Штраф в 15 млн спасет от грузовиков-убийц

Так считают в Мосгордуме. Здесь уже рассматривается законопроект о радикальном повышении ответственности за выезд на дороги на неисправном транспорте.
Так считают в Мосгордуме. Здесь уже рассматривается законопроект о радикальном повышении ответственности за выезд на дороги на неисправном транспорте.

Крайности

Цифра напомнила байку. В американской тюрьме проводили родео: заключенным, которые удержатся на быке, обещали скостить срок на треть. Один отказался, ему все равно: его приговорили к 150 годам.

Можно понять эмоции избранников после катастрофы под Подольском, в которой груженый КАМАЗ влетел в рейсовый автобус, 18 человек погибли, десятки пострадали. Дабы подобное не повторилось, конечно, нужно устрашить транспортников грозной расплатой за наплевательство к техсостоянию «объектов повышенной опасности». Потому что на фоне последствий трагедии действующие по КоАПу наказания смехотворны:

Но и чувства депутатов явно перехлестнули через край. С таким же успехом можно было назвать не 15, а 100 миллионов. Обе суммы заоблачны, тем более для дальних регионов (московские депутаты намерены поправить не столичный закон, а КоАП). Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин сказал: пользы такие изменения не дадут, только взвинтят «ставки» взяток у вымогателей в мундирах.

Автоинспектор на трассе вправе потребовать не только предъявить талон ТО, но и продемонстрировать, как работают тормоза, рулевое. Положим, здесь и сейчас тормоза «схватят». Однако инспектор не полезет смотреть снизу и не увидит, что тормозные шланги от старости и невзгод потрескались так, что их ресурс того и гляди иссякнет через сотню км… Если же полицейскому покажется, что люфт великоват, несложно предположить, в каком русле продолжится разговор. Гаишник будет великодушен и согласится на десятую часть от 15 млн руб... Невероятное предположение?

Владелец не при делах?

Правы столичные депутаты, когда настаивают: не должен водитель в одиночку отвечать за состояние транспорта, не прошедшего гостехосмотр (равно как и прошедшего когда-то, но сегодня ставшего опасным). Если вернуться к действующему КоАПу (см. таблицу), увидим, что наказания прямого действия касаются, прежде всего, водителя. Владельца — опосредованно: задержание ТС нанесет ему некоторый финансовый урон. Однако понятно же, что именно владелец распоряжается, поставить ли автомобиль на ремонт, выделить ли средства для закупки запчастей и т.д.

Если у владельца машин не две и не пять, он, конечно, не в силах проследить за техготовностью всех. Но есть (должны быть!) уполномоченные на то мастер, инженер по эксплуатации или БД… Все это к тому, что следовало бы распределить ответственность между водителем, должностным лицом, владельцем — пропорционально степени влияния на ситуацию.

И снова неподсуден

К теме: с 5 ноября гастарбайтерам уже не разрешат, как до сих пор, за баранкой зарабатывать. Вступают в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения»: водители-иностранцы только со своими национальными или международными правами не могут быть допущены к управлению транспортом в РФ, если (вот здесь важно) занимаются предпринимательской и трудовой деятельностью (на личной машине ездить можно). Гастарбайтеры обязаны пройти курс обучения, получить права российского образца.

Президент страны утвердил и изменение в КоАП (статья 12.32): должностных лиц, если они все-таки предоставят работу, оштрафуют на 50 тыс. рублей.

Теперь вчитаемся. Если бы закон уже действовал 13 июля, когда произошла катастрофа под Подольском, виновными назвали бы двоих — водителя-армянина и то должностное лицо, которое его выпустило в рейс. Да, их грех. Но, скорее всего, и владельца. Ведь это он прямо или косвенно подсунул неисправный, как утверждает предварительное следствие, не прошедший ТО КАМАЗ, не мог владелец не знать, хотя бы предполагать, что грузовик опасен. Однако обновленный закон не рассматривает хозяина в качестве подсудного.

Подпишитесь на «За рулем» в