Из Москвы до Питера на одном баке
Оценивать топливную экономичность авто можно по-разному, но самый, пожалуй, приятный способ – путешествие в хорошей компании. Благо, опыт мы накопили немалый: пробеги в Питер и обратно на одном баке стали в редакции доброй традицией. Не мудрствуя лукаво, мы и на сей раз решили повторить путь, проделанный редакционным "Фокусом" в 2006 году (ЗР, 2006, № 12). Старт – от бензоколонки, что в 3 км от МКАД по Ленинградскому шоссе, разворот на площади Победы в северной столице, финиш – напротив той же бензоколонки.
В путь отправились на "Фольксвагене-Тигуан" российской сборки, недавно пополнившем наш автопарк (ЗР, 2009, № 7). Этого представителя весьма популярного и быстрорастущего класса кроссоверов трудно назвать эталоном экономичности, несмотря на дизельный двигатель, – ведь на попечении последнего автоматическая коробка передач, полноприводная трансмиссия 4Motion и довольно громоздкий кузов. Но чем сложнее задача, тем интереснее.
ТАНЦЫ С БУБНОМ
Итак, маршрут обозначен, карты куплены, контрольные точки определены, координаты в GPS-приемник вбиты. Настало время подготовки машины. Предложений поступило великое множество – от банальных до весьма экзотических. Так, чтобы снизить полную массу авто, нам рекомендовали открутить все "лишние" саморезы, выпустить половину газа из огнетушителя и повынимать почти все таблетки из аптечки, оставив по одной каждого наименования (а вот пачки активированного угля трогать не советовали – памятуя о последствиях посещения придорожных закусочных). С трудом отразив мощную мозговую атаку, ограничились классическими рецептами: колеса накачали до предельно допустимого значения, окна постоянно держали закрытыми, кнопку включения кондиционера заклеили пластырем, чтобы не было соблазна его включить, и договорились бить по рукам того, кто нарушит запрет. На другой чаше весов оказались три члена экипажа суммарной массой 207 кг, личный скарб, фотоаппаратура и неприкосновенный запас провианта.
РАСХОДНАЯ СТАТЬЯ
Птички не поют, гастарбайтеры не скребут метлами – Москва спит, 4 часа ночи. Даже грозный в иное время суток охранник на заправке сделал вид, что не видит вспышки фотокамеры, и не вышел поинтересоваться разрешением на съемку. Наконец канистра с соляркой про запас уложена в багажник, бак залит до отказа, счетчики расхода топлива и километража обнулены, клятвы в том, что останавливаться лишний раз по нужде не будем, друг другу даны – и мы тронулись в путь. Чуть свет дороги в Москве и окрестностях довольно свободны, воистину драгоценное топливо удается тратить строго по назначению.
Одометр отсчитывает первые километры, городские пейзажи за окном уступают место более живописным загородным, а показания среднего расхода топлива меж тем не падают ниже 5,3 л на 100 км. Но, по нашим подсчетам, для успеха мероприятия мы должны тратить на каждую сотню около 4,5 л! Вот уже Солнечногорск проехали, а цифра не меняется. Дизельный "Форд-Фокус" на этом участке в свое время расходовал 3,7 л, и этот показатель по итогам пробега практически не изменился. Что же, полное фиаско в самом начале пути? Вроде едем в соответствии с традиционными представлениями о наиболее экономичном режиме движения, то есть с наименьшими оборотами на высшей передаче (спидометр при этом показывал примерно 62 км/ч), разгоняемся и тормозим плавно, на светофорах двигатель глушим, а здесь такое безобразие творится! Ладно, списали его на относительно рваный темп движения в подмосковных городах и утешили себя надеждами на будущее.
Увы, при объезде Твери бортовой компьютер издевательски выдал 5,4 л. От попытки высадить кого-нибудь из машины (а еще лучше – двоих) или пристроиться на один из попутных автовозов удержало чувство служебного долга – "За рулем" играет по-честному. Вышний Волочек и Валдай проскочили без особых проблем, средний расход упал до 5,2 л. Но и это многовато. Позади было уже больше 400 км, а картина вырисовалась совсем не радужная. В отчаянии мы решили отойти от догматов достижения топливной экономичности и поэкспериментировать с режимами движения. Чудо свершилось! При большей скорости средний расход начал падать и "Тигуан" согласился умерить аппетит на 0,5–0,6 л. То ли на минимальных оборотах гидротрансформатор блокируется не до конца, то ли умная электроника считает такой режим движения недопустимым и корректирует смесеобразование... Это осталось загадкой. Но надежда вновь затеплилась в наших сердцах, и мы резвее (скорость увеличилась на целых 5 км/ч!) помчались к заветной цели.
По правде говоря, изнурительнее такой монотонной езды разве что вскапывание огорода у бабушки под Пензой. Мало того, что правая нога затекала до онемения, так еще вместо привычных 8 часов пути в один конец нам потребовалось целых двенадцать! Да и санитарных остановок пришлось совершить значительно больше – на перекачанных шинах ощутимо трясет. "Теперь я понимаю тех, кто сидит сзади в дальних поездках", – изрек фотограф, покидая очередное здание неизвестного архитектора и забираясь на второй ряд.
Культурная столица традиционно встретила вялотекущей пробкой, состоящей почти из одних грузовиков. В таком темпе не то что обратно до Москвы – до Торжка соляры не хватит! Но, как и все плохое, затор наконец рассосался – мы на площади Победы! Правда, средний расход опять вырос до неутешительных 5,4 л. Одометр отсчитал 669 км, а на указателе чуть меньше половины бака. Тем не менее шансы выполнить задуманное, пускай небольшие, сохранялись.
Указатели с названиями населенных пунктов замелькали в обратном порядке: Тосно, Любань, Чудово... Средний расход стал постепенно снижаться, но тут в эксперимент вмешалась погода, будь она неладна! При подъезде к Великому Новгороду начался дождь, который затем превратился в тропический ливень. Трасса покрылась слоем воды в несколько сантиметров, и это закономерно отразилось на моментальном расходе солярки, который разом увеличился примерно на 2 (!) л. Дело ясное, бежать по воде куда тяжелее, чем по суше.
На одном баке мы проехали 1253 км, не дотянув до финиша 81 км. Средний расход составил 5,1 л на 100 км пути.
Надежды таяли, как мороженое на солнце. И только один вопрос занимал всех: докуда доедем? Индикатор, сигнализирующий о необходимости заправиться, вспыхнул в населенном пункте с весьма забавным и запоминающимся названием – Выдропужск. А до финиша оставалось еще почти 250 км. Через 84 км бортовой компьютер сообщил, что топлива у нас осталось ни много ни мало на 0 км, после чего мы... преодолели еще столько же. По иронии судьбы "Тигуан" заглох прямо перед очередной заправкой и сам смог подкатиться к топливной колонке. Хорошо, толкать не пришлось – перед людьми неудобно...
ВОЛШЕБНЫЙ СОСУД
Век живи – век учись: при паспортном объеме бака 64 л заправщик сумел влить в него целых 70 л! Лишние литр-два – это еще понятно, но шесть – явный перебор. Разве что в «Тигуане» заправочная горловина подобна лабиринту Минотавра, куда и вмещается такой излишек. Действия заправщика не только озадачили нас, но и стали причиной возникновения проблемы: пустить двигатель без специального клапана для удаления воздуха из системы на топливном фильтре оказалось не так-то просто – заполнить магистраль с помощью стартера удалось лишь через 15 минут. Завершив, наконец, процесс, мы принялись подводить итоги.
Вышло, что на одном баке мы преодолели 1253 км, не дотянув до финиша 81 км. При среднем расходе 5,1 л на 100 км нам не хватило чуть больше 4 л солярки. Пару мы потеряли на начальном отрезке, а остальное растратили в пробке под Питером и при движении под дождем, так что при благоприятном стечении обстоятельств вполне могли бы рассчитывать на успешный исход эксперимента. А если бы дул попутный ветер, да ехал бы один человек, да...