С иностранными номерами можно всё?
Камера читает на всех языках
Это цитата из форума «За рулем.РФ» от посетителя OlegArh из Мурманска. Прокомментировать подобные высказывания еще осенью прошлого года редакция «За рулем.РФ» просила Игоря Королева, возглавлявшего тогда московский ЦОДД (Центр организации дорожного движения). Собеседник подтвердил, что к моменту интервью аппаратура фотофиксации, действительно, «не различала» инознаки, однако пообещал, что «к середине лета следующего года система заработает».
Середина наступила. Что сейчас? Вопрос - Юрию Зарубину, гендиректору компании «Технологии распознавания», которая разрабатывала для ГИБДД столицы считывающую компьютерную систему.
— Программа готова. Она идентифицирует номера автомобилей из Евросоюза и европейских стран, не входящих в ЕС. «Горячий» вопрос — о номерах, которые нынче встречаем все чаще, — молдавских, украинских, литовских, казахских и других. Они также «читаются», причем всякие — и старого, и нового образца, вплоть до полицейских. Распознаются существовавшие в СССР, военные, дипломатические. Чтобы программа заработала, достаточно системному администратору, получив команду от руководителя городского ГИБДД, нажать кнопку.
То есть пока система не действует. Почему, если она готова?
Не даст соврать
Об этом мы спросили в городском ЦАФАПе ГИБДД (Центре автоматизированной фиксации административный правонарушений в области дорожного движения) одного из кураторов проекта, подполковника полиции Алексея Зимина.
Служба фотовидеофиксации столицы прекрасно оснащена. Сегодня на службе 560 камер, к концу года их будет 700, а в следующем — 1200. С программой «Поток» мы отслеживаем перемещение по улицам каждой (заметьте, именно каждой) машины, можем узнать дату, время, адреса ее местонахождения и скорость. Информация хранится со времени начала функционирования системы, примерно полтора года. Храним ее, чтобы обеспечить законность оснований для наказания нарушителя.
Скажем, водителю пришло уведомление о штрафе за неправильную парковку, в письме два фото, зафиксировавшие нарушение, сделанные с интервалом примерно 10 мин. Водитель протестует: в промежутке между этими съемками я отъезжал, а останавливался в том и другом случаях считанные секунды. Так уж случилось, что ровно в одном и том же месте. Мол, совпадение… Мы проверяем истинность слов по хранящейся в базе информации — достаточно ввести в компьютер данные об автомобиле.
Так же точно мы могли бы уже сейчас засечь нарушения машин с иностранными номерами. Подтверждаю, компьютерная система их распознавания готова к запуску. Но некому и некуда отсылать уведомления о штрафах...
Чтобы не вхолостую
Ставить на учет в ГИБДД автомобили, въехавшие из-за границы, их владельцы не обязаны. Практически никто и не ставит. К ним одно требование: не позднее чем через полгода машина должна выехать из страны.
Даже если знать, где в РФ живет нарушитель, нет пользы от работающей системы распознавания. Водитель, положим, откажется погасить задолженность по штрафам. Но мы не сможем его принудить платить: служба судебных приставов имеет право воздействовать только на резидентов — россиян и тех иностранных граждан, которые зарегистрировались на территории страны.
Другое дело, если после полугода нахождения в РФ машина не выезжает, то, получив об этом информацию от таможенных властей вместе с реквизитами, мы объявляем автомобиль в розыск, и автоинспекторы ловят ее на каждом углу. Однако такие случаи единичны.
Потому и не вводим в действие систему поиска авто иностранцев. Эксплуатация вхолостую вызывает затраты — например, на обслуживание техники. Открою секрет: если автомобилисты, наученные штрафами, в большинстве своем знают о местоположении каких-то камер фотофиксации и в зоне их обзора в большинстве своем не нарушают, скажем, скоростной режим, то эти действующие устройства снимаем и заменяем их муляжами. Именно из соображений экономии.
Грехи обнаружит таможня
Безнаказанность с иностранными номерами продлится недолго, сообщил Алексей Зимин. Но чтобы система сразу стала и эффективной, и легитимной, нужно подготовить законодательную базу.
Готовимся применить самый рациональный, на наш взгляд, опыт других государств. Одномоментно с таможни к нам начнут поступать реквизиты въехавших автомобилей и их владельцев, а мы запустим программу распознавания и идентификации нарушителей. Банк данных о задолженностях по штрафам предоставим всем таможенным постам (чтобы на границе быстро находили сведения, создадим для них особую «корзину»). И при выезде из страны каждый автомобиль-иностранец будет проверен на предмет долгов. Если за кем-то они висят, можно будет тут же их погасить.
Все видится простым. Но нужно именно через закон вменить таможенникам в обязанность вести учет въезжающих авто, проверять «штрафную чистоту» выезжающих, обеспечить правомерность доступа в соответствующие базы данных ГИБДД, взимать задолженности по штрафам.
На случай, если по каким-то причинам автомобиль выехал из страны с неоплаченными задолженностями (или иностранный нарушитель передвигался в России на прокатной машине), его владельца придется искать через информационные ресурсы дорожной полиции других стран. У нас должен быть доступ к ним. Чтобы его получить, ГИБДД РФ понадобится заключить соответствующие соглашения, в том числе с коллегами из ближнего зарубежья.
Подсчитываем и дополнительные расходы. Почтовая пересылка (сколько стран, столько и тарифов), услуги фирм, которые возьмутся оформлять «письма счастья» за рубеж... Что не мелочь, как может показаться. А расход средств из госбюджета (читай, деньги налогоплательщиков) нужно обосновать, утвердить. Процедура не быстрая, заключил подполковник полиции Алексей Зимин.
Даже зло берет…
Вывод: как ни обидно добропорядочным водителям, даже за неумышленные нарушения ПДД ощутившим груз ответственности (в возросшем денежном выражении), ездящие с литовскими, белорусскими и того же рода иностранными номерными знаками могут себе позволить ездить не по правилам — и им за это ничего не будет. Такая ситуация, судя по всему, продлится на неопределенный срок.
Редакция будет рада, если ГИБДД РФ даст читателям сайта «За рулем» другой прогноз.