Личное мнение: почем у вас культура?
Все-таки пора определиться. Олдтаймеры завоевывают все больше поклонников: их любят президент, премьер-министр да и обычные граждане. К слову, в Западной Европе это вовсе не увлечение миллионеров, а массовый интерес к технике. Каждый, кто хочет приобщиться к этому движению, найдет свой автомобиль, необязательно из числа баснословно дорогих. Законодательство в этой области основано на простом постулате: олдтаймеры – памятники технической культуры. Но – движущиеся! И это непременное условие.
У нас положение владельцев и реставраторов старых машин постоянно неопределенное. Одно время требовали от олдтаймеров соответствия нормам Евро-2. Нынче это не относится к автомобилям старше 30 лет – спасибо наиболее влиятельным российским коллекционерам! Теперь нас пугают техническими требованиями, которые вообще запрещают олдтаймерам выезжать на дороги общего пользования. Ну а начинается всё с безумных таможенных пошлин. Ввезти на родину 21-ю «Волгу» обойдется примерно в 150 000 рублей, при том что за границей купить такую машину в нормальном состоянии можно дешевле. Ну а растаможка американских моделей с многолитровыми моторами требует и вовсе астрономических сумм. Люди выкручиваются как умеют – не стану перечислять все способы. Но не секрет, что один из самых популярных – ввоз автомобиля в статусе так называемой культурной ценности. Владеть им можно, но ПТС не выдают, а значит, ездить нельзя. Но поскольку это, строго говоря, не автомобиль, сотрудники ДПС оказываются в тупике: что делать с этим «нетранспортным средством» и его водителем?
Так культурная это ценность или нет? Может, перестать лицемерить и признать, что все ретроавтомобили, сохраненные в аутентичном состоянии или доведенные до такового руками реставраторов, – ценность? Все они имеют право на достойную жизнь. Кстати, в европейских ретроралли принимают участие даже моторные повозки начала прошлого (!) века – с тормозами и прочими техническими достижениями того времени. Заметим, аварийность там значительно ниже и воздух, кстати, чище. Конечно, сегодня у нас что ни день – новые законы с запретами, налогами и штрафами. Рискну предложить для авто старше 30 лет свой вариант – логичный и справедливый.
1. Снизить таможенные пошлины в десять (да-да!) раз. Думаю, в итоге государство получит больше, в том числе от участников и посетителей выставок, фестивалей, ралли.
2. Техосмотр – обязателен и строг. Но в осмотре старого автомобиля должны принимать участие специалисты, определяющие его соответствие оригиналу. Тогда автомобиль может получить право ездить по дорогам. Кастомы и хот-роды – отдельная песня.
3. В некоторых странах Европы ретроавтомобили вообще выведены из перечня объектов налогообложения. В любом случае налог на них не должен быть налогом на роскошь. Ведь государство, слава богу, не пытается заработать на старых книгах, картинах или граммофонных пластинках. Кстати, цена многих «дорогущих» машин вполне сравнима со стоимостью обычных подмосковных дач, которые многие роскошью не числят.
4. Страховка и госномера должны соответствовать ритму жизни олдтаймеров.
Возможно, стоит завести отдельные номера для разных категорий машин, как сделано в Германии. Очень старые модели, чьи возможности космически далеки от современных (например, тормоза на одной оси), получают отдельные номера, разрешающие лишь групповые выезды (пробеги, ралли) по определенному маршруту. В любом случае ответственность лежит на водителе. Вероятно, стоит ввести для олдтаймеров короткие (на неделю, скажем) страховки. Некоторые больше и не ездят. Уверен, покупать их будут охотней.
Крамольные, конечно, мысли. Но если создать четкие, понятные, логичные и (извините!) справедливые правила, можно облегчить жизнь не только владельцам культурных ценностей, но и их «безлошадным» поклонникам, таможенникам, инспекторам ДПС. Интересно, согласятся ли со мной поклонники ретро из числа законодателей?