Mercedes-Benz Sprinter: маршрутка из Аргентины
Стратегическое решение о производстве «Спринтеров» в Нижнем Новгороде было принято давно. Более двух лет было потрачено на то, чтобы перевести производственный конвейер из Аргентины, наладить его работу и обучить персонал. Приставка Classic означает, что в Россию прибыла далеко не новая модель Sprinter. За 18 лет конвейерной жизни немецкий «бегун» стал одним из самых популярных коммерческих малотоннажников. Для простых водителей маршруток он был и остается желанной альтернативой «Газели». И теперь он, наконец, встретился с ней под крышей одного завода.
Однако не все так радужно. К слову, в Германии сейчас производится машина уже на две эволюционные ступеньки современнее нижегородского «Спринтера». И в этом смысле топ-менеджмент Daimler рассматривает Россию на уровне страны третьего мира. Кому-то, возможно, покажется такое отношение несправедливым. Впрочем, нельзя не признать, что немцы серьезно подошли к очередному рождению автомобиля: в совместное производство инвестировано 190 млн евро, из них только 50 млн ушло на строительство цеха окраски. Помимо этого смонтированы сварочная и сборочная линии. 109-сильный дизельный мотор (OM646) собирается на Ярославском моторном заводе.
Официально газовцы не считают, что породили конкурента. «Учитывая, что автомобили ГАЗ и Mercedes-Benz ориентированы на принципиально различные потребительские аудитории, обе компании получат возможность успешно развиваться в своих сегментах», — заметил Бу Андерссон, президент «Группы ГАЗ». Однако в неофициальной беседе представители Горьковского автозавода все же признают, что новый партнер пойдет, прежде всего, в коммерческие перевозки. «Но если бы мы их не взяли, то мерседесовцы ушли бы к другим», — заметил корреспонденту «За рулем.РФ» собеседник из ГАЗа.
И потом, эта сборка очень маржинальная, чуть ли не прибыльнее собственного производства. У нижегородцев, наконец-то, появятся деньги на собственные разработки. Плюс ко всему ГАЗ практически даром приобрел современный цех окраски. Ведутся переговоры по поводу использования ярославского дизеля для себя и возможности оснащения «Газелей» мерседесовскими комплектующими.
Аналитики убеждены, что новое СП только придаст ГАЗу ускорения. «Дело в том, что продукция «Мерседеса» и ГАЗа пока что находится на разных ценовых полюсах. В России до сих пор многие бизнесмены не могут приобрести дорогой микроавтобус или даже не рискуют. К тому же и банки неохотно кредитуют малый бизнес, опасаясь непогашения кредитов», — комментирует исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.
Операторы, занятые в перевозках, не ожидают с этой новинкой особых перемен для своего бизнеса. «В плане цены ситуация, наверное, для нас не сильно изменится – импортную машину мы закупали примерно за 1,5 млн рублей, сейчас пассажирская модификация будет стоить около 1,4 млн рублей, для нас это не принципиальная разница», — прикинул Эдуард Богомолов, начальник управления производственно-технического отдела компании-перевозчика «Автолайн».
Перевозчики отмечают, что за время эксплуатации среди явных проблем «Спринтера» были выявлены неполадки с турбиной и мотором. Средний ресурс пробега «Спринтера» в пассажирских перевозках — 280-300 тысяч. «К примеру, тот же Iveco Daily пробегает 500 тысяч. Проблема в том, что у «Мерседеса» стоит 2,2-литровый маломощный мотор – получается, мы его «насилуем» такой эксплуатацией. У того же Iveco 3-литровый мотор, ему проще. Странно, ведь у «Мерседеса» есть более мощные моторы», – сетует Богомолов.
Своеобразным минусом может быть и то, что грузоподъемность «Спринтера» не позволяет сертифицировать его с разрешением на перевозку стоячих пассажиров. И это сужает возможность его использования, в то время как некоторые конкуренты имеют разрешение на провоз до шести стоящих человек в салоне микроавтобуса. Собеседники сходятся во мнении, что наиболее востребованной новая машина будет в кузове фургон.