Агрегаты Opel: расстановка сил
В течение трех лет немецкая марка, находящаяся под крылом американского концерна «Джи-Эм», намеревается на 80% обновить моторную палитру. Под капотами пропишутся трех- и четырехцилиндровые двигатели, а V-образные моторы уступят место более компактным наддувным. Например, на малолитражках появятся бензиновые турбодвигатель объемом 1 л и атмосферный 1,5-литровый мотор, а для компактов запланирован 1,6-литровый с непосредственным впрыском и турбонаддувом; первым его примерит кабриолет «Каскада».
Подача топлива напрямую в камеру сгорания и наддув – перспектива всех моторов «Опеля». Кроме того, производитель старается максимально унифицировать программу. Так, с 2009 года количество базовых двигателей, образующих семейства, сократили на треть и еще примерно на столько же меньше их станет к 2018 году. По схожему пути идет большинство автопроизводителей.
Таково соотношение между коробками разных типов, устанавливаемыми на модели для европейского рынка: сегодня и через несколько лет:
Одно из ближайших обновлений в дизельной гамме – разработанный с чистого листа 1,6-литровый CDTI. Это первый из семейства полностью алюминиевых моторов с воспламенением от сжатия, которое заменит существующие дизели объемом 1,7 и 2,0 л. Особое внимание обращено на мощность, экономичность, уровень вибраций и шума, уменьшение выбросов и массы. Получилось неплохо: «Зафира» со 136-сильным мотором расходует в комбинированном цикле 4,1 л/100 км, дизель соответствует экологическим требованиям Евро-6 и примерно на 20 кг легче предшественника. Хотя и без помарок не обошлось (см. врез). На базе этого же дизеля вскоре представят и другие варианты моторов (в том числе битурбо) разной мощности.
Трансмиссионный ряд «опелей» обновится на 20%. Появление трех новых коробок вполне логично, если смотреть опять-таки на перспективы мирового автомобилестроения. Например, в гидромеханические коробки встроят электромоторы, которые будут пускать двигатели при работе системы «старт-стоп», помогать в переходных режимах и работать в одиночку на малых скоростях. Кроме того, количество передач у гидромеханических коробок неуклонно растет. К 2020 году на рынке будут преобладать автоматы с набором скоростей от восьми и выше. Представленный «Опелем» восьмиступенчатый агрегат способен передать крутящий момент до 500 Н·м и вскоре займет место под капотами «Инсигнии» и «Антары». Главное преимущество перед нынешним шестиступенчатым – экономия топлива до 3,6%. При этом 98-килограммовая коробка довольно компактна – 391 мм в длину.
Перспектива линейки бензиновых двигателей «Джи-Эм» на ближайшее время:
Доля автомобилей с двумя педалями растет, но в грядущем десятилетии на европейском рынке и в России механика продолжит играть первую скрипку. На вооружение «Опеля» поступают усовершенствованные пяти- и шестиступенчатые коробки для моделей гольф-класса и ниже («Адам», «Корса», «Астра»). Причем доля шестиступок к 2019 году должна вырасти с 20 до 41%. Кстати, общая тенденция – рост числа бесступенчатых трансмиссий и роботов с двумя сцеплениями. По слухам, над последним вариантом «Опель» работает, но, видимо, показывать его публике рановато. А ведь автомобили конкурентов уже не один год ездят с такими агрегатами.
Сенсационных разработок «Опель» не продемонстрировал, хотя интересных, заслуживающих внимания технических решений хватает. Доказательства пока представлены лишь на фото, но вскоре увидим их на живых автомобилях.
ПОСЛУШАЙ «СИДИ»
Бензиновый двигатель 1,6 SIDI в исполнении «Эко Турбо» развивает 125 кВт/170 л.с. при 4250–6000 об/мин и 280 H.м при 1650–4250 об/мин, «Перформанс Турбо» – 147 кВт/200 л.с. при 4700–5500 об/мин и 300 Н.м при 1750–4700 об/мин. По сравнению с предшественником на 30% вырос крутящий момент и на 13% снизился расход топлива. Редкость на моторах с таким объемом – два балансирных вала, уравновешивающих двигатель и снижающих вибрации и шум. Пара любопытных особенностей конструкции: сделать головку блока компактнее позволило центральное расположение топливной форсунки, которая установлена между клапанами, рядом со свечой зажигания. Для версий «Эко» и «Перформанс» изготавливают разные поршни, отличающиеся друг от друга формой днища и углубления в нем.
С ЧИСТОГО ЛИСТА
Дизельный двигатель 1,6 CDTI ecoFLEX развивает максимальную мощность 100 кВт/136 л. с. при 3500–4000 об/мин и крутящий момент 320 Н.м при 2000 об/мин. Диаметр цилиндра и ход поршня – 79,7×81,5, а степень сжатия 16:1. Давление топлива подняли до 2000 бар, что на 25 % выше, чем у предшественника, а форсунки впрыскивают его до 10 раз за такт. Турбокомпрессор с изменяемой производительностью сжимает воздух до 1,7 бар, а для увеличения ресурса агрегат получил жидкостное охлаждение. Электромагнитное сцепление по необходимости подключает водяной насос, чтобы поддерживать оптимальную температуру двигателя и понапрасну не расходовать энергию. Блок цилиндров, его головка и картер коленвала сделаны из алюминия, а клапанная крышка – из пластика, усиленного стекловолокном. Такой материал легче «крылатого металла». Масляный насос регулирует давление в зависимости от нагрузки, а днище поршня охлаждается маслом под надзором электроники.
ОН – РОБОТ
Новый «Изитроник», или пятиступенчатая роботизированная коробка с одним сцеплением, для моделей «Адам» и «Корса». Рассчитана на максимальный момент до 190 Н.м. Передачи переключает электрогидравлический модуль, а ускорить этот процесс помогают синхронизаторы на всех передачах. Из-за оптимального выбора передач расход топлива ниже, чем с механической коробкой. Кроме того, коробка работает с системой «старт-стоп», позволяющей экономить лишние граммы горючего.
НА СЛЕДУЮЩУЮ СТУПЕНЬ
Что отличает новое поколение пяти- и шестиступенчатых коробок (на фото) от предшественников? Усиленные синхронизаторы облегчают переключение передач, в том числе и на непрогретой коробке. Механизм переключения с усовершенствованным демпфером гасит вибрации на рычаге. Из-за минимального трения в приводе механизма переключения передачи включаются четко. Уменьшить расход топлива помогает трансмиссионное масло с низкой вязкостью.
БИСТРО НА КОЛЕСАХ
Лекции по теории опелевцы разбавляли короткими заездами на автомобилях-носителях новых агрегатов.
Понравился восьмиступенчатый автомат: передачи меняет практически незаметно и медлительностью не страдает.
Добрым словом вспоминаю 170-сильный бензиновый 1,6 SIDI – уверенно тянет с низких оборотов, весело раскручивается и ведет себя тихо, не досаждая неприятными шумами и вибрациями. Разве что расход смутил: в довольно спокойном режиме «город-трасса» маршрутный компьютер показал 9,1 л/100 км.
Дизель 1,6 CDTI ecoFLEX разочаровал – подхватывает примерно после полутора тысяч и неплохо едет, но тронуться с места, особенно в горку, невозможно. Все без исключения опозорились, многие – неоднократно. Забавно, что мотор, заглохший после выжимания сцепления, прежде водителя заводила система «старт-стоп». Наконец-то я понял, для чего нужен этот электронный помощник!
Не понравился и новый «Изитроник». Он лучше, чем предшественник, но не покидало ощущение, что я причастен к каждому переключению и машина всякий раз c укором напоминает об этом. Зачем вообще такая коробка, если есть отлаженный четырехступенчатый автомат? Экономит топливо? В этом случае я готов переплатить.