Личное мнение: мэр без «Бентли»
Нас такое изумляет; а вот жители британской столицы давно привыкли. Как и жители Нью-Йорка – к тому, что их мэр регулярно ездит на метро. И никто не считает это причудой высокого чиновника! А у нас невозможно представить себе в такой ситуации не то что градоначальника любой из российских столиц – районного голову!
В последние годы общественники-правдоискатели предали гласности массу историй о том, как столичные и региональные бюрократы покупают за казенный счет очень дорогие лимузины. И что с того? Они продолжают это делать. Вот только некоторые из сообщений СМИ за последние месяцы. Отделение Пенсионного фонда РФ по Москве прикупило седан БМВ-745Li за 4,5 млн. руб., администрация подмосковных Мытищ – «Лексус-LS 600h» (4,8 млн. руб.). Администрация Набережных Челнов приобрела сразу три дорогущих авто: «Мерседес-Бенц S 500» (6 млн. руб.), «Мерседес-Бенц GL 500» (4,7 млн.), БМВ-Х5 (4,3 млн.). Руководство Ногинского района Московской области пожелало приобрести четыре вседорожника «Лексус-LX 570» почти за 20 млн. руб. Но особенно умилил такой факт: филиал Адыгейского госуниверситета в Белореченске заказал «Ауди-А8» за 3,5 млн. руб. Чем чиновники от образования хуже других?
Справедливости ради вспомним, что федеральные и региональные власти, а также депутаты всех уровней не раз пытались хоть как-то ограничить аппетиты своих коллег. Многие, наверное, еще помнят инициативу Ельцина и Немцова, которые взялись пересадить чиновников на «волги». Но то было давно, да и легковые автомобили марки ГАЗ уже не выпускают.
Пару лет назад фракция КПРФ подготовила законопроект, запрещающий «государевым людям» покупать автомобили дороже 1 млн. руб. До сих пор помню, как смеялся над отрицательным отзывом Минэкономразвития на инициативу коммунистов. «Закупка дорогостоящих автомобилей с учетом более длительного срока их эксплуатации в ряде случаев может потребовать меньше расходов средств бюджета, чем более частый ремонт и замена дешевой техники», – говорилось в этом документе. Другими словами, обслуживать «Мерседес» представительского класса дешевле, чем бюджетный «Рено». Только непонятно, почему, к примеру, содержание «Мерседеса» губернатора Саратовской области обошлось бюджету региона в 5,7 млн. руб. за два года, а один только комплект колес и страховка для такого же автомобиля, но уже самарского губернатора – в 1,8 млн. руб. (данные Счетной палаты РФ).
Теперь – новые веяния. Вслед за увеличением транспортного налога на очень дорогие авто (ценой свыше 5 млн. руб.) правительство собирается пересмотреть критерии для госзакупок. И вроде бы Минэкономразвития введет некие рамки, ограничивающие стоимость люксовых экипажей для чиновников. Сейчас разрабатывают требования к автомобилям, приобретаемым за деньги из бюджета. Видимо, цену ограничат 2 млн. руб., вдобавок разрешат покупать только автомобили, собранные в РФ. Не дожидаясь следующего года, губернатор Санкт-Петербурга уже подписал постановление «О мерах по эффективному использованию средств городского бюджета при приобретении и аренде легковых автомобилей». Теперь бюджетным учреждениям города запрещено приобретать легковые машины дороже 1,1 млн. руб.
Что же, в России сегодня собирают автомобили почти 30 марок, в том числе люкс-класса: в Калининграде – седаны БМВ 5-й и 7-й серий, вседорожники БМВ-Х5, -Х6 и «Кадиллак-Эскелейд»; во Владивостоке – «Тойоту-Ленд Крузер Прадо». А чиновники Санкт-Петербурга даже при жестких ограничениях могут проявить патриотизм и выбрать современные и комфортабельные бизнес-седаны местного производства. Например, «Форд-Мондео» (от 740 тыс. руб.), «Тойоту-Кэмри» (от 970 тыс.) или «Ниссан-Теана» (от 1 млн. 20 тыс. руб.).
Вроде бы все правильно и красиво выходит. Только вот чиновники, думаю, найдут способ обойти любые ограничения и придумают уважительную причину купить себе за бюджетные средства автомобиль более высокого класса. Потому что в этом кругу модно выделяться – часами «Вашерон Константин», костюмом «Бриони» и подобными авто. И пока слуг народа не приструнят, никто из них на какой-то бюджетный седан не пересядет. Тем более на велосипед.