Кубок DMACK: первый поцелуй
ПОДГОТОВКА
Этап Кубка России «Голубые озера» на западе Псковской области – это только грунтовые дороги. В теории я, конечно, знал: принципы быстрой езды везде одни, что на асфальте, что на гравии. И отчасти уповал на опыт участия в ледовой Гонке звезд «За рулем», ведь на высоких скоростях гравий тоже скользкое покрытие.
Машину нам – мне и штурману Андрею Севастьянову – дали ту самую, что я тестировал зимой (ЗР, 2013, № 5). Раллийный «Фольксваген-Поло» за это время модернизировали. В частности, вставили пластиковые стекла, мотору добавили 15 сил, – как мне показалось, в ущерб крутящему моменту, чем подпортили неплохой баланс.
Немного досадно, что наш «половичок» из-за этого вылез за рамки технических требований Монокубка, поэтому мы стартовали вне зачета. Но прекрасно вписались в Кубок России, хотя, конечно, высоких целей не ставили. Для первого ралли самая разумная задача – без неприятностей добраться до финиша.
Ралли, как известно, начинается со стенограммы. Задолго до старта я звонил знакомым раллистам, выспрашивал. Но это все равно что объяснять, как правильно целовать женщину, – пока сам не попробуешь, не поймешь.
Узнал, что существует множество систем записи трассы и чуть не каждый пилот пишет стенограмму по-своему. В итоге мы с Андреем разбили все повороты на пять категорий сложности (там, где пятерка, – педаль в пол на высшей передаче). Сначала мне казалось, что вполне хватит трех, но по мере продвижения по будущей трассе пришло более точное понимание нюансов. Отдельное спасибо штурману: он по своему чутью отмечал в стенограмме особо опасные места, столбики, ямы и прочие деревья. Поскольку мне в ходе прописывания многие опасными не казались, я на них мало внимания обращал, – а в гонке эти отметки пригодились.
ГОНКА
На первом допе я просто вспоминал, как надо ездить вообще, и пытался понять машину, приноровиться к ней. Первое ощущение: это совсем другие дороги, я никогда по ним не ездил. За ночь они совершенно изменились! Понятно, что ночь тут ни при чем, просто до меня по ним промчались в боевом режиме 60–70 экипажей. И там, где вчера было гладко, сегодня возникли глубокие колеи и ямы. Чтобы исключить всякий риск, всю первую секцию (кубковое ралли обычно поделено на две) ехал очень аккуратно и намного медленнее, чем мог. С Андреем сразу условились, что работаем на «доезд» (то есть гарантированный финиш), а занятое место – дело второе.
На следующем допе в коробке пропала первая передача и больше не вернулась. Это мешало лишь при троганье с места, – не думаю, что поломка заметно повлияла на результат. А еще мотор все время перегревался, температура охлаждающей жидкости норовила уйти в красную зону, поэтому часто включали печку и брали жар на себя.
В двухчасовом перерыве между секциями, когда машину осматривали механики, мы им, конечно, обо всем сообщили. Нам сказали, что быстро это не чинится. Ничего страшного, мол, – езжайте дальше.
Много боролся с автомобилем. Андрей очень давно не читал стенограмму, поэтому пару раз сбился, но мы быстро возвращались в ритм. С дороги ни разу не вылетели, бамперы не оторвали. Хотя был волнующий эпизод. После небольшого трамплина – вернее сказать, хорошего разгруза – машина неприятно ткнулась мордой в дорогу. Довольно крепкий вышел «поцелуй». Но обошлось. На второй секции стало гораздо спокойнее, как-то внутренне легче. Исчезло постоянное ожидание нештатной ситуации. Поехали увереннее, быстрее. И получая удовольствие. Лидерам Монокубка уже не проигрывали, а где-то даже их опережали (среди лидеров были Аркадий Богомолов и Владимир Кабанов, бывшие чемпионы страны. – Прим. ред.) В какой-то момент Андрей сказал мне: «Судя по твоей езде, ты из ралли уходить не собираешься». Ну, я пока ничего не решил.
Задумали садануть по-взрослому на последнем допе: еще сохранялся шанс на виртуальное призовое место. А доп как раз и отменили из-за каких-то организационных проблем. Если забыть, что мы ехали вне зачета, по результатам у нас четвертое место. Гонка закончилась слишком рано, нам бы еще пяток допов! Девяносто километров скоростных – маловато.
ПОСЛЕ ФИНИША
Общие соображения относительно участия в Монокубке: главная ставка экипажей – без происшествий доехать до финиша, поскольку небольшая группа механиков в коротком перерыве вряд ли возьмется устранять все серьезные поломки.
Раллийная езда мне понравилась. Это очень интересно! Физических возможностей моего организма хватает, даже в боевом режиме не ощутил особых нагрузок. По-видимому, раллистам проще выступать на зимнем треке, поскольку они почти все время идут в скольжении.
Андрей со своей задачей справился прекрасно, хотя более десяти лет штурманом не ездил – все время водителем. Стенограмму же надо читать быстро и точно, не сбиваясь с ритма, удобного для пилота. Никаких проблем не возникло, и вообще у нас сложился хороший контакт и полное взаимопонимание. Севастьянов сам по себе очень спокойный и позитивный, с ним приятно общаться.
Атмосфера ралли радикально отличается от привычной мне кольцевой. На кольце все паузы заняты общением с настройками машины, телеметрией, инженерами. В ралли люди больше общаются между собой. Напоминает выезд на пикник с гоночными автомобилями. И ни одного туалета... Тем не менее мы с Андреем прямо по ходу гонки договорились продолжить совместную раллийную программу. Возможно даже, вне рамок Монокубка.
ЧТО ТАКОЕ МОНОКУБОК
В современном понимании – обособленное состязание на одинаковых машинах в рамках другого, более крупного соревнования. В российском ралли таких было несколько. Например, Кубок «Ситроен-Саксо», Кубок «Рено-Логан». Теперь на сцену вышел «Фольксваген-Поло».
Любопытно, что марка машины в названии не упомянута – лишь титульный спонсор (он же технический партнер) шинная компания DMACK (очень молодой бренд). Обычно в числе учредителей Монокубка выступает производитель, заинтересованный в продвижении модели на том или ином рынке. Если взглянуть, скажем, на французское ралли, там почти всегда соседствуют Монокубки «Пежо» и «Рено», с годами меняя модели на более актуальные. Монокубок DMACK вывела на арену частная российская компания «Академия Ралли». Участники получают машины на правах аренды, обслуживает их единая команда механиков и инженеров.
Монокубковый «Поло» по уровню подготовки попадает в национальный класс 1600Н. Экипаж на этой машине может получать зачетные очки в чемпионате и Кубке России. Собственно, этапы Монокубка DMACK совмещены с этапами главных серий, а его участники в этом сезоне проведут восемь гонок.
ПЕТРИКОВ – НАШ ВЫБОР!
Получив предложение «Академии Ралли» выставить на Монокубке пилота от «За рулем», мы размышляли недолго. Лучшей кандидатуры, чем наш тест-пилот Олег Петриков, помогающий испытывать машины на «Смоленском кольце», не найти. А то, что он ни разу не стартовал в ралли, лишь добавляло интриги. Как быстро пилот-кольцевик адаптируется в незнакомой дисциплине?
Более-менее зная его характер, думаем, что много времени это не займет. Олег всегда сдержанный, спокойный, уравновешенный. Вдумчивая подготовка к старту и детальный анализ прошедшей гонки – органичные дополнения к точному, аккуратному стилю пилотирования. Такой не может подвести!
А вообще ярких примеров удачного перехода из кольцевых гонок в ралли в нашей стране не так уж много. Навскидку вспомним Александра Желудова, в итоге ставшего чемпионом страны. Обратных примеров, кажется, еще меньше. Возможно, потому, что ралли – очень увлекательный вид автоспорта, из него мало кто уходит по доброй воле. Сильно надеемся, что Олег не бросит «кольцо».