Топливо и гарантия: развели бодягу

С утра мотор завелся как-то не так, в дороге дергался, а потом зажегся Check Engine. Сервисмены сочувственно кивают: бензин дрянь, случай негарантийный. Автор советует в этой ситуации не сдаваться.

Пока дело не дошло до суда, стоит пригласить независимого эксперта, способного оценить качество топлива. Кто приглашает, тот и платит. Не секрет, что многие факты допускают весьма разную трактовку, а потому лучше, если эксперта пригласите вы. Важно, чтобы специалист имел аттестат в подтверждение своей компетентности, иначе суд (если дело дойдет до суда) рассматривать заключение не будет.

МЕТОДОМ ПРОБ

В отборе проб топлива есть свои тонкости. Первая – не затягивайте. Со временем топливо в баке лучше не станет. Это раньше по ГОСТ 2084-77 гарантийный срок хранения бензина составлял пять лет, а из нынешних нормативных документов эта цифра исчезла.

Сбитый до металла нагар четко говорит: перед разборкой мотора в нем гремела детонация!

Пробу отбирают из бака автомобиля (вариант – из топливной магистрали при помощи топливного насоса) обязательно в присутствии владельца, представителя СТО и вышеупомянутого эксперта. Проб должно быть три: одна – владельцу, вторая – для хранения на СТО, третья – на исследование (ее забирает эксперт). Объем каждой не меньше 1 л; желательно отбирать образцы в емкости из темного стекла. Подойдет сухая и чистая стеклянная бутылка из-под вина, а вот пластиковый пузырь из-под пепси-колы лаборатория примет неохотно. Все пробы должны быть опечатаны и подписаны участниками процедуры, факт отбора подтверждается трехсторонним актом. Если вам что-то не понравилось, внесите особое мнение.

В заключении с результатами должна быть ссылка на номер аттестата лаборатории и срок его действия – для суда это очень важно. Такие лаборатории есть не на каждом углу, но это задача эксперта.

Тут тоже детонация была, но после этого мотор еще какое-то время работал на нормальном бензине.

Сейчас пробы бензина проверяют в основном на соответствие требованиям Технического регламента. Попросите дополнительно определить октановое число бензина, которое не регламентируется упомянутым документом. Оно понадобится, чтобы доказать: в баке было топливо, которое по этому параметру соответствует требованиям производителя автомобиля. Сохраните платежный документ: в случае вашей победы эти деньги можно будет вернуть.

ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ

Второй вариант: в пробе топлива нашли отклонения от требований Технического регламента или октановое число оказалось ниже, чем требует производитель автомобиля. У СТО появляется серьезный аргумент для отказа в гарантийном ремонте. Дальнейшее зависит от качества топлива и искусства эксперта. Можно попытаться доказать, что повреждения мотора вовсе не вызваны плохим бензином. Это сразу разрывает причинно-следственную связь между фактом обнаружения в баке не совсем правильного топлива и дефектом мотора. Но для этого последний потребуется разобрать. Кстати, вскрытия мотора может потребовать и СТО даже при первом варианте развития событий. Аргумент простой: мол, сейчас-то в баке все в порядке, а вот что там плескалось неделю назад?

Выбитые перемычки поршневых канавок – самый частый дефект двигателя, вызванный детонацией.

Использование низкокачественного топлива всегда оставляет следы в двигателе, их надо уметь различать. Начнем с низкого октанового числа. Если это так, то в моторе периодически будет происходить детонация. Но следы длительной работы с детонацией хорошо видны. Основной «отпечаток пальца» детонации – состояние нагара в камере сгорания. Ударная волна сбивает его до чистого металла на огневых поверхностях поршня и головки цилиндра. Если слой нагара ровный и равномерно черный, то претензии к октановому числу топлива можно исключить. Характерные повреждения мотора, вызванные почти исключительно детонацией, – это разрушения межкольцевых перемычек поршня, а также прогар клапанов.

Другая беда – смолы. Их легко обнаружить по характерной шубе на тарелках впускных клапанов. Похожие отложения образуются, когда разрушаются маслоотражательные колпачки на стержнях клапанов и через зазоры между клапаном и направляющей на впуск начинает проникать масло. Но такая причина образования шубы характерна для пожилых, а не гарантийных моторов. Поэтому, если поверхности впускных клапанов чисты, причина неполадок с двигателем наверняка не в смолах.

Смолы формируют характерную шубу на поверхности клапана. Если ее нет, то и бензин был чистым.

Часто думают, что забитые грязью топливные фильтры – тоже признак наличия смол в бензине. Однако в холодном топливе смолы растворены, поэтому испортить фильтры не могут. Нет, фильтры забиваются механическими примесями в бензине.

Кстати, налицо юридическая коллизия. Импортные машины рассчитаны на использование бензинов, соответствующих зарубежным стандартам – например EN 228, где содержание смол нормировано. А в наших нынешних требованиях к топливу о смолах ни слова. Какое решение в этих обстоятельствах примет суд, известно только ему. Если по справедливости, то следовало бы стать на сторону автовладельца, поскольку любой производитель, поставляющий технику в Россию, должен учитывать местные условия эксплуатации, в том числе особенности нашего топлива.

Следующее обвинение бензину – использование неразрешенных металлосодержащих присадок. Этот вопрос обычно разрешается еще на этапе анализа проб: бензин проверяют на содержание ныне запрещенных свинца, железа и марганца. Однако об их наличии в топливе четко говорит цвет налета, осажденного на свечах, выпускных клапанах и лямбда-зондах. Ферроцен, содержащий железо, дает красно-бурый налет, марганец – серовато-коричневый. А если свечи просто черные, смело говорим сервисменам: неправда ваша, не было в бензине никаких железяк!

Цветные налеты на свечах – следы запрещенных металлосодержащих присадок.

Технический регламент запрещает также использование метанола. Но недобросовестные заправщики очень его полюбили. Нам встречались образцы, содержавшие до 30% метанола. При исследовании проб бензина оценивают и содержание спирта. Даже если его не нашли, длительное использование таких топлив оставляет характерные следы в двигателе. Скажем, спекшиеся соты катализатора и вышедший из строя лямбда-зонд при отсутствии характерных ферроценовых нагаров вполне могут свидетельствовать о присутствии метанола. Контроллер понимает его запредельное содержание и увеличение концентрации связанного кислорода как недообогащение смеси и пытается скорректировать ситуацию. В катализатор летит лишнее несгоревшее топливо – он раскаляется, соты спекаются.

СУДНЫЙ ДЕНЬ

Главный вывод: даже если в баке обнаружено нехорошее топливо, нормальный характер нагара в камере сгорания, отсутствие следов смол на клапанах и железа-марганца на свечах, а также исправный каталитический нейтрализатор дают эксперту шанс исключить влияние бензина на развитие дефекта мотора. Все зависит от его убедительности, красноречия и – увы! – от технической грамотности и настроения судьи. Шансы – пятьдесят на пятьдесят.

Если суд примет решение не в вашу пользу, придется воевать с топливной компанией.

Подпишитесь на «За рулем» в