Бортовые системы управления: меню, пожалуйста
В соревновании мы свели двух европейских грандов – БМВ 7-й серии и «Ауди-А8» – и амбициозного новичка «Киа-Кворис». Оба «баварца» упакованы почти по максимуму, «Киа» попроще и предлагает принципиально другой алгоритм управления. Вместо ставшего традиционным джойстика в окружении клавиш быстрого доступа – сенсорный экран и разбросанные по центральной консоли кнопки. Правда, у «Квориса» в топовой комплектации тоже есть многофункциональная шайба между передними сиденьями, но такая версия на момент теста была недоступна. Тем лучше, ведь появилась возможность сравнить разные подходы к управлению бортовыми системами.
Эксперты – три человека, имеющих разный опыт общения с современной автомобильной электроникой. Им предложили выполнить по пять нехитрых упражнений:
Таблица открывается в полный размер по клику мышки.
Первый раз – с ходу, без предварительного знакомства с машиной, второй раз – после вдумчивого чтения инструкции и исследования меню в спокойной обстановке. Результаты, сведенные в таблицу, красноречивы: практически во всех случаях время выполнения упражнений сократилось, порой многократно. Хотя повторный заход был сложнее: настройки требовалось менять на ходу. Эксперимент проходил на закрытых дорогах полигона. В реальной жизни мы настоятельно не рекомендуем отвлекаться на управление даже самой продуманной системой.
«Киа-Кворис»
В «Киа» чувствуется статус новичка. И дело не в картах «Навитела», используемых в машине, а в том, что клиент, заплативший почти 2 600 000 рублей, ожидает увидеть оригинальное оформление. Не понравились и кнопки, включающие главные разделы меню. Поди найди их в ряду близнецов для климата и аудиосистемы!
Функционал клавиши Setup оказался переменным. Она вызывает настройки той части комплекса, которая сейчас на экране, – нелогично и неудобно. Управление мелкими сервисными опциями (например, настройки проекционного дисплея) вовсе вынесено из основной системы на колесико на руле, а меню отображается на приборном щитке вместо тахометра. Зачем, если есть специально заточенная на работу с такими функциями система и большой монитор?
«Ауди-А8»
В «Ауди» – фирменная шайба на центральной консоли в окружении горячих клавиш. Первый шаг в общении с MMI сделать проще, чем в «Киа». Но уже на втором впадаешь в ступор. Названия некоторых разделов меню разнесены по углам экрана, их включают отдельные кнопки. Не самое логичное решение – не сразу додумываешься. Правда, быстро привыкаешь.
Самое разветвленное меню – у настроек систем автомобиля. Только зачем разработчики наделили здешнюю ветку функцией памяти? Возвратившись к разделу после управления навигацией и прочими мультимедиа, окажетесь ровно на том же месте, какое покинули. Было бы куда логичнее каждый раз предлагать пользователю начальные опции. Тем более что именно здесь живет управление характером автомобиля – система «Ауди драйв селект», изменяющая настройки двигателя, трансмиссии, ходовой части. В отличие от остальных подкатегорий раздела, доступ к ней следовало бы сделать максимально упрощенным. Возможно, даже вывести на отдельную кнопку.
Нестандартные опции в виде тачпада и голосового управления в «Ауди» работают отлично. При пользовании ими водителю куда реже приходится отвлекаться от дороги.
Зато фирменный тачпад по соседству с традиционными органами управления – отличная находка. Адрес навигации вводишь на нем примерно столько же времени, сколько занимает выбор букв вращением шайбы. Но, по ощущениям, общаться с сенсором легче и в движении куда меньше отвлекаешься от дороги: рисовать можно вслепую, а система будет проговаривать, что выходит из-под пальца. Вот только некоторые сложные для написания литеры вроде Е или В с первого раза даются не каждому – требуется тренировка.
Предусмотрено и голосовое управление, но, увы, далеко не для всех функций.
БМВ 7-й серии
Баварская «семерка» с предыдущим кузовом произвела фурор не только своим дизайном, но и невиданным доселе интерфейсом. «Ай-драйв» можно по праву считать основоположником революционного подхода к управлению бортовыми системами – с помощью многофункционального джойстика и экрана с меню и иконками. За 12 лет он пережил не одно обновление и стал очень дружелюбным к пользователю. В отличие от «Ауди», джойстик здесь полноценный: его можно нажимать, вращать и наклонять в четыре стороны.
Тачпада в БМВ нет, а способ ввода букв и цифр – как у «Ауди». Но наборный диск с алфавитом оказался удобнее. И в остальных упражнениях испытатели допустили меньше ошибок и потратили меньше времени. Сложности возникли разве что при поиске ближайшей заправки среди занесенных в память навигации. Процесс запускает не та строка, которую подсказывает логика. Разработчикам поправить это – пара пустяков, не нужно даже дожидаться рестайлинга. Разумеется, как и у прямого конкурента с кольцами на решетке радиатора, есть голосовое управление.
ЕСТЬ КОНТАКТ!
Ох уж эти нынешние автомобили! Поначалу кажется, что найти общий язык с ними практически невозможно. Но через некоторое время пальцы уже вслепую скользят по кнопкам, курсор летает по меню, а отдельные действия и вовсе совершаются рефлекторно. Поэтому при расстановке систем управления по призовым местам я опирался именно на первые впечатления. На контакт проще всего идет БМВ – его систему я и поставил на высшую ступень. Управление удобное, его алгоритм логично выстроен, да и выглядит «ай-драйв» эстетичнее двух других систем. MMI близок по идеологии и строению, но в общении оказывается более сложным и замороченным – времени на те же самые операции я потратил больше. Поэтому «Ауди» ставлю на второе место. «Киа» на последнем, что вполне закономерно. Простые органы управления, небогатый набор функций, унылая графика. А самое главное – плохо отлаженный алгоритм. Именно при общении с «Кворисом» меня неоднократно охватывало отчаяние, заставлявшее браться за инструкцию.
Максим САЧКОВ,
РАЗУМ И ЛОГИКА
Будучи рядовым пользователем, вывел для себя следующее правило: если с бытовым прибором – телевизором, смартфоном, микроволновкой и т. д. – без инструкции не разобраться, то его интерфейс плох для интуитивного понимания. В автомобиле уровень проработки должен быть еще выше, ведь большая часть работы делается на ходу. Признаться, до начала нашего теста я ожидал худших результатов. Что касается конкретных машин, то «Киа» не стал мальчиком для битья, хотя записывать его в полноправные конкуренты немецким технологическим шедеврам пока, конечно, рано: функционал скромнее, графика недотягивает до премиум-уровня. А золото я присудил бы БМВ. В его системе всё на отлично: достойный результат более чем десяти лет эволюции.
Кирилл МИЛЕШКИН,
редактор отдела науки и техники
РЕЗУЛЬТАТ ОЧЕВИДЕН
В «Ауди» все сделано грамотно: удобная крутилка, необходимые кнопки меню вокруг нее, клавиша перехода чуть выше. Работать можно вслепую, не запутаешься. Сенсорная панелька весьма кстати – помогает быстрее вводить адрес. У БМВ схема похожая, но за счет расширенных функций джойстика удобнее. Все логично, привыкаешь быстро, поиск удобный. Перевод на русский язык правильный, в выборе функций не ошибешься. «Кворис» попроще. Например, смена режимов работы подвески возложена на отдельную кнопку, но индикация скромная – не сразу понимаешь, что изменил режим. Если расставлять места, то первое я отдал бы БМВ, второе – «Ауди», третье – «Кворису».
Геннадий ЕМЕЛЬКИН,
руководитель техцентра «За рулем»
ИТОГ
Различий в подходах оказалось меньше, чем мы ожидали. Все системы довольно функциональны и не имеют серьезных просчетов в эргономике. С ними совладает даже новичок, а получить статус профи можно после недолгих тренировок. Редкий случай: все эксперты единодушны в своем мнении! Сложный комплекс невозможно сделать идеальным с первой попытки. У специалистов БМВ и «Ауди» за плечами солидный опыт, а корейцам его явно недостает. Может, стоило подсмотреть некоторые решения у старших? Например, взять за ориентир тот же «ай-драйв» (тем более что селектор коробки передач уж больно напоминает бээмвэшный). Или, наоборот, попытаться обогнать мастеров и вложиться в систему следующего поколения, которая заменит сегодняшние интерфейсы: на смену им придут голос, жесты и сенсорные панели.
ЗА КУЛИСАМИ ТЕСТА
Победителя есть за что пожурить, хотя непосредственно с темой испытаний это не связано. Из-за порванной на разбитых весенних дорогах 20-дюймовой низкопрофильной покрышки тест оказался под угрозой срыва. Такую шину даже в крупном городе найдешь далеко не в первом магазине, да еще и запаски нет, ведь на БМВ установлены покрышки «ран-флэт». Неутешительный итог: списанная резина, поврежденный при долгом ковылянии в сервис диск и два драгоценных дня без автомобиля. Не слишком ли высокая цена, дорогие производители и маркетологи?
Мы обращаемся не только к БМВ, но и к представителям всех марок, предлагаемых у нас. Не просим, а требуем: комплектуйте машины для России хотя бы докатками, а лучше полноценными колесами! Наша дорожная и автомобильная инфраструктура, несмотря на красивые вывески и громкие заявления, находится в зачаточном состоянии и не готова обслуживать большинство инновационных решений. Пока строим такие дороги, пока нет экстренной и надежной помощи в пути, нам нужно не то, что красиво и технически совершенно, а что надежно и удобно. Прислушайтесь и сделайте правильные выводы!
Этот случай дал пищу для размышлений и тему для будущего спецтеста.