«Газель-NEXT»: перевозчик-2
Директор завода Вадим Сорокин спрашивает по телефону одного из тридцати «лояльных» клиентов, которым в январе передали «Некст»:
– Сергей, сколько проехали? На что жалуетесь, что нравится, к чему руки приложили?
– Баранку кручу иногда по 18 часов. Раньше колени болели, спина ныла, теперь об этом забыл. Просторно, комфортно, очень удобно. Словно переселился из тесной однушки в духкомнатную квартиру. Удивительно, но сократилось время на маршруте. Расход груженого авто в 15 л меня вполне устраивает. Намотал за месяц больше 6000 км. Все исправно, работает как часы. Рад, что пересел на «Некст». Замечаний практически нет. Вот только инструмент назойливо побрякивал под сиденьем, – я его ремнем приструнил. Еще заметил сразу, что трубка омывайки пережата хомутом. Заменил ее за 30 секунд. Сколько гружу? Честно? До трех тонн, мне по-другому нельзя. Заказчик требовательный.
Такое телефонное совещание с газелистами Вадим Сорокин проводит каждую пятницу. Рядом ответственные за конструкцию, качество и сбыт, всё слышат собственными ушами. Полезное собрание, не дает расслабиться и почивать на лаврах.
ПОЛЕЗАЙ В КУЗОВ
Гордость нижегородцев – кабина. Там всё – для людей, причем по самым современным стандартам, начиная с посадки в импортном кресле и заканчивая неприметным рычажком. Мелочей нет. Взять хотя бы ручки дверей. Они большие, можно ухватиться даже в варежке. Пластиковая накладка защитит от царапин.
Дверь фиксируют мощные петли (иностранного производителя) в двух позициях – 45 и 82º. Здесь даже не столько в удобстве дело, сколько в надежности. Попробуйте потянуть дверь импортного грузовичка еще дальше – увидите, как гуляет стойка, где привернуты петли. В «Нексте» стойка даже не дергается.
В регулировках руля отказались от настройки по вылету: диапазона сиденья должно хватить под водителя любого роста. Приятно, что оставили регулировку наклона колонки. Эргономисты хотели было и от нее отказаться, как это сделано в большинстве зарубежных аналогов, но по требованию трудящихся оставили.
У сиденья масса настроек. Кроме традиционных есть еще регулировка по высоте и наклону подушки сиденья, поясничный упор, подгорев (правда, в опции). Словом, всё как в «Спринтере». Ведь поставщик «Мерседесу» и ГАЗу один и то же (кстати, он же готовит сиденья для ДАФа и «Вольво»).
А вот пассажирские кресла справа – отечественные. Но тоже вполне себе комфортные, во всяком случае удобнее, чем в «Дукато». Если прилечь на сиденьях, то можно вытянуться во весь рост. Ради этого даже подлокотник на двери укоротили, чтобы не мешал ногам, – тоже пожелание клиентов.
Щиток приборов богат, но не перегружен. Яркий и четкий. Дополнительные данные – в маршрутном компьютере, который можно синхронизировать с головным устройством (для него предусмотрено место 2DIN), построенным, например, на «Андроиде». Пока же предлагают в качестве опции простенький ресивер, но с USB-входом. Аудиоподготовка есть на всех «некстах»: внешняя антенна и динамики в дверях.
Важная особенность кабины «Некста» спрятана от глаз – она почти целиком оцинкована: пол, передний щиток, пороги, капот, двери, силовые элементы. Исключение – крыша да задняя стенка.
Зазоры сопрягаемых деталей минимальны, подгонка точная. Это заслуга не сборщиков, а выверенных штампов и оснастки для сварки. Всё импортное, от корейской LG. Газовой или электродуговой сварки нет, только точечная, а значит, нет перегрева, отпущенного, покоробленного металла – будущих вероятных очагов коррозии.
КОЛЕСНИЦА
В ходовой части всё, что обещали, реализовали. Прежде всего независимую переднюю подвеску. Правда, скептически настроенные клиенты все же требуют вернуть передний зависимый мост хотя бы в качестве опции – сомневаются, сдюжит ли двухрычажка на наших дорогах. Но заводчане уверяют, что нужды в том нет. Новая подвеска еще более энергоемкая и с большим ресурсом, ямы проглотит и не поперхнется.
Рулевой механизм реечный. Прогресс даже не в типе конструкции, а в том, что его крепят к «подрамнику». Ведь раньше рулевой механизм стоял на лонжероне и возникали дополнительные, ненужные перемещения механизма и тяг.
На зависть и тормоза. Вентилируемые передние диски стали больше размером, чем прежние. В списке допоснащения антиблокировочная система (с июля). Уже летом возможно предложат систему стабилизации. Потом, вероятно, появится и трекшн-контроль – был бы спрос.
Мотор – хорошо зарекомендовавший себя 2,8-литровый 120-сильный дизель «Камминс», но со своей прошивкой. На «Нексте» тоже самое передаточное число главной пары. Экологический класс машин с системой рециркуляции отработавших газов, но без дорогого сажевого фильтра – Евро-4. Сцепление «Сакс» – диафрагменное. Коробка передач своя, усиленная от «Бизнеса», но теперь везде с импортными подшипниками и сальниками. Обещают, что ни одна капля масла не оросит землю за весь ресурс машины. Поверим?
Платформа на «Нексте» с бортами из алюминиевого профиля. Замочки – загляденье: с преднатягом в закрытом положении. Пол из яхтенной, особо прочной фанеры. У нас такую не делают, везут из Финляндии. Наконец-то появились удобные петли для крепления груза и отверстия для каркаса тента на раме кузова. Теперь тент не будет болтаться, как крыша кибитки во время погони в американских вестернах.
В МЕТЕЛЬ
Денек для теста удался – метель с ураганными порывами ветра. На «Нижегородском кольце» асфальт укрыт плотным снегом с надолбами. Без размашистых движений вгоняю плотный рычаг коробки на первую ступень и с проворотом колес выруливаю на трассу.
В машине стало заметно тише, чем в опытном образце, на котором ездил летом. За это время поставили иную шумоизоляцию и поработали с подвеской кабины.
В первый поворот вхожу уже веером и при этом отлично контролирую машину, несмотря на то что в кузове полтонны балласта. Независимая подвеска отрабатывает неровности и цепко держит машину на траектории. По ухабам «Некст» не пляшет, как это делал «Бизнес». Подвеска у «Некста» жестче, тем не менее на высокой скорости к потолку на больших кочках не подбрасывает.
И всё бы хорошо, да вот незадача – рычаг коробки для меня коротковат. Чтобы переключиться, приходится отрываться от спинки.
Один круг, второй… Я остался доволен управляемостью машины и динамичным подхватом дизеля с любых оборотов. Но «Газель-Некст» не для спортивных выкрутасов. На ней не рекорды ставить, а зарабатывать. Но только так оценишь конструкторские достижения или провалы. Последних я не обнаружил.