Академия вождения Mercedes AMG: Moscow Raceway
Причиной тому — отсутствие трасс, грамотных инструкторов и спроса на такую экзотику. На «затычной» и двухмерной трассе «Мячково» устраиваются трек-дни, но по-настоящему приключением это назвать можно с натяжкой. Совсем уж решительные выбираются на Нюрбургринг и прочие европейские «ринги». Но так, чтоб утром на трассу, а вечером домой — нереально.
Открытая в прошлом году гоночная трасса Moscow Raceway позволила принимать не только частников, но и проводить международные соревнования DTM, супербайк и теоретически даже Формулу-1. В нашем случае речь пойдет пусть об очень мощных, но дорожных автомобилях AMG.
Фирма, основанная двумя немцами — Ауфрехтом и Мелхером — в 1967 году (именно из их имен складывается аббревиатура AMG, G — родной город Гроссаспах), начала с постройки гоночных Mercedes. Успех машин AMG на трассе и в бизнесе привлек внимание Daimler Chrysler, и к 1999 году контрольный пакет был выкуплен, в 2005 году фирма целиком стала принадлежать «Мерседесу».
«Машину купил, а ездить не купил», часто такую поговорку можно услышать о тех, кто безрассудно носится по улицам и попадает в неприятные ситуации. Для тех, у кого «бензин в крови», AMG предлагает серьезный подход — обучение на трассе. Подобные школы немцы основали практически на всех континентах и во всех странах, где есть поклонники AMG.
Рано утром мы отправляемся в сторону Волоколамска на трассу. Через полтора часа езды от Москвы нас встречают в стильном лаунже AMG. У «Мерседеса» на Moscow Raceway есть не только собственная зона с классным интерьером, но и солидный участок трибун. При строительстве немцы также инвестировали в трассу.
После кофе-брейка знакомимся с инструкторами. В отличие от других российских школ, марку представляют действующие немецкие гонщики, и общаться с ними приходится через переводчика.
Начало — стандартное для всех школ: теория, где разъясняют, как правильно и неправильно сидеть за рулем на треке. Для тех, кто любит устроиться полулежа, объясняют, что с вытянутыми, а не полусогнутыми ногами развить максимальное давление на педали тормоза не получится, к тому же люфт между спиной и креслом — это лишнее время при работе педалями и рулем, а следовательно, запаздывание и потеря позиции. Проще говоря, чтобы быстро работать рулем и педалями, нужно не болтаться, а быть надежно закрепленным.
Отправляемся на площадку, где пытаемся почувствовать разницу между режимами работы системы стабилизации (спортивным и нормальным) и проехаться вообще без нее. Для «курсантов» доступны следующие машины: C 63 седан и купе, SL 63 и на десерт cуперкар SLS, все с литерой AMG.
В обычном режиме вслед за активной работой рулем и небольшими заносами машина довольно грубо одергивается системой стабилизации, а система Pre Safe притягивает ремни, так,что становится некомфортно. Этот вариант — для обычных дорог и езды без фанатизма. Спортрежим позволяет немного поскользить, пока рулем и тормозами не начинаешь орудовать хаотично. Система понимает, что водитель теряет управление, и подправляет машину, страхуя от заноса.
С выключенной системой стабилизации машина со старта уходит боком, и активировать ее есть смысл, только если ты опытный гонщик. В спортрежиме, если не ошибаться, система стабилизации ничем не мешает. Исключение — вождение в дождь. Но об этом позже.
Следующее упражнение — расчет точки торможения и торможение с объездом препятствия. Поэкспериментировав на разных скоростях, начинаешь лучше чувствовать машину и увереннее пользоваться экстренным торможением.
Затем на треке начинаем сочетать торможение с построением правильной траектории в связке интересных поворотов. Во время заездов понимаешь, насколько высокий потенциал у машин. Вначале, пересев в SLS, я даже осторожничал, боясь разворота или вылета на газон. С каждой попыткой наращивал темп и наглел, но машину так и не потерял. Все действия водителя инструктор комментирует по рации. Правда, они лаконичны, и непросто понять, в чем проблема, когда слышится: недостаточно точно, черти линию (между связками поворотов) лучше. Через полдня начинаешь понимать свои ошибки, например, как эффективней тормозами загрузить передок для лучшей управляемости в повороте. К тому моменту, как подошел к пределу, пришлось сворачиваться на обед.
После обеда — заезды по всей площади трассы в ознакомительном виде. Первым едет инструктор, а за ним остальные «гонщики». Инструктор едет с огромным запасом, тормозить начинает заблаговременно, так что удовольствие может получить только тот, кто замыкает пелетон, отпустив коллег на некоторое расстояние, попробовать пройти участки в боевом режиме. Тем не менее и такие хитрости пресекаются, к тому же перед заездами все мы (впервые в моей практике) расписались в материальной ответственности за машины.
Однако есть и возможность проявить мастерство и приобретенные навыки. На коротком участке «суперспринт» проходят соревнования между участниками. Небольшое кольцо, Mercedes C63 AMG, конусы, коварно расставленные по трассе, и ты, который должен показать минимальное время прохождения и остановиться с торможением до обозначенных конусов. Добрая половина участников, несмотря на неплохое время, была пенализирована штрафом за сбитые конусы. К тому же во время заезда хлынул проливной дождь, поэтому аккуратным надо было быть вдвойне. Небольшой занос — и машина жестко одергивается системой стабилизации и прекращает подачу топлива, а значит теряешь драгоценное время. Не считаю себя гонщиком, да и опыта езды на треке не так много, но благодаря аккуратности удалось прийти 4-м из 19.
Коротко о машинах. C 63 AMG превосходен — бодрый разгон, отлично стоит на дуге, супертормоза, единственный минус — тесновато в шлеме. SL, несмотря на регулируемую подвеску, наиболее подвержен кренам и, соответственно, в вираже стоит не так уверенно. Классический Gran Tourismo, в котором акцент смещен в сторону комфорта. Хотя по агрессивности выпускной системы ему позавидуют многие. Ну и SLS – это удовольствие в квадрате. Все хорошее, что можно сказать про C 63 на треке, здесь возведено в другую степень. Суперкар на удивление оказался вполне дружелюбным, система стабилизации позволяет проходить повороты без опаски быть развернутым поперек, а карбоновые тормоза обеспечивают замедление еще более впечатляющее, чем разгон.
Стоимость курса — 50 тыс руб., для клиента AMG не кажется дорогой. Более того, по секрету скажу, что курсы эти не окупаются. Только аренда автодрома без расходов на бензин, обслуживания машин, их доставку стоит не менее полумиллиона рублей. И все бы замечательно, но будь я владельцем AMG, где на каждый двигатель вешается табличка с именем мастера, который его собирал, посетовал бы на отсутствие индивидуального подхода в обучении.
Говорят, в спорте второе и четвертое места — самые обидные. Однако в моем случае все было объективно. Будь у меня чуть больше опыта, мог бы рассчитывать на подиум. Для таких, как я, кому базовая программа кажется слишком уж начальной, существует еще два, более продвинутых уровня.