Шесть «паркетников»: группа захвата
Ford Kuga
1,6 л, 180 л.с., 6-ступенчатый автомат, Titanium, опции 1 401 900 руб.
Suzuki Grand Vitara
2,4 л, 166 л.с., 4-ступенчатый автомат, JLX-EL 1 275 000 руб.
Mitsubishi Outlander
2,0 л, 145 л.с., вариатор, Instyle 1 249 990 руб.
Mazda CХ-5
2,0 л, 150 л.с., 6-ступенчатый автомат, Supreme, опции 1 429 000 руб.
Honda CR-V
2,0 л, 150 л.с., 5-ступенчатый автомат, Lifestyle, опции 1 349 000 руб.
Тoyota RAV4
2,5 л, 180 л.с., 6-ступенчатый автомат, «Престиж Плюс» 1 543 000 руб.
К двум суперновинкам мы добавили еще четверых конкурентов, и почти все они тоже свеженькие, дебютировавшие в России в 2012 году. Исключение – вечная, но тоже успевшая прихорошиться «Гранд Витара».
Примчавшись к месту встречи нашей компании, я через несколько минут осознал: новичков-то и не приметил! За бортом экстерьерного интереса остались не только новейший «Форд-Куга», но и «стильный и дерзкий» RAV4. Не притянул внимания и «Мицубиси-Аутлендер», который куда легче узнать в толпе по габаритам и эмблеме, чем по дизайнерским изыскам.
Впрочем, на «Хонду CR-V» по-прежнему заглядываются. Да и «Мазда СХ‑5» не обделена вниманием, невзирая на годовой стаж продаж. Так что же происходит? Похоже, «паркетный» класс становится все однороднее. Присмотритесь повнимательнее: стойки кузова, линии бамперов, фар, фонарей – всё под одну гребенку. Значит, главные различия внутри? Поищем, наверняка будет интересно!
КТО НА НОВЕНЬКИХ?
Как насчет «Сузуки-Гранд Витара»? Удивительно: ждешь от автомобиля аскетизма, а на деле получаешь воздушность верхней части интерьера, усиленную активным применением бежевого пластика. Передняя панель, комбинация приборов – все смотрится актуально, какой там «прошлый век»! И обзорность здесь отменная. Однако придется смириться с простецким водительским сиденьем, у которого подушка и спинка слишком маленькие. Да и на задний диван приходится буквально протискиваться над колесной аркой. Руль регулируется лишь по углу, а цифры на дисплее климатической установки (увы, не двухзонной) засвечиваются в солнечную погоду. И все же чувствуется в «Гранд Витаре» неистребимая жизнерадостность, позволяющая ей на равных бороться с молодежью.
«Хонда CR-V» – явный претендент на завоевание симпатий. Да, здесь немного подкачало сиденье, а точнее, его короткая, «прояпонская» подушка, не понравилась и обзорность. Зато обилию индивидуальных черт позавидуют многие. Вдобавок здесь отличные приборы, простор спереди и удобная посадка сзади. А еще, по водительским ощущениям, именно CR-V больше остальных похож на обычный легковой автомобиль.
После «Хонды» мрачноватая строгость «Аутлендера» поначалу заставляет ворчать – на кресло с недостаточным диапазоном регулировки по высоте, на мрачно-черный пластик отделки (хорошо, хоть мягкий). Как-то неуютно в таком формальном интерьере. Комбинация приборов в духе ASX, пожалуй, самое яркое пятно. Ну а потом приходит понимание, что главное в этой модели – именно функциональность. В ее огромном салоне запросто усядутся пять человек.
«Мазда СХ‑5» просторнее «Аутлендера» спереди, но теснее сзади. Зато внутреннее содержание совсем иное: и дизайн, и качество отделки здесь заметно лучше. А уж водительский инструментарий, включая отменные передние кресла и хваткий руль, просто отличный. Поругаю лишь комбинацию приборов: мелковата, указатель уровня топлива выпадает из общей схемы.
Итак, «Тойота-RAV4» или «Форд-Куга»? Увы, в споре двух интерьеров победа не на стороне известного японского педанта. Его подвела передняя панель необычной формы, где дороговизна отделки и современное наполнение почему-то соседствуют с блеклыми шкалами и часами в стиле семидесятых. А еще не понравилась длинная челюсть центральной консоли, массивная часть которой перекрывает тумблеры и кнопки, например, подогрева передних кресел. Я не сгущаю краски! Более тяжеловесный салон, кажется, и не найдешь.
С кожаной поверхности водительского сиденья все время куда-то соскальзываешь, невзирая на разнообразие электрорегулировок. Обидно, ведь форма и размеры кресла не вызывают претензий. Зато понравились классный руль, чуткие педали, удобный рычаг 6-ступенчатого автомата. Ну и конечно, простор сзади. В этом конкуренцию «Тойоте» составляет разве что «Мицубиси».
Про «Форд» скажу следующее. В новом автомобиле возникает странное ощущение, что он уже хорошо знаком. Оно и понятно, ведь интерьер «Куги» почти копирует фокусовский, разве что сидишь выше. В активе кроссовера правильное водительское кресло, балующее, как и в «Тойоте», разнообразными регулировками, но, в отличие от тойотовского, совсем не скользкое и более хваткое.
Хороша и эргономика, вот только неудобно расположенная педаль тормоза заставляет при переносе ноги «ломать» колено.
Увы, могу назвать и серьезный минус: посадка спереди плотная, на грани тесноты. Всё из-за широченной центральной консоли!
РОЛИ РАЗНОГО ПЛАНА
По ездовым возможностям их хочется, прямо как в армии, разделить на группу захвата и группу поддержки.
Главный возмутитель спокойствия – «Форд-Куга». Его 180 турбо«лошадям» никак не удается мирно сидеть под капотом, им все время надо куда-то нестись! Давишь на педаль, и сразу получаешь ураган. Это хорошо раз, другой, третий, а потом пытаешься ехать спокойней, а он все не унимается, словно компьютер заклинило в положении «спорт». Планируешь «внатяг» в повороте, но коробка как заведенная перебирает передачи при малейшем прикосновении к акселератору. Характер!
При этом в активе машины достойная, с огоньком, управляемость, позволяющая одолевать быстрые повороты. Понравилась и плавность хода, подкрепленная неплохой энергоемкостью подвесок.
Ну и с акустическим комфортом тут все в порядке.
А вот «Тойота». Здесь двигатель и коробка куда более сбалансированы. Отличный мотор, к нему чуткая и грамотно настроенная трансмиссия. На выходе получаем тот же напор страстей и эмоций, что у «Куги», но без ненужной суеты. И если нажал от души, то машина сделает все быстро и правильно.
Хороша у RAV4 и управляемость, выверенная и собранная. Единственный повод для придирки – легкий налет искусственности в реакциях, когда почти до предела все безупречно, а потом на водителя вдруг разом обрушивается помощь стабилизирующих систем.
Подвески здесь трясучие и шумные, особенно на мелких неровностях. Несолиден, особенно на фоне тихого мотора, гул рассекаемого пространства. Шумят на высокой (90–110 км/ч) скорости шины. От этого кроссовера ждешь немного большего.
Третий в боевой группе – «Сузуки». Он попал сюда благодаря гибкому двигателю, а также отзывчивому и чрезвычайно простому в управлении автомату. Увы, в остальном автомобиль не составляет серьезную конкуренцию новинкам, тем более в ездовом плане. Ну, разве что неплох (пожалуй, немного лучше, чем у RAV4) акустический комфорт.
У «Витары» небезупречные тормоза и весьма непростое поведение на дороге: в определенный момент она начинает рыскать, спрыгивать с траектории на неровностях в повороте. Подвески здесь ориентированы скорее на бездорожье. Жесткие и упругие, они приятно удивляют своей стойкостью, но не балуют комфортом.
Начиная с «Мазды» восторгов в адрес силовых агрегатов будет меньше. В настройках маздовского автомата по соображениям экономичности зашито правило преждевременного перехода к высшим передачам. Отсюда лень в реакциях, ощущаемая в начале разгона. «Пятерка» словно думает, не сразу реагируя на резкое нажатие газа, особенно после продолжительного равномерного движения.
Тем не менее в активе СХ5 чуткие тормоза, хороший акустический комфорт (иногда, правда, нарушаемый ревом мотора при разгоне), собранные, но при этом совершенно не утомляющие подвески, которые обеспечивают неплохую плавность хода. В отличие от «Тойоты», в управляемости СХ-5 нет ни грамма «синтетики», зато море водительских эмоций, обусловленных прозрачностью поведения кроссовера. Именно в естественности ощущений сила этой машины, наглядно демонстрирующей, что иногда двигатель не главное.
Дорожный спор между «Хондой» и «Аутлендером» – противостояние эмоций и практичности, ведь по своим возможностям CR-V является скорее комфортным полноприводным универсалом, чем настоящим кроссовером.
А вот «Мицубиси» как раз рассчитан на посредственные дороги, и в этом он солидарен с «Гранд Витарой». В активе «Аутлендера» внушительный дорожный просвет, стальная защита двигателя, энергоемкие и, в отличие от «Сузуки», комфортные подвески, надежные тормоза, стабильная, без неожиданностей, управляемость.
Правда, шасси «Аутлендера» грубо и шумно реагирует на дорожную мелочь, голосит при разгоне и двигатель. А вариатор только усугубляет назойливость звукового сопровождения, поэтому «Мицубиси» воспринимается не самым комфортным. Зато вариатор обеспечивает моментальную реакцию на желания водителя. И это сильно помогает машине, ведь ее двигатель далеко не самый мощный.
Двигатель и трансмиссия «Хонды» иногда казались идеальным союзом. При малейшем прикосновении к акселератору машина плавно и в то же время напористо, но без лишней нервозности набирала ход.
Ну а потом ты продавливаешь газ в пол и обнаруживаешь, что двигатель «Хонды» уже был почти на пределе! Возможно, сказывается 92-й бензин (производитель делает на этом акцент!), но мотор, сохраняя тяговитость на средних оборотах, неохотно набирает предельные.
Зато CR-V радует отменным поведением на дороге, классными тормозами, низким уровнем шумов и вибраций. Чувство машины здесь прозрачнейшее, контролируешь ее, что называется, до миллиметра. Довольно мягкие и комфортные подвески, правда, быстро пасуют перед серьезными неровностями, но простим эту особенность автомобилю, чей характер на удивление мягок.
ПО ПРОТОКОЛУ
Жаль, в наших экспертных оценках нет граф «Эмоциональный», «Запоминающийся», «Обсуждаемый». Можно было бы смелее оперировать цифрами, зная, сколько за каждой сомнений и споров. Наименее обсуждаемым, например, получился «Аутлендер» (третье место): его легко принимали таким, каков он есть. Кроссовер получился ровным по характеру, просторным и неплохо подготовленным к бездорожью, по крайней мере геометрически. Не стоит также сбрасывать со счетов еще один плюс – весьма разветвленную сервисную сеть «Мицубиси».
В лидеры по эмоциональности неожиданно вырвался проигравший «Сузуки». Почему? Кто еще из производителей кроссоверов сегодня предлагает настоящий полный привод с понижайкой да еще и с полностью отключаемой (но только в режиме Low) системой стабилизации? А кто похвастается боевой защитой двигателя и коробки, проложенной почти до задней оси?
«Тойота-RAV4» лишь пятая? Скандал! А скорее – хороший пример того, что ездовая яркость и просторный салон не всегда способны компенсировать эргономические недоработки. Ну и внедорожные способности даже с точки зрения городского жителя огорчили.
В активе «Хонды» огромный багажник и приятный интерьер, а также ездовые настройки. Но когда мы посмотрели на CR-V снизу, то увидели поврежденные пластиковые экраны и погнутые кронштейны – результат чьих-то смелых экспериментов на бездорожье. Повторю, «Хонда» не кроссовер, а скорее городской универсал, удобный и дружелюбный. Итог – четвертое место.
Не прогадают те, кто выберет «Форд-Куга». Машина запомнилась интересным дизайном салона, образцовыми ездовыми качествами и, конечно, бойким двигателем. Ну и необычными «фишками» вроде умного багажника. Первое место по баллам «Форд» поделил с «Маздой». Мы однозначно сошлись на том, что СХ5 самый удобный и сбалансированный по большинству параметров автомобиль.
Suzuki Grand Vitara
Возраст интерьера «Витары» уже не скрыть никаким рестайлингом, стандартный набор оборудования актуален для машин пяти-шестилетней давности. Здесь обычный климат-контроль и нерегулируемый подогрев кресел, доводчик лишь у водительского окна и к тому же работает только вниз. Разъемов для внешних девайсов не предусмотрено в принципе.
Штрихи современности – бесключевой доступ через передние двери или багажник и пуск двигателя пластиковой заглушкой (ключ может находиться в кармане). Рядом с рычагом АКП сразу две розетки-прикуривателя, в багажнике собственный потолочный свет. Отмечу также возможность установки навигационной системы в самой дорогой комплектации.
Из явных минусов – сильно бликующие на солнце монохромные экраны аудиосистемы и климатической установки.
Тoyota RAV4
Несмотря на весь свой хай-тек, интерьер новой «Тойоты» оставляет двойственное впечатление. Как вам тот факт, что самый дорогой в тесте кроссовер оснащен всего лишь одним доводчиком стекол? Но в остальном набор оборудования неплох: бесключевой доступ через передние двери, двухступенчатый подогрев кресел и двухзонный климат-контроль, электропривод кресла водителя и система контроля выхода из полосы. Под центральной консолью стандартные музыкальные разъемы и розетка прикуриватель. Кстати, опционный привод багажника здесь, как и в «Куге», электрический. Вот только открыть его бесконтактно не получится.
Тачскрин «Тойоты» крупнее маздовского (6,1 дюйма), претензий к удобству его использования или быстроте откликов у меня нет. Жаль лишь, что в тестовую машину еще не успели загрузить карты навигации. А вот линейка камеры заднего вида, увы, неподвижная.
Honda CR-V
«Хонда» досталась нам в довольно простой комплектации и потому оказалась единственным автомобилем теста, для пуска двигателя которого нужен ключ. Кроме того, отсутствуют электрорегулировки кресла водителя, бесключевой доступ и навигационная система.
Зато остальные опции на уровне конкурентов: есть двухступенчатый подогрев кресел, двухзонный климат-контроль и доводчики всех стекол. Задним пассажирам, как и в «Форде», положены собственные дефлекторы. В подлокотнике входы USB и AUX, в багажнике отдельный блок потолочного света.
На 5-дюймовый экран в верхней части панели выводится информация о машине, время и изображение с камеры заднего вида (линейка неподвижная). В дорогих версиях на нем же дублируются подсказки навигационной системы. Среди отличительных особенностей «Хонды» выделю правое зеркало, автоматически опускающееся при движении назад. Это удобно.
Mitsubishi Outlander
Автомобиль проще своих оппонентов и предлагает стандартный набор в виде бесключевого доступа через передние двери, двухступенчатого подогрева кресел, двухзонного климата и электропривода сиденья водителя. Передовых систем активной безопасности и модных электронных «фишек» здесь нет.
Однако обнаружились и выгодные отличия: «Аутлендер» единственный из тестовой шестерки оборудован подрулевыми лепестками управления вариатором. К тому же в багажнике есть третий потолочный плафон.
В данном случае 6,1-дюймовый сенсорный экран с приличным разрешением не отображает карты. В итоге функции мультимедиа сводятся к проигрыванию музыкальных файлов (в подлокотнике есть USB-разъем, там же розетка-прикуриватель) и вывод изображения с камеры заднего вида. Музыка звучит неплохо, но линейка камеры заднего вида вновь неподвижная.
Ford Kuga
По количеству интересных «фишек» и электронных помощников «Форд» превосходит едва ли не всех конкурентов. Здесь хорошо знакомый по «Фокусу» автоматический парковщик и бесключевой доступ в салон через любую дверь, а также главная гордость создателей – умный багажник.
В мелочах «Куга» не менее хороша: доводчиками оснащены все четыре стекла, климат-контроль двухзонный, за проигрывание музыки отвечает заказная система «Сони» со спрятанными в подлокотнике разъемами AUX и USB. Кресло водителя снабжено электрорегулировками, а к услугам задних пассажиров столики в спинках передних кресел, розетка на 220 В и пара дефлекторов.
Огорчает лишь мультимедийная система. Во-первых, управлять ее функциями при помощи джойстика на консоли не очень удобно, а во-вторых, карты навигации на 5-дюймовом дисплее выглядят бедно и примитивно. Аналогичные претензии к картинке, выводимой с камеры заднего хода: слишком мелко!
Mazda CХ-5
В «Мазде» свой кроссовер умным не называют, однако СХ-5 на фоне «Куги» отнюдь не выглядит бедным родственником. Пусть здесь дверь багажника без интеллекта, зато есть система контроля полосы, мониторинг мертвых зон, «старт-стоп» и поворотные фары.
И о мелких удобствах японцы не забыли: полный комплект доводчиков стекол и бесключевой доступ для передних дверей и багажника, в центральном подлокотнике входы USB и AUX, а также розетка-прикуриватель, привод регулировок водительского кресла электрический.
Звучание аудиосистемы «Боуз» – одно из лучших.
Экран мультимедийной системы здесь лишь ненамного больше (5,8 дюйма) фордовского, но пользоваться ею значительно удобнее – главным образом благодаря сенсорному дисплею. Кроме того, управлять функциями можно при помощи удобного контроллера, расположенного между сиденьями. Линейка камеры заднего хода, как и в «Куге», подвижная.
НА ПРЕДЕЛЕ
Мы оценили управляемость автомобилей в предельных режимах на покрытой снегом и льдом площадке. В целом отметили: все автомобили теста, за исключением «Сузуки», ведут себя как обычные переднеприводники. Наиболее отчетливо это ощущается в «Тойоте» и «Мицубиси». Оба кроссовера предсказуемо реагируют заносом задней оси на сброс газа и сносом передней на подачу, при этом «Аутлендер» чуть более склонен к заносу задней оси, а RAV4, наоборот, к проскальзыванию передней.
Совладать с «Хондой» на скользком покрытии оказалось сложнее: при недостатке сцепления с дорогой она не хочет поворачивать и скользит передними колесами по прямой. Если же при отключенных электронных помощниках раскачать машину и заставить ее уйти в занос, то стабилизируется она крайне неохотно.
Причина такого поведения CR-V отчасти в шинах: ее всесезонки цепляются за лед заметно хуже, чем полноценные зимние шины конкурентов.
На «Мазде» проходить трассу быстрее всего получается вкатыванием: неотключаемая система стабилизации не приемлет скольжений (особенно это касается задней оси) и пытается пресечь на корню любое поползновение в сторону. Приходится максимально долго избегать корректирующих поворотов руля, тогда электроника ведет себя заметно либеральнее.
У «Форда» системы помощи водителю замысловаты, но ведут себя логичнее, чем у остальных. При отключенном «противобуксе» стабилизация все-таки остается настороже, однако вмешивается в процесс управления куда реже, чем на той же «Мазде». Допуская довольно большие углы скольжений, она срабатывает лишь при попытке откорректировать автомобиль рулем. Причем оставляет возможность пользоваться еще и газом. А значит, на «Куге» без труда удается ехать по трассе действительно быстро.
В «Сузуки», как и в «Мазде», в обычном режиме система стабилизации не отключается и при возникновении скольжений очень грубо осаживает машину. Тем не менее, играя на запаздывании назойливой электроники, можно проходить повороты с небольшим заносом. Если же включить пониженный ряд раздаточной коробки, то система отключится полностью, предоставив водителю свободу действий. Вот тут-то «Гранд Витара» и показывает все прелести постоянного полного привода, позволяя от души поэкспериментировать рулем и газом.
Однако здесь надо учитывать, что «Витара» становится очень резкой, не прощает грубых ошибок и непродуманных действий. И пусть реакции на действия водителя не всегда понятны, а на пониженном ряде раздатки быстро не разгонишься, все же «Сузуки» – единственный автомобиль из шести, радующий настоящей полноприводной управляемостью.
Александр Крючков
ДОКАТКИ НА ПРОВЕРКУ
Мы в принципе не жалуем докатки и снижаем оценку автомобилям с неполноценным запасным колесом. А тут еще появились слухи, что при разнице в диаметрах шин (в зависимости от комплектации на одном и том же автомобиле могут быть установлены, например, как 17-, так и 19-дюймовые колеса) при езде на докатке возможны ложные срабатывания систем активной безопасности.
На три машины – «Хонду CR-V», «Форд-Куга», «Мазду СХ-5» – мы установили вместо правого переднего колеса докатку. Давление воздуха согласно инструкции 4,2 бар. (Кстати, пришлось подкачивать все, ни в одной давление воздуха не превышало 3 атм.) После 10 км пробега выяснилось, что системы стабилизации ожидаемо и дружно проигнорировали «неполноценность» колес, приняв их как свои. Однако в «Мазде» сработала система контроля воздуха в шинах, что тоже вполне объяснимо: в запасном колесе, скорее всего, нет соответствующего датчика, посылающего сигнал на центральный блок. Так что слухи не подтвердились: всё работает.
Геннадий Емелькин
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТИМУЛ
Ну и напоследок пару слов об экономичности. Худший результат, как и ожидалось, – у конструктивно немолодой «Гранд Витары»: по одометру, средний расход – 14,1 л/100 км. Мощная «Куга» потребует не только повышенного ежегодного налога, но и 13,7 л на сотню. Не по «лошадям» солидный аппетит и у «Аутлендера»: 13,4 л/100 км. А вот «Тойота-RAV4», даром что мощнее на 35 сил, довольствуется 13,0 л. Хотите экономить на топливе? Это к «Хонде» и «Мазде», которым в тесте хватило на 100 км пробега 11,7 и 11,6 л бензина соответственно.
ИТОГ
В этом тесте мне чуть не хватило полновесной проверки на проходимость. Снега этой весной навали ло столько, что и на настоящем вседорожнике не проехать, не то что на «паркетнике».
Сергей Воскресенский