Отсрочка для тахографов: а после те же штрафы?
…И молвит человеческим голосом
Если кто не слышал. Тахографы — неусыпные контролеры водителей. Следят, чтобы «поднадзорный» не пересидел за рулем лишнего, не гнал быстрее дозволенного, не съезжал с маршрута. Транспортные власти России предписали использовать отечественные электронные устройства с системой слежения, связанной с ГЛОНАСС, блоком криптографии (кодирования) данных. Это на случай, если какая лихая голова вздумает «подкрутить» показания.
Что самое ценное? Устройство не даст опьянеть от усталости. Подойдет время сделать перерыв — предупредит писком, надписью на дисплее, а в принципе, аппарат можно сделать говорящим. То же, если машина разгонится слишком быстро…
Весь этот шикарный набор «в одном сосуде» стоит соответствующе. Например, отпускная цена тахографа в стандартной комплектации от компании «Штрих-М» — 31,5 тыс. руб., а другого, что еще и «заряжен» абонентским навигационным терминалом, — 35 тыс. руб. Но дальше мы увидим, что это для приобретателя не потолок.
Дело о пяти миллионах
Обращение взбунтовавшихся перевозчиков к правительству опубликовали СМИ, оно вызвало бурный резонанс, и Госдума, отреагировав, на год отсрочила введение нового порядка — до 1 апреля 2014 года. На том простом основании, что производство тахографов с заданными свойствами не налажено, нечего снимать шкуру за невыполнение невыполнимого.
Но вот вопрос: а через год на всех хватит? Дооснастить ведь придется 6,6 млн машин (цифра Росавтотранса), работающих на коммерческих перевозках. И вообще, так ли незаменим этот недешевый гаджет? Вопрос риторический... Так ведь не проигнорируешь: если в машине его нет, тебя оштрафуют. Вопросы, в конечном счете, денежные, а значит жизненные. Вот иллюстрация из жизни.
Приходите когда-нибудь
Город Миасс Челябинской области. Наступил июль, до «дня Х» уже девять месяцев. Николай Матвеев, владелец четырех грузовиков-«японцев» (ООО «Уральские грузоперевозки») рассказал корреспонденту «За рулем.РФ».
Как законопослушный предприниматель, он с марта (когда вышел «тахографический» приказ № 36 Минтранса РФ) стремится дооборудовать свои автомобили. Обращался во все восемь расположенных в регионе мастерских, сертифицированных для работ такого рода: тахографов нет. В последний раз, в начале июля, ему посоветовали в очередной раз побеспокоиться... в августе. А еще мастеровые предложили уже сейчас внести предоплату. Искушают: потом-то будет ажиотаж, а если «деньги вперед», сделают по «льготному» списку.
Николай не платит: где гарантии, что устройства не доставят еще через пару-тройку месяцев?! Это же не три копейки: по тарифам мастерской стоимость одного аппарата, плюс монтаж и настройка — от 50 до 80 тыс. руб. (в зависимости от конструкции машины разнится сложность установки, соответственно, и цена). Мастера предупредили — за оснащение его «несвежих» грузовиков придется отдать по максимуму: понадобится вживлять датчики в коробку передач, тянуть проводку и т.п. Итого за четыре машины где-то треть миллиона. «Когда расплатимся, — сказал Николай, — месяца три будем есть одну картоху». Заработки в дальних регионах не аховские.
А очередь точно будет: восемь мастерских на Челябинскую область (которая площадью почти с Францию) — маловато. Как бы под эту сурдинку сервисмены еще не задрали цены…
Спрос рухнул дважды
Почему, когда уж «время шепчет», вдруг возник дефицит устройств и точно нагрянет дефицит сервисных услуг? — спросил корреспондент «За рулем.РФ» производителя тахографов.
— Крайним окажется перевозчик, и штрафами поплатится он, — предположила Валентина Викторовна Усачева, зам. гендиректора компании «Штрих-М». И добавила: — Поплатится за промахи госструктур: то, что происходит, — результат ошибок их политики внедрения.
Пояснила. В первые месяцы после выхода «тахографического» приказа все кинулись покупать — производитель отгружал по 3-5 тысяч устройств. В июне продал… в 25 раз меньше — 173 штуки. Спрос рухнул дважды: после решения Думы на год отсрочить штрафы за езду без тахографов, еще раз — когда Федеральная антимонопольная служба пригрозила вовсе отменить 36-й приказ. Основание: в РФ только один производитель важнейшей составляющей конструкции — блоков СКЗИ (средства криптографической защиты информации). А один — это монополия, она недопустима. Вдобавок против обязаловки устанавливать устройства выступили некоторые депутаты Госдумы.
По всем признакам ситуация повернулась к тому, что тахографы вот-вот объявят вне закона — и все расслабились. Замерли в ожидании перевозчики. Притаились и мастерские, хотя чуть раньше рвались освоить прибыльный, как виделось, профиль услуг. Теперь не прогадать бы: их будущие заработки предваряют расходы. Прежде нужно купить за двадцать с лишним тыс. руб. «автоматизированное рабочее место» и карточку мастерской — дабы получить допуск к криптографическим ключам. А все это точно понадобится?
Успеть бы…
В конце апреля, когда на всю страну было всего несколько сертифицированных пунктов, Сергей Сухарев, руководитель Росавтотранса, говорил корреспонденту «За рулем.РФ», что до конца года их должно стать 2000 (как правило, на базе грузовых СТО) — столько достаточно, чтобы к сроку привести в порядок все подлежащие дооснащению машины. Но вот темп развития сети: в июне на сайте ведомства в перечне значилось 178 мастерских. В середине июля — столько же.
Выходит, за оставшиеся до конца года месяцы придется ежемесячно открывать по 300 мастерских. Но даже если бы все две тысячи появились прямо сейчас, каждая должна пропускать до 1 апреля по 360 с лишним грузовиков и автобусов в месяц. Реально?.. В предстоящий День смеха перевозчикам будет не до веселья.
(Исключение: можно не торопиться с теми ТС, в которых уже есть какие тахографы, установленные до 1 апреля нынешнего года. Однако ими можно пользоваться только до очередной регламентной калибровки, но не позже (категорически!) чем до 01.04.2015, — и беспрекословно доводить их до уровня последних требований или менять на новые, «директивные». Другое дело, таких машин всего 300 тысяч, практически — не считается.)
Рад бы ошибиться в этой арифметике хотя бы на порядок. А то, глядишь, опять вспыхнет протест (хорошо, если снова в простой письменной форме), придется отодвигать контрольные сроки и введение штрафов.
Двое битых вместо виновного
Кстати о штрафах. На недавнем круглом столе, организованном Союзом профсоюзов России, представитель МВД назвал цифру: по статье 11.23 КоАП (той самой, о наказаниях за перевозки без тахографов) штрафы успели применить в более чем 800 случаях. В масштабах времени (с апреля до начала июня) и в масштабах автопарка страны, вроде, немного. Но поговорите с теми, кого наказали — им мало не показалось. Тем более что наказали абсолютно несправедливо.
Судите сами: Административный кодекс предписывает штрафовать водителя на сумму до 3 тыс. руб. или административное лицо (диспетчера, инженера по безопасности движения и т.п.) — на 5-10 тысяч… Но не от них зависит, оборудован автомобиль тахографом или нет. Руководитель профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов негодует: зависит от собственников машин. Но в КоАПе они не фигурируют среди лиц, подлежащих наказанию рублем.
Это тоже к вопросу о политике властей в проведении современных средств организации труда перевозчиков.
Цена вопроса: даром?
И снова про деньги. Протестующие подписанты-перевозчики в письме в правительство то ли умолчали, то ли действительно не ведают: дооснащение машин тахографами государство... компенсирует из бюджета.
Все знают, что работодатели перечисляют определенный процент от зарплаты работников на обязательное социальное страхование (от несчастных случаев, профзаболеваний). Это, считай, государственный налог. Так вот, по приказу Минтруда и соцзащиты его разрешили не доплачивать на сумму затрат, израсходованных на приобретение и установку тахографов.
Вроде, напрашивается вывод: зря бузили перевозчики, ведь устройства не будут им стоить ни копейки. Но вот продолжение текста приказа: сумма компенсации не может превышать 20% суммы страховых взносов за предшествующий год. Это много или мало? Если «по жизни», действительно ли 20% в натуральном денежном выражении покроют затраты? На вопрос ответил Николай Матвеев из Миасса:
— Мы считали: по нашим зарплатам, это копейки, а не компенсация, за нею даже не станем обращаться. Рабочее время, затраченное на оформление бумаг, стоит дороже, чем вернем денег.
Или этот случай с «Уральскими грузоперевозками» не типичный? Существуют же АТП с сотнями единиц техники, возможно, более высокими зарплатами, а значит, со значительными отчислениями на соцстрах — соответственно, суммы компенсаций здесь такие, что им, зажиточным, тахографы обойдутся даром. Может быть… Но кого больше в отрасли автоперевозок — мелких и средних предпринимателей или крепких крупняков? Понять это практически невозможно: очень часто под вывесками крупных АТП работают компании не со своим транспортом, а привлеченным — принадлежащим мелким владельцам. Это к тому, что у огромной массы перевозчиков те же возможности, что и у «Уральских грузоперевозок».
Впрочем, сейчас предполагать, кому и сколько денег удастся вернуть в форме компенсации, — все равно что делить шкуру неубитого медведя: пусть прежде тахографы материализуются и станут доступны всем, кому нужны.