«Газель-CNG»: земля – воздух

Горьковский автозавод представил предсерийную модель на метане.
«Газель-CNG»

Заправок со сжатым газом (не путать со сжиженным – пропан-бутаном) в стране кот наплакал. Столько же и самих автомобилей: их не делают, поскольку заправлять негде. А потребителей нет – заправки не строят. Заколдованный круг. Разорвать его можно только совместными усилиями. Вот и договорились две крупные компании, «Газпром» и «Группа ГАЗ», вместе вкладываться в проект. Одна построит заправки АГНКС, другая выкатит автомобили – тут спрос и появится. На сегодняшний день метан – самое дешевое топливо. В пересчете на литры оно выходит в три раза дешевле бензина. Легкий коммерческий автомобиль (LCV) лучше всех прочих подходит для этих целей. Именно владельцы развозных грузовичков больше других заинтересованы в газовых агрегатах. Для мелкого предпринимателя, индивидуала стоимость эксплуатации машины во многом определяет успех дела. А она зависит прежде всего от цены на топливо.

Поэтому первой на рынке появится бортовая «Газель-CNG» (CNG – Сompressed Natural Gas).

ПРОТОРЕННОЙ ДОРОГОЙ

В партнеры на инжиниринг и поставку оборудования пригласили четырех европейских лидеров отрасли: OMVL, EMER, Zavoli, Prins. Выбор пал на итальянский OMVL, успешно работающий с ГАЗом в производстве грузовичков на сжиженном газе – LPG (Liquefied Petroleum Gas). Кстати, OMVL и EMER недавно вошли в состав очень крупного международного канадского концерна Westport LD. Последний успешно построил газовый мотор «Камминс».

Не забыли, чей дизелек с недавних пор пыхтит под капотом «газелей»? Смею предположить, газодизель однажды появится и у нас.

В четыре баллона газ закачивают по давлением 200 атм примерно 10 минут.

Баллоны под рамой полуторки наши, Орского машзавода. Не разучились там изготавливать емкости – все сертифицированы по европейским, очень строгим стандартам. Пока нижегородцы монтируют на раму четыре стальных баллона для закачки газа общим объемом 43 м3. Они тяжеловаты, каждый тянет на 53 кг. Но если дело выгорит, заводчане готовы ставить пластиковые емкости в два раза меньшей массы при том же заправочном объеме. Правда, цена баков возрастет вдвое.

Двигатель – адаптированный и настроенный всеядный УМЗ-421647 – способен переключаться с бензина на газ без промедления и перебоев. Чтобы добиться уверенного перехода и хороших характеристик и на жидком, и на газообразном топливе, программистам и калибровщикам российской компании «ИТЭЛМА» пришлось потрудиться.

Запорный вентиль – высокоточное изделие от лидера в этой области компании EMER. Пожарная безопасность у такой системы не ниже, чем у бензиновых машин.

НА ОДНОЙ ЗАПРАВКЕ

Мотор не успел сильно остыть, и получилось пустить его на газе, едва стартер вошел в зацепление с маховиком. Чирк, и двигатель заработал ровно, устойчиво, хотя за бортом был минус. Погазовал на холостых. Провалов, характерных при доморощенной установке газового оборудования, не выявил. Может, они появятся под нагрузкой, при разгоне?

Вывел «Газель» на трек и пришпорил полуторку. Реакция адекватная для грузовичка – среднее ускорение, без надрыва. Чувствуется, запас по моменту есть. На пятой передаче машина с балластом в полтонны не вышла на максималку бензиновой версии. Газ хоть и дешев, но не столь горяч, как бензин или солярка. Хотя меня больше греет цена. На круг, с потерей мощности мотора, несколько повышенным расходом и необходимостью возить лишний вес, поездка всё одно выходит дешевле раза в два, чем на бензине.

Переход с бензина на газ – кнопкой на торпедо. Запас хода на газе 300 км, на бензине 470 км.

Кнопкой на торпедо переключаюсь на жидкое топливо и чувствую – машина заметно оживает. Но вряд ли рачительный хозяин ради ускорений станет жечь бензин на трассе, тем более в городе. Дорого. Он понастоящему пригодится лишь в двух случаях: при пуске в мороз и когда на пути нет заправок с метаном.

Вот я вновь перехожу на газ и считаю выгоду от газовой машины. «Газель-CNG» выйдет тысяч на девяносто дороже бензиновой. С учетом стоимости метана, обслуживания, более низких налогов и при неизнуряющем пробеге установка окупится за 60 тыс. км. В целом выгодно!

Не забудем также о более высоком ресурсе мотора и хорошей остаточной стоимости при продаже. А еще о чистом выхлопе на выходе из коллектора. Нейтрализатор прослужит дольше, и дышать в городе станет легче. Земля и воздух – тоже наше богатство, пусть общее и неучтенное.

Подпишитесь на «За рулем» в