Таиланд: часть вторая
Этим утром я получил на тест новый Chevrolet TrailВlazer и отправился на нём в путь. «Шеви» праворульный, конечно же! Мой сегодняшний рассказ — о заброшенностях старого Таиланда, автомобильном движении и о макаках среди нас.
Вот такой у меня попутчик в Таиланде. Серебряный дизель 2,8 литра. Я знаю, что правый руль многих пугает. Первый раз я тоже подходил к праворульной машине с опаской. Это было в прошлом июле на Сейшельских островах, когда я взял напрокат машину, чтобы покататься по главному острову Маэ. И знаете, мне понравилось. Ощущения — как новая игрушка в детстве. Получаешь новые впечатления, хочется ехать дальше и дальше. Теперь у меня есть такая возможность.
Помните, что я писал вам про местные дороги? Хаос, неразбериха, толкучка как в Москве, да ещё эти чёртовы мопеды под колёса лезут. У страха глаза велики! Как только я сел за руль, всё встало на свои места. Та самая логика тайского движения, что я пытался найти, катаясь в такси, очень проста: будь бдителен, уступай дорогу другим и не наглей, когда хочешь, чтобы уступили тебе. Если следовать этим правилам, водить будет комфортно почти в любой стране. Ну кроме России с Албанией.
Иногда тайские водители нарушают правила. Обгоняют, где нельзя, катаются по встречке. Бывает, что и пьяными ездят. Но при этом ехать в местном потоке за рулём совершенно комфортно. Удивительный парадокс. Возможно, весь секрет в том, что тайцы совершенно неагрессивные водители. В их действиях нет злобы и агрессии, они не хотят показать, какие они крутые, не будут «учить» зазевавшегося водителя или идти на принцип и не пропускать машину в свой ряд. Я давно говорил, что нашим водителям нужно быть добрее и вежливее друг к другу, и пробок с авариями станет намного меньше.
Почти все трассы — по две полосы в каждую сторону. Спасибо королю! В 100 километрах от Таиланда находится город Аютайя, бывшая столица Таиланда. Хотя страна и называлась тогда иначе. В истории тайского государства было много самых разных периодов, разных названий страны. Государство Аютия существовало с 1351 по 1767 год нашего летоисчисления. Чего там только не было, лучше Википедии всё равно никто не расскажет. В середине 18 века Аютия прекратила своё существование: бирманцы захватили столицу и сожгли её. Кое-что уцелело, и сейчас это музей под открытым небом, который показывают туристам. Аютайя — визитная карточка Таиланда, старинные постройки разбросаны по разным районам современного города, и нужно провести здесь целый день, чтобы побывать везде. Некоторые комплексы бесплатны, какие-то за деньги. Обычно билет стоит около 50 рублей. Я заметил следы ремонта в древней столице. Не иначе восстанавливают? И я первый раз в жизни увидел слона за пределами зоопарка! Слон — тоже визитная карточка Таиланда. Говорят, что обязательно нужно на нём покататься. Я ещё не решил, стоит ли слон своих 100 рублей! Слон неторопливо топает по улице, за ним семенит дворничиха и убирает какашки. Наверное, как раз эта работа и называется «слоноподтирщик». В Аютайе прикольно, но быстро надоедает. Всё-таки я не люблю музеи. Но для галочки — отметился.
Поехали дальше. Позже я напишу отдельный большой пост про дороги Таиланда: как по ним ездить, особенности местного ПДД и всё такое прочее, но несколько заметок хочу сделать сейчас. Тайские дороги и знаки очень похожи на американскую систему. Сразу понятно, что их позаимствовали в США. Например, жёлтая разметка обозначает границу попутного направления. Всё, что за ней — встречка. Это очень удобно, когда не знаешь, односторонняя ли дорога. Видишь белые полосы — перестраивайся без опаски, навстречу никто не поедет. Ещё в Таиланде можно поворачивать налево на красный свет, если никому не мешаешь и не висит запрещающего знака. Это «зеркальное» американское правило, почти везде можно повернуть на красный направо. Ну и сами знаки очень похожи.
Что-то тайцы взяли и у нас. Например, посты дорожной полиции. За 500 километров я встретил только один, зато тормозили всех. Остановили и меня. Полицейский что-то долго бормотал на тайском. «Документы показать?» — догадался я. Показал ему российские права (международные были в багажнике). Не знаю, понял он что-то или нет, но увиденное его явно устроило. Полицейский сложил руки вместе, слегка кивнул в поклоне и пожелал счастливого пути.
Потом я заглянул в ещё один древний город, Лоп Бури. Здесь также по всему городу разбросаны разнообразные руины и там... обезьяны! Вот что делает это место особенным. Здесь прямо на улицах живут сотни макак, которые соседствуют с людьми. Скачут, безобразничают, воруют — словом, обезьянничают!
После Лоп Бури мне предстояло проехать ещё 350 километров до места ночёвки. Дороги хорошие, ничего не скажешь. Сначала я ехал по главной магистрали с номером 1, потом съезжал на другие «федералки», но все они были одинаково хороши. Всё просто, понятно, наглядно. Дублируется на английском. Правда, тайский английский всё-таки немного странный. «Добро пожаловать в туризм!» Но понять можно.
Заехал покушать на автозаправке. Там всё та же дешёвая тайская еда, прекрасно! Ингредиенты выбираешь себе сам. Всё это рыба или морепродукты. Креветки и кальмары — с ними всё понятно, шарики, квадратики и т.д. — это кусочки рыбы. Мне не нравится. Когда я заказал еду, мне сказали идти в кассу и поменять местные баты на такие вот купончики. Зачем — не знаю. Монополия какая-то. А лапша с бульоном, если не считать мерзкой рыбы, — очень вкусная! Буду её есть и дальше. Апельсиновый сок тоже вкусный, но про лёд вы верно заметили — наверное, нужно просить без него. Вода может быть из болота!
Болот здесь много, крокодилов тоже, но пока я видел только пластиковых. Тайцы украшают дороги статуями крокодилов и портретами короля. А скажите мне, в Таиланде настоящие крокодилы водятся разве? А вот мусульмане здесь водятся. Преимущественно на юге, но встречаются и в других городах. Если меня не забьют камнями, я покажу вам фотографии из одного мусульманского города на севере Таиланда.
Машина, на которой я езжу, рекламируется на каждом углу. Вообще, тайцы любят внедорожники, но у них совсем иное, чем у нас, отношение к большим машинам. Джип — это не круто. Это необходимость. Кто захочет платить больше за бензин и корячиться, паркуясь на узких улицах? Хоть здесь и не принято выставлять себя напоказ, понты местным жителям вовсе не чужды. Например, ездить на мотоцикле в футболке с названием бренда на спине — это круто!
Я долго ждал, когда же закончатся хайвеи и начнётся однополосная дорога с КАМАЗами, которые придётся обгонять справа? За 15 километров до отеля это случилось. И, кажется, в ближайшие два-три дня магистралей больше не будет — только такие дороги, а то и просёлки. Но ведь именно они — самые интересные!