Новичок за рулем: желтый квадрат
Для эксперимента мне выделили новую редакционную «Гранту». Подходит для начинающего водителя! Машина недорогая, кузовные запчасти в наличии – для обучения то, что нужно. Одна коробка передач чего стоит: справишься – считай, что тебе любая техника подвластна.
Итак, с недавних пор ПДД обязывают водителей со стажем менее двух лет отмечать машину специальным знаком. Предположу, что двухлетний срок взят, что называется, с потолка. Как будто через два года водитель автоматически становится профессионалом! А если за пять лет ни разу за руль не садился, стаж засчитывать или нет? Видимо, требование ввели по просьбе самих новичков, и каждый из них вправе решать, вешать ли желтый квадрат. Никакой ответственности за отсутствие знака нет. Но раз Правила дорожного движения, скажем так, рекомендуют иметь такой знак, значит, тайный смысл в этом есть. Проверю-ка я на себе.
ЧАЙНИК НЕОПОЗНАННЫЙ
Для начала попытаюсь представить себя начинающим водителем и посмотрю, как реагируют другие участники движения на меня, молодого и неопытного, если на машине нет особых опознавательных знаков. Выезжаю на «Гранте» осторожно, перед каждым поворотом долго жду просвета, робко и просительно мигаю поворотниками. Как же быстро все едут! И никто не спешит меня пропустить... А собравшиеся сзади нервно сигналят. В зеркало вижу недовольного водителя вседорожника. Со злостью и одновременно презрением (второе относится, видимо, к моему автомобилю) он что-то выговаривает в мою сторону.
Начинаю движение: еду, как и полагается, неуверенно, выбиваясь из общего потока. Мне надо повернуть налево, но я еще в правой полосе – простите, пока еще не привык просчитывать маршрут и вовремя перестраиваться. Вообще, любое перестроение – целое приключение. В автошколе говорили лишь о необходимости включить сигнал поворота. Так вот, включил – и ничего не происходит! Никто не пропускает! Только сигналят отчаянно... Повернул таки. Нервных клеток истратил – и своих, и чужих – несметное количество.
Выезжаю на трассу, занимаю левую полосу. По правой плотное движение, все едут не спеша. Чайники, одним словом! Я-то еду уверенно по левой. Скорость – в рамках ПДД, не больше 90 км/ч. Красота! И тут сзади приближается какой-то огромный джип, отчаянно моргая фарами. Что делать? Этот зверь так плотно ко мне прижался, что стало страшно. И сигналит светом, и гудит! С трудом перестроился вправо. Пожалуй, хватит экспериментов. Поеду как умею, с учетом почти 20-летнего опыта. Не выделяясь из потока и не нарушая ПДД.
ЧАЙНИК В ЗАКОНЕ
Побуду-ка я еще недолго учеником, но предварительно обозначу себя наклейками на машине. Купил целых три штуки (по 40 рублей каждая). Чтобы все сразу видели, кто за рулем. Помимо «законного» желтого квадрата наклею «народные» знаки «У» и «Чайник». В путь!
Еду по тому же маршруту, совершаю те же робкие и неуверенные маневры, но, даже если делаю это коряво, вокруг гробовая тишина. Что случилось, друзья? Смотрю виновато на водителей и вижу в их глазах сочувствие. Или пренебрежение. Но меня это не задевает. Нужно перестроиться? Никаких проблем: включаю поворотник и медленно, не обращая внимания на других, меняю полосу. Никто не сигналит! Терпят... Не получается с первого раза тронуться на светофоре? Полное понимание: объезжают или терпеливо ждут.
Чудеса! Пару раз, как мне показалось, водители все-таки обложили «неумеху» недобрыми выражениями, ну да ладно. Нервы у всех не железные… Я честно говоря, уже сам на себя начал злиться.
Левый ряд на трассе, скорость та же – девяносто. В зеркале вижу несущийся автомобиль. Начинает сигналить светом – и вдруг молча, даже не погудев клаксоном, обходит меня справа. Вот оно, счастье! Да, я новичок – и меня пусть не уважают, но жалеют и, наверное, боятся. Дорогу уступают, стараются не провоцировать на резкие движения. А что мне еще надо?
Так что прочь ложную стыдливость! В конце концов, все когда-то начинали, у каждого был первый самостоятельный «полет». И всем новичкам мой совет: не стесняйтесь, вешайте на машину «желтый квадрат». Это не клеймо изгоя, а символ вашей безопасности.
Артем ЛЕБЕДЕВ, психолог:
По типу реагирования на начинающих все водители подразделяются на две категории. Представители первой группы (таких примерно 90%) реагируют на «учеников» с презрением и пренебрежением. Примерно так старшеклассники относятся к первоклашкам. Или вспомните дедовщину в армии… То есть опытный водитель по отношению к начинающему демонстрирует чувство превосходства. (Как будто сам он не был когда-то зеленым! Но таково свойство нашей памяти.) При этом подспудно есть и опасение: а вдруг «молодой» выкинет какой-нибудь неожиданный фортель? Лучше держаться от него подальше.
Вторая группа, к сожалению, малочисленная (примерно 10%). Это очень терпимые люди, они хорошо помнят, как сами когда-то учились водить, как делали первые ошибки…
ЗНАКИ
«Учебное транспортное средство».
Правила дорожного движения (ст. 21.5) требуют устанавливать такие знаки на автомобиль, который используется для обучения вождению. Начинающие водители – уже вроде не ученики, но активно используют знак «У», чтобы выделиться в потоке. Опытных водителей такие машины, конечно же, раздражают, но обычно они ограничиваются замечаниями про себя. На букву «У».
ПДД устанавливают обязательность использования этого знака для водителей со стажем менее двух лет. Наказание за отсутствие не предусмотрено. Авто с таким знаком большинство воспринимает как источник повышенной опасности, поэтому его водитель получает некоторые преимущества на дороге.