Форточка в Европу

Вторая мировая закончилась 68 лет назад. Германия осудила нацистов и судит неонацистов. А мы прибыли в Белоруссию и первым делом отправились к стенам героической Брестской крепости на немецком «Опеле». Воистину, время – лучшее лекарство.

Честно сознаюсь, экскурсовода мы не особенно слушали – хотелось побольше увидеть, пройти хитроумными ходами куда-то вглубь и в темень, прикоснуться к остаткам героических стен, о которых так много читали в детстве. А не перетаптываться на месте, перемещаясь синхронно большой кучей леммингов. До ушей изредка доносилось «…вы думаете, что кто-то здесь жарил шашлыки и закоптил потолок? Ан нет, это в 1923 году…», «А вот посмотрите – надписи на стенах датированы аж 1888 годом!». Надписей действительно море. Но уж больно свежий у них вид для более чем столетней давности. Впрочем, пусть это останется на совести нашего лектора. Пройдя через большую часть мемориала, мы попадаем к центральному входу – вот здесь монументальность советской архитектуры уже чувствуется основательно. Еще несколько сотен метров, и вот он – легендарный Западный Буг во всей красе весеннего разлива. Сиротливо торчит посередине то, что осталось от Бригитского моста, дважды взорванного и лишь единожды восстановленного. Неподалеку от крепости – музей железнодорожной техники. У нас всего 10 минут, но и экспозиция невелика – рысью обегаем пути с сос­тавами, которые, к чести хранителей, находятся во вполне достойном состоянии и – «по ступам!», курс на Беловежскую пущу.

Прямая как стрела холмистая дорога по мере приближения к объекту начинает напоминать трассу до погранзоны между Белгородом и Харьковом: идеальное покрытие, предупреждения о снижении скорости, все чисто, ни соринки. Громадная парковка у входа – в разгар сезона она явно примет всех желающих. Стоимость услуг на территории заповедника на российские деньги смешная: велотуры 1,5–4 часа – 15–24 руб.; пешие двухчасовые туры – около 20 руб.; входной билет в вольер – 35 руб. со взрослого, 18 с ребенка. Но время поджимает – программа-то насыщенная, и мы снова галопом скачем вдоль огороженной территории, на ходу рассматривая зверье. Животные по-весеннему ленивы: зубры что-то вяло жуют, волки прячутся за деревьями, медведь вообще дрыхнет на боку спиной к посетителям, выставив грязные пятки, и только у вечно озабоченных енотов – марафонский забег из норки в норку.

В ту часть уцелевших укреплений, куда попали мы, экскурсии обычно не водят – опасно
Центральный вход в крепость в его нынешнем виде появился в 70-х годах XX века

Следующий пункт маршрута – старинный город Несвиж, основанный в XV веке, и его главная достопримечательность – замок рода Радзивиллов, чья история началась еще во времена Великого княжества Литовского. Здание с уникальной архитектурой умудрилось пережить и Русско-польскую, и Северную войну, и 1812 год, и Вторую мировую. Эхо последней реставрации мы как раз и застали – ее завершили чуть менее года назад. На редкость толковая барышня-эксурсовод за час перемещения по бесконечным залам замка успела вкратце поведать историю Радзивиллов, перемежая свой рассказ забавными байками тех лет.

Тяжелый грузовой паровоз «Феликс Дзержинский» выпускался в 1933–1941 годах. При мощности в 3000 л.с. развивал скорость до 85 км/ч
Пушка «Виноград» работы умельцев несвижской литейной мастерской датируется 1600 годом. В музее представлена, увы, копия
Часть княжеских доспехов рода Радзивиллов сохранилась, часть восстанавливали уже в специализированной мастерской

Последний перегон в 144 км – и мы в конечной точке нашего путешествия, на Минском море, оно же – Заславское водохранилище. Лед еще не сошел, и из многочисленных развлечений, предлагаемых в прибрежном клубе-отеле «Робинзон», доступны только воздушные прогулки на одноименных легких вертолетах. С высоты полета можно только предположить, какая красотища здесь будет, когда лето вступит в свои законные права.

По пути заехали на страусиную ферму. Хм... Птицы, чьи перья во все времена служили украшением головных уборов высокородных особ, вблизи оказались немногим чище зубров
Каменецкий школьный «пазик», судя по задраенному сзади проему, – бывший катафалк

Opel Astra седан

Куда едем – дело десятое при грамотном ответе на вопрос, на чем едем. Поэтому направление движения, в общем-то, было уже не столь важно, когда стало известно, что едем на «Астрах». Сколько их уже перебывало в наших руках: хэтчбек, универсал, версии GTC и OPC. И всякий раз – в удовольствие! Вот теперь дошел черед и до «гражданского» седана. Под капотом тот же отменной динамики 1.6 турбо о 180 «лошадях», та же вполне шустро соображающая АКП6 (жаль, кстати, что не «ручка» − белорусские дороги, что называется, располагают), да и интерьер уже «родной». Разница была лишь в том, что вещи свободно разместились в большом багажнике (460 л против 370 л у хэтчбека), а на борту нас было трое – удалось побывать и водителем, и пассажиром обоих рядов. Добротный приемистый «немец» и хорошие дороги – вполне себе «слагаемые успеха».

Вердикт

Наталья Насонова, выпускающий редактор:

− Перемещение из московского семьдесят пятого февраля в нормальное семнадцатое апреля было уже удовольствием. А прокатиться по весенней Белоруссии, по знаковым местам – и подавно. Нет, конечно, Брестская и Минская области – далеко не вся страна, но и немалая ее часть. Здесь заботливо хранят свою историю – от Древнерусского государства через Великое княжество Литовское, Речь Посполитую и до Российской империи. А вот о временах стремления к счастливому коммунистическому будущему мало что напоминает – все-таки соседство с Европой, пусть и не так давно сошедшей с рельсов социализма, обязывает.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Opel Astra (7)

— Хороший автомобиль, советую брать.
Opel Astra  2012
/ срок владения: 3 - 5 лет
Достоинства:
Удобный салон, большой багажник, бодрый мотор
Недостатки:
Надежность и качество покраски
Комментарий:
Универсал Астра стал для меня первой новой машиной. Брал только в топе Космо и турбомотором в 180 сил. Считаю, что если комплектация не максимальна, то это вообще не автомобиль. Машина очень нравилась. Но несколько визитов по гарантии я совершил. Кондиционер несколько раз упускал фреон. А еще очень бесит качество покраски. У дуг на крыше уже краска слезает. А машина то совсем новая, да и в авариях не была. А еще недавно прокатился на Шкоде с мотором 1.4. 140 сил кажется. Так она уделала мою Астру в дрова, хотя на сорок лошадок меньше. Теперь думаю, не ошибся ли с выбором.
+28