Skoda Octavia: обед без вина
А был ли мальчик?
Позади остались целых два дня автопробега по Приволжью, и пришло, наконец, время сесть и свести воедино все впечатления. В общем-то я достаточно равнодушен к красотам родины, подавляющая часть архитектурного наследия которой состоит из монастырей и церквей. Вот и сейчас вспомнился в первую очередь Раифский монастырь, чьи белокаменные стены и колокольни отражались в водах одноименного озера. Вспомнился островной город-крепость Свияжск – который, кстати, постепенно мутировал в Свято-Успенский монастырь. Некоторым диссонансом в память залег и забавный новодел – островерхие веселенькие домики йошкар-олинской набережной в стиле бельгийского Брюгге, будто перенесенные неведомым образом в Марий-Эл из столицы Западной Фландрии. Но почему-то напрочь отсутствовали впечатления о главном герое поездки – «Октавии» третьего поколения, за рулем которой, собственно, я и проехал без малого 400 километров по территории трех приволжских республик. А был ли мальчик?
Несомненно, мальчик был – но вот как-то за живое не зацепил. Неужели в новой машине все так «ни о чем»? Отнюдь! Скорее, как раз наоборот – все даже слишком хорошо. Но…
Фантазия на общую тему
«Мы создали новый стиль, – шеф-дизайнер Йозеф Кабан явно гордился своим детищем. – Автомобиль не перегружен избыточными декоративными элементами». В переводе с дизайнерского на русский это означает, что всем художественным излишествам была объявлена война. Вся светотехника «Октавии» нарисована будто по линейке – никаких закруглений и финтифлюшек. Вместо молдинга на борту – строгая и жесткая штампованная полоса. Контуры деталей и линия силуэта выглядят настолько идеально, будто их проектированием занимался бездушный искусственный интеллект, а не стайка творчески сдвинутых разгильдяев, каковыми в народе принято считать всех талантливых художников.
Элегантный, солидный, сдержанный автомобиль выглядит чертовски по-немецки. Ба! Спереди, если присмотреться, это некая фантазия на общую тему «Пассата», «Джетты» и «Поло-Седана», которую в целях облегчения идентификации разбавили фирменной радиаторной решеткой с логотипом-стрелой. Еще в середине прошлого века шеф стилистов «Ауди» объявил, что именно этот элемент определяет узнаваемость марки. Так нате, получите – перед вами именно «Шкода».
Машина, которая и прежде славилась габаритами, в новом поколении еще подросла – на 90 мм в длину и на 45 мм в ширину. Она переплюнула даже такого переростка, как «Флюэнс». Предмет особой гордости чехов – огромный багажник объемом 568 л. По традиции, дверь отсека откидывается вверх вместе с задним стеклом, что позволяет без труда запихнуть в машину нечто громоздкое и вместе с тем высокое – вроде секции шкафа. Ширина проема также впечатляет – 1123 мм. При этом автомобиль не превратился в неповоротливую баржу, его вид лаконичен и в меру динамичен, хотя и крайне академичен.
Необходимое и достаточное
Дороги на равнинах Средней Волги спокойны и скучны – ни тебе крутых виражей, ни серпантинов. В общем, погонять со вкусом абсолютно негде, хотя очень хотелось – в моем распоряжении была самая веселая версия со 180-сильным турбомотором, 7-ступенчатой DSG и многорычажной задней подвеской (остальные модификации вынужденно обходятся полузависимой с балкой, работающей на скручивание). Пришлось самому искать приключений на свою пятую точку.
Рывок с места машина выполнила безукоризненно, но без особого азарта, как бы отвечая хорошо затверженный урок. Да, паспортные 7,4 секунды до сотни очень похожи на правду. Но вот стремительность ускорения как-то не прочувствовалась: удобные сиденья четко рассчитанной жесткости и тщательно настроенная подвеска практически нивелировали ощущения.
Повороты, которые я сам себе изобретал по ходу дела, «Октавия» проходила с чисто немецкой пунктуальностью. Небольшие крены не оказывали заметного влияния на управляемость, машина четко держалась заданной мозгом траектории; а кресла обнимали тело нежно, но надежно, удерживая от болтанки. Однако же доводить дело до визга шин желания не возникало – уж слишком рациональным было поведение машины: «Шкода» не стремилась демонстрировать избыточную мощь или умопомрачительную верткость. Баланс необходимого и достаточного оказался соблюден практически идеально! Оно и понятно: комфорт для семейного автомобиля куда важнее, чем показушная реализация драйверских ухваток, которые вряд ли будут востребованы в полном объеме.
Любимое детище концерна «Фольксваген» – коробка передач с двумя сцеплениями – проявила себя с самой лучшей стороны. Она живо реагировала на кик-даун, не тормозила с переключением вверх при спокойной езде. Правда, устранить некоторые болезни DSG до конца пока не удалось. В поисках провороненного переулка я неспешно крался по городской улице – то немного ускоряясь, то притормаживая. И вдруг почувствовал довольно-таки сильный рывок, так что даже инстинктивно оглянулся посмотреть – не въехал ли мне в багажник зазевавшийся преследователь.
Справедливости ради надо заметить, что такой фортель «Октавия» выкинула всего лишь раз за все время поездки, а в остальном ее упрекнуть было абсолютно не в чем. Всем, казалось бы, хороша машина: никаких явных недостатков, кругом одни плюсы. Вот только ее внешность и поведение как обед без вина – сытно, полезно, но скучно. Видимо, поэтому у меня так быстро выветрились из головы подробности моего волжского вояжа.
Свое место в шеренге
Получив традиционную «фольксвагеновскую» внешность, «Октавия» не стала «чужим среди своих» – по размерам она превосходно вписалась в модельный ряд концерна, расположившись между «Джеттой» и «Пассатом». При этом чешский автомобиль дешевле немецких собратьев. Выигрыш по сравнению с гораздо более миниатюрным «Гольфом», располагающим к тому же куда как менее мощным двигателем, в базовой комплектации составляет 9 тысяч. У «Шкоды» всего две подушки вместо семи у «немца», нет системы динамической стабилизации или таких новомодных изысков как «старт-стоп». В минимально возможной сравнимой комплектации – с 105-сильным мотором, «механикой» и полным набором средств безопасности – выгоды в покупке «Шкоды» уже не просматривается, поскольку разница достигнет 52 тысяч, причем не в ее пользу. Сопоставимая версия «Джетты», также уступающей «Октавии» в габаритах, с похожим мотором и «на руке» дороже почти на 60 тысяч. Так что внутренней конкуренции ожидать не стоит.
Неплохие позиции у модели и для схватки с внешними соперниками. За близкий по размерам, мощности и оснащению «Флюэнс» в самом бюджетном исполнении придется доплатить 35 000 рублей. Впрочем, «француз» никогда не был хитом продаж. Вот «Фокус» – то да: столь же небогато оснащенный в базе «Форд», например, дешевле на 47 тысяч. Однако версию с «автоматом» можно купить только за 691 500 рублей вместо 647 900, которые требуют с покупателя «Октавии», вооруженной DSG. Кроме того, «фокусники» не могут рассчитывать более чем на 150 сил. «Астра» дороже «Шкоды» на 60 тысяч, но уже в базе оборудована системой динамической стабилизации и четырьмя подушками, а в двухпедальном варианте за нее придется переплатить 37 тысяч.
Получается, что из ярких, бросающихся в глаза преимуществ у чешской машины можно назвать лишь просторный салон и вместительный багажник, что само по себе уже неплохо. Но поскольку «Октавия» вполне конкурентоспособна и во всем остальном, ее будущее выглядит весьма оптимистично.
Picture 1
Picture 2
Picture 1
Picture 2
Прощай, «оружие»
В России «Октавия» продается с тремя бензиновыми турбомоторами объемом 1,2, 1,4 и 1,8 л мощностью соответственно 105, 140 и 180 сил, а также с 2-литровым дизелем (140 л. с.). Ко всем бензиновым агрегатам предлагаются на выбор 6-ступенчатая механическая коробка (к базовому – «пятиступка») или 7-ступенчатая DSG. Дизель без вариантов комплектуется 6-ступенчатым «роботом» с двумя сцеплениями. Классический «автомат», который устанавливался на «Октавию» второго поколения, остался не у дел.
+ Мощные двигатели; просторный салон; вместительный багажник; неплохая управляемость
– Бедная оснащенность базовой версии