автопарк России насчитывает 44,7 млн. автомобилей.