Toyota RAV4 и Ford Kuga: «трактористы» XXI века

В далеких 90-х немногочисленных тогда владельцев дизельных легковушек называли «трактористами» за тарахтение под капотами их «железных коней» и нередкие клубы черного дыма при резком старте или запуске мотора. С тех пор сильно ужесточились экологические нормы, легковые дизели работать стали тише, а топливо для них сравнялось в цене с бензином. Но экономичность дизеля все больше привлекает автомобилистов, в том числе в популярном сегменте среднеразмерных кроссоверов.
Toyota RAV4 2.2 D (150 л.с.) 4х4 AT Престиж (1 533 000 руб.) и Ford Kuga 2.0 TD (140 л.с.) AT Titanium + опции (1 484 800 руб.)

Представили

В нашей дуэли участвуют новинки – Toyota RAV4 и Ford Kuga. Обе модели, помимо бензиновых, представлены у нас дизельными модификациями. Их и сравним.

Аббревиатура RAV4 (Recreation Active Vehicle, 4 – полный привод, хотя в Японии и Америке были переднеприводные версии) за 19 лет существования стала именем нарицательным и прочно ассоциируется с почти идеальным кроссовером за вменяемые деньги. И хотя первое поколение позиционировалось как молодежный автомобиль, легкий и компактный (длина трехдверки 3730 мм), почти внедорожник полюбился горожанам, а особенно дамам. Второе поколение выпускалось с 2000-го по 2005-й. Автомобиль подрос в размерах, стал более комфортабельным в угоду расширившейся потребительской аудитории, но сохранил верность «честной» (с тремя дифференциалами) трансмиссии 4WD. Третья генерация была самой «долгоиграющей» – она выпускалась с 2005 по 2012 год. Этот автомобиль далеко перешагнул за четырехметровую отметку (длина – 4390 мм) и фактически перешел в следующий, более «взрослый» сегмент рынка. В сис­теме полного привода меж­осевой дифференциал уступил место электронно-управляемой муфте, а гидромеханический «автомат» был заменен на вариатор.

И вот долгожданное четвертое поколение (газета «За рулем – Регион», №4/2013). По сравнению с прародителями просто гигант: длина – более 4,5 м. А вот кузов всего один – пятидверный. Трехдверок больше нет. Новое все – дизайн, уровень оснащения, двигатели, коробки передач. Разве что система полного привода досталась от предшественника, да и то в более продвинутом виде. Впервые в истории модели под капотом появился дизель. А главное, коренным образом изменилась гендерная направленность: RAV4, бывший «фанкар» и «дамский угодник», теперь адресован взрослой мужской и семейной аудитории.

Оппонент – Ford Kuga (газета «За рулем – Регион», №3/2013) – не может похвастать столь же богатой биографией – он почти на полтора десятка лет моложе (первое поколение модели выпускалось с 2008 по 2012 год). С появлением второй генерации в прошлом году ни концепция, ни целевая аудитория не менялись – это семейный паркетник. «Болезнь» роста в размерах новый Kuga зацепил «вскользь» – длина увеличилась на 81 мм, но колесная база осталась прежней. А вот техническое перевооружение заметно, особенно в оснащении. Кроме того, атмосферный мотор 2,5 л заменен на более мощный 1,6-литровый с турбонаддувом. Дизельные двигатели перешли по наследству, правда, на нашем рынке представлен только один 140-сильный вариант.

Посмотрели

Когда впервые видишь новый RAV4, складывается впечатление, что подошел не к той машине: вместо привычного компактного «обмылка-кроссовера» перед глазами стоит облагороженная дизайнерами внедорожная «глыба». Впрочем, на вкус и цвет, как известно… Вероятно, что именно брутальность RAV4 понравится многим покупателям.

В салоне царит излишний для городского кроссовера внедорожный дух. Материалы отделки неплохие, добротные, но архаичные кнопки из дешевой пластмассы их зрительно обесценивают
Передачи можно переключать и вручную, но особой необходимости в этом нет

Салон – нарочитое продолжение внедорожной темы: большая, как стол, горизонтальная плос­кость под ветровым стек­лом и сложная, в основе своей вертикальная передняя панель. Широкая центральная консоль с ЖК-дисплеем и крупные циферблаты приборов органично вписаны в это тяжеловатое на вид «сооружение». И все-таки, несмотря на кардинальный пересмотр передней части внутреннего пространства автомобиля, даже если зак­рыть эмблему на руле, нетрудно угадать фирму-производителя. В мелочах все очень по-тойотовски: грубоватые крупные кнопки управления вспомогательными функциями на не самом видном месте, добротные, но отнюдь не презентабельные материалы и неплохое, но далеко не идеаль­ное водительское кресло.

Приборы крупные, читаются беглым взглядом, но дизайн грубоват.
Второй ряд – одно из достоинств RAV4 – сидеть там не тесно даже втроем, наклон спинок регулируется, и складываются они одним движением.

А вот второй ряд сидений очень удобен: места в ногах и над головой более чем достаточно, регулируется наклон спинок, а ширины вполне хватает на троих. Багажник большой. Алгоритм складывания задних сидений прошел красной нитью от первого RAV4 до нынешнего: каждая из двух неравных частей (40:60) складывается одним движением. При этом подушка «приседает», а опущенная спинка образует ровную с полом багажника поверхность. Правда, последний приподнят порогом пятой двери, зато в пространстве между полом и полноценной запаской уместился органайзер для мелочей.

Ford Kuga по внешности – прямой преемник предшественника. Но изменений много: передний бампер, решетка радиатора, оптика выполнены в одном стилистическом ключе с Focus третьего поколения. Видимо, поэтому выглядит Kuga легче и компактнее RAV4, хотя геометрические размеры у них близки.

Оформление салона – прямая противоположность кроссоверу от Toyota. Внедорожная грубоватость в дизайне отсутствует – интерьер практически легковой. Для того чтобы определить марку, и здесь не надо искать заводскую эмблему. Достаточно один раз посидеть в салоне Focus III, и новый Kuga покажется старым знакомым: то же перегруженное архитектурными излишествами торпедо, крупный, в голубоватых тонах ЖК-дисплей с кучей «закладок» между широко разнесенными тахометром и спидометром, «пузатая» панель аудио­системы Sony на центральной консоли и, конечно же, хваткая ручка селектора АКП с неудобной, расположенной сбоку двуплечей клавишей ручного переключения передач. Кстати, у RAV4 эта функция, «как у людей», возложена на подрулевые лепестки или селектор.

Интерьер оригинальный, но настолько стилистически близок к Focus III, что кажется уже знакомым. Удачно подобраны и материалы отделки – они выглядят по крайней мере не дешевле, чем стоят
Ручной режим АКП в данном случае не лишний, но пользоваться им из-за неудобной клавиши зат­руднительно

Сзади Kuga предоставляет пассажирам практически тот же, что и RAV4, уровень комфорта: трое взрослых там усаживаются без особых проблем, наклон спинок регулируется, и откидываются они тоже одним движением. Разница лишь в том, что подуш­ка дивана закреплена жестко, и в сложенном виде спинки образуют ступеньку в багажнике. Зато уровень пола на одном уровне с бампером. Ради этого пришлось пожертвовать полноценностью запаски. У Kuga докатка такого же диаметра, что и стандартные колеса, но меньшей ширины.

Такой яркий дизай приборки – сегодня одна из визитных карточек Ford
Диван поуже, чем в RAV4, но и здесь усаживаются трое.

Долго споря о достоинствах и недостатках соперников, мы на «смотринах» решили отдать предпочтение Ford. Оба автомобиля оснащены практически в равной мере очень богатым набором самых современных систем безопасности и комфорта, но Kuga производит впечатление более органичного автомобиля как по эргономике, так и по материалам отделки.

Прокатились

Рост габаритов RAV4 сильно сказался на повадках автомобиля. При старте и в движении по асфальту в нем появилась легкая вальяжность. Она не портит впечатления на ходу, а скорее подчеркивает, что RAV4 стал «взрослым». Подвеска легко глотает почти любые дефекты асфальта и позволяет кузову крениться в поворотах. Руль без излишней спортивной точности, но с внятной обратной связью не напрягает водителя практически на любой скорости. Дизелек тяговит, но идти за педалью газа не слишком торопится, зато «автомат» за ним поспевает: всегда точно и без намека на рывки включает нужную передачу. Настройки силового агрегата адекватны настолько, что переходить в ручной режим переключения передач необходимости практически нет.

Kuga совсем другой. За рулем очень много ассоциаций с Focus: жестковатая реакция даже на не очень крупные выбоинки дороги, заметно меньшие крены, более точный и нагруженный, чем у RAV4, руль. Ford кажется резвее и динамичнее оппонента, хотя цифры говорят об обратном. Мотор отзывчивый, но на резкое изменение подачи газа «робот» реагирует не всегда точно. Нет-нет да и едва заметно «подвиснет», а потом суетливо исправится с чуть ощутимым толчком. Иногда хочется подкорректировать передачу вручную, но пока нащупаешь кнопку, необходимость в этом отпадает.

Говорить о каких-либо особенных внедорожных качест­вах этих автомобилей смысла нет. Тем не менее пол­ный привод и приличная геомет­рическая проходимость дают возможность обоим без проблем проехать там, куда легковушки уже не лезут, а «джиперы» за бездорожье не считают. Но не более того – ходы подвесок у обеих машин невелики, а перег­реть элект­ронную муфту, подключающую заднюю ось, – дело не хитрое. Достаточно хорошенько побуксовать. В целом же, хоть характеры и разные, в этой номинации RAV4 и Kuga на равных.

Приценились

Самый доступный Kuga – Trend за 899 000 руб. с бензиновым турбомотором 1,6 л (150 л.с.) и 6-ступенчатой МКП. Привод передний, зато набор систем безопасности практически полный: пять подушек и пара шторок, ABS, ESP, HLA. С комфортом тоже хорошо: электропакет, кондиционер, кнопка пуска двигателя уже в базе.

Самые дорогие Kuga – дизельные. Они только с «роботом» PowerShift и полным приводом. Варианта два: Titanium (от 1 308 000 руб.) и Titanium Plus (от 1 473 000 руб.). Отличаются они тем, что опциональные пакеты для младшей версии, среди которых навигация, кожаная обивка сидений, 18-дюймовые диски, биксенон и система отк­рывания багажника Hands-Free, уже включены в старшую. Правда, панорамный люк доступен лишь в топовой версии, и даже тогда за пакет «Помощь водителю», предпусковой отопитель и «металлик» придется доплачивать.

Отключаемая по желанию ESP и блокировка меж­осевой муфты есть на всех комплектациях, а BLIS только в самой дорогой комплектации.
Камера заднего вида и навигация – тоже

Камера заднего вида и навигация – пакет №18. Он входит в максимальную комплектации или опция для остальных
Автопарковщик и круговой парктроник входят в топовую комплектацию. Для версии Titanium это опция в сос­таве пакета «Городской»

Toyota RAV4 в минимальной комплектации «Стандарт» со сходным с Kuga «фаршем» комфорта и безопасности подороже – 998 000 руб., но здесь 4WD в базе. Мотор 2,0 л (150 л.с.) также сопряжен с 6-ступенчатой МКП. Всего комплектаций восемь, но дизельный двигатель – это «Элеганс» за 1 460 000 руб. или «Престиж» за 1 533 000 руб. Старшая версия с навигацией, системами мониторинга «слепых» зон, оповещения о смене полосы движения, автоматом переключения дальнего света на ближний. В общем и целом опять паритет.

Итог

Андрей Кочетов, редактор:

− Победа по очкам не значит, что RAV4 уступает Kuga. А вот темперамент у них разный, и это дело вкуса. Акцент в тесте на дизельные версии не случаен – они сегодня в тренде, хоть и подороже, требуют более высокой культуры обслуживания и качественного топлива. Зато как минимум не уступают бензиновым собратьям в динамике, а в экономичности и тяговитости часто дают им фору. А это для кроссовера не последние факторы.

Константин Васильев, редактор:

− Оба не красавцы, но это полбеды. К каждому претензии, с которыми я не смог бы мириться при ежедневных поездках. В первую очередь эргономика. У Ford мелкие кнопки и дисплей, а об кинетические изгибы передней панели колени расшибешь. У Toyota и вовсе кнопочный каламбур внутри. Связка мотор-коробка больше понравилась у RAV4, а вот шасси собраннее у Kuga. При всех внедорожных опциях у RAV4 уж слишком мягкая подвеска. На загородном «грейдере» – только шепотом.

Подпишитесь на «За рулем» в