А ленин предпочитал поезд
АВТОЗАРУБЕЖЬЕ
А ЛЕНИН ПРЕДПОЧИТАЛ ПОЕЗД
Аркадий АЛЕКСЕЕВ
Фото автора
и Владимира Соловьева
Поездом было бы, конечно, дешевле. Кроме того, в купе можно вздремнуть, почитать газету. Да и вид из окна почти такой же, как и в машине, - дороги-то параллельны. Поезда к тому же идут каждый час...
Друг, живущий недалеко от Цюриха, позвонил нам в Женеву, в гостиницу "Кальви". До начала автосалона оставалось два дня, и на эти два дня он приглашал нас к себе. Нужно было только выбрать транспорт. Кстати, в Цюрих можно долететь и самолетом.
Портье, заметив наш интерес к буклетикам автомобильных прокатных контор, разложенным около стойки, решил дать добрый совет: "Поезжайте в аэропорт!" И уже через полчаса мы - перед стойкой "Баджет", конторы "rent-a-car", изучаем таблицу автомобилей и цен.
Таблица, надо сказать, непроста - есть варианты оплаты за день, неделю или месяц, с ограниченным пробегом или без, но с доплатой за каждый километр. В нашем случае удобнее оказалось оплатить два дня со свободным пробегом. Плюс, конечно же, обязательная страховка. Получилось около 100 долларов в день, что несколько (процентов на 10-15) дешевле, чем у пяти ближайших конкурентов. Ближайших в том смысле, что их стойки расположены в двух шагах от "Баджета". Нам же осталось предъявить водительские права и пластиковую карточку (подробнее об этом - ЗР, 1997, № 3), а также подписать договор и получить ключи.
Как и всякая уважающая себя горная дорога, магистраль Женева - Цюрих состоит из плавных подъемов и спусков, а также виражей самого разного радиуса. Наш беленький " Фольксваген Гольф III" резво бежит по ней под бесконечную песню шин "Унироял плюс 44 M+S" о плотно подогнанных бетонных плитах шоссе. Летняя резина, безусловно, была бы потише. Однако в горах возможен снег, и заботливые руки прокатчиков даже положили в багажник комплект цепей противоскольжения - все-таки Швейцария - горная страна. Кстати, на крышке багажника нашей машины рядом с привычным "Golf" помещен еще один значок- "Swiss line" ("Швейцарская линия"), явно намекающий на специальную приспособленность к местным условиям. Вероятно, изменено передаточное число главной пары - иначе как объяснить упорство, с которым довольно слабый мотор 1,8 л влечет автомобиль в гору даже на пятой передаче. А между тем, примерно треть встреченных собратьев нашей машины - наиболее мощной модификации VR6, остальные - GTI, то есть народ к преодолению гор подготовлен вполне серьезно.
Средняя скорость на шоссе - километров 110-120 в час, и в этом темпе почти незаметно пролетают минут пятьдесят, когда водитель начинает ощущать весьма чувствительную боль в правой руке. Ответ напрашивается сам собой - неудобная посадка. Но она в точности скопирована с редакционной "десятки" - и руль, и сиденье примерно в том же привычном положении. Однако "десяточная" посадка приспособлена к сравнительно низкой чувствительности рулевого управления, а "Гольф" этим не страдает. Заезжаем на площадку отдыха и здесь кардинально все меняем - поднимаем сиденье и руль, ставим спинку на несколько градусов вертикальнее. Теперь - совсем другое дело!
В расхлябанном и бестолковом московском движении такого, конечно, заметить бы не удалось. Здесь же каждая полоса чуть не на метр уже, чем в России, но даже на самых крутых виражах покидать ее, срезая угол, считается дурным тоном. А мелькающие справа столбики ограждения так магнетически притягивают взгляд... И если дома мы гордимся тем, что способны прошмыгнуть в самый узкий зазор, то здесь в таких условиях приходится ехать и час, и два, и три. Понятно, почему плохих автомобилей на швейцарских (да и вообще европейских) дорогах не увидишь - не выживают они здесь. Узкие скоростные полосы плотного движения буквально обнажают истинные свойства транспортного средства, с одной стороны, заставляя водителя отодвинуть на второй план имидж и престиж, а с другой - прочными узами связывая удобство и безопасность машины. Усталость водителя может привести к аварии!
Примерно в районе Фрибура отрывистые немецкие названия населенных пунктов сменяют мягкие французские, и съезды с шоссе обозначены теперь не "Sortie", a "Ausfahrt". Конечно, это же другой кантон! Останавливаемся на небольшой площадке для отдыха. Собственно, усталости еще нет, но хочется подышать весенним горным воздухом. Аккуратнейшая разметка площадки никак не может вытеснить из головы ощущения, что чего-то не хватает. Есть беседки, телефон, туалет, гимнастические кольца, городок для детей и даже... специальный столбик для собак-путешественниц. Что отсутствует? Ах да, точно! Нет унылой грязной эстакады, обычно единственного оборудования российских придорожных мест, обозначенных рисунком елки и скамеечки. Меньше чем через час проезжаем Берн. Здесь наш путь пересекается с ленинским - вождь мирового пролетариата подолгу живал в этом городе.
Ближе к Цюриху плиты дорожного покрытия состыкованы чуть более заметно для... уха. Шины к своей песне добавляют то ли перестук неспешного паровоза, то ли романтический мерный шум плиц колесного парохода. К этому моменту цепь "пароходных" ассоциаций у пассажира получает неожиданное продолжение. Он решил заменить в фотоаппарате пленку, полез в сумку и начал возиться с кассетой. Естественно, опустил голову, а тем временем автомобиль ввинчивался в очередную связку поворотов. Быстрое потемнение в глазах (не шутка ли - морская болезнь в тысяче метров над уровнем моря) подсказало, что горы очень ревнивы и разрешают - даже пассажирам - смотреть только на них.
К месту встречи, что в двадцати километрах от Цюриха, мы подъезжаем за час до назначенного времени. Отправляемся побродить в огромный придорожный (а точнее, наддорожный) универмаг-ресторан "Мевенпик", работающий даже сейчас, воскресным вечером. Покупать здесь что-либо не стоит, поскольку все примерно на треть дороже, чем в городе, а доллар ценится процентов на пятнадцать ниже. Наконец, подъезжает черненький "Гольф VR6", и после коротких приветствий мы "прохватываем" еще километров сорок, до уютной пещеры итальянского ресторанчика. По пути оставляем свою машину около гостиницы "Панорама" с великолепным видом на Цюрихское озеро.
Немного легкого вина в Швейцарии может себе позволить даже водитель. Придя в благодушное настроение, он разрешает доехать до "Панорамы" за рулем его машины. Что же, опробуем VR6. Никаких сравнительных тестов: "наш", а вернее, прокатный "Гольф" совсем почти новый - пробег чуть больше 7 тысяч километров, а этот за четыре года пробежал 202 тысячи. Удивительно, но за это время - естественно, кроме масла и фильтров, - лишь однажды заменяли тормозные колодки. Да и смотрится, и бегает VR6 совсем не по возрасту. А уж когда мы попробовали покачать руками панель приборов - хозяин так на нас посмотрел! Пришлось объяснять, что на редакционной "десятке", так сказать, "люфт" панели достиг 20 мм - при пробеге таком же, как и у нашей прокатной машины.
Узенькая неосвещенная горная дорожка ведет нас к гостинице. Невысокие и совершенно не заградительные столбики вдоль нее поблескивают световозвращателями, а густая чернота справа обещает, что "в случае чего" лететь есть куда. Как вы понимаете, все обходится благополучно. Назавтра, завершив к обеду деловую и культурную программу, трогаемся в обратный путь. И опять за окном мелькают знакомые уже виражи и туннели.
Спросите, при чем здесь Ленин? Да просто он останавливался и жил в большинстве городов нашего маршрута - и в Женеве, и в Берне, и в Цюрихе. Только ездил он туда на поезде.
Площадка для отдыха со столбиком для собак.
Столбики со световозвращателями днем довольно невзрачны.
Один из почти десятка тоннелей на нашем пути. Длина этого - 340 м.
"Гольф" в горах. Всего на триста метров выше еще лежит снег.
Лики Женевы.