Очарование Русского Севера

К столетию своего присутствия в России компания Peugeot приурочила марафонский автопробег от Москвы до Калининграда на западе, Иркутска на востоке и обратно до столицы. Мы присоединились к нему на одном из самых интересных этапов – участке от Мурманска до Архангельска.

Давно хотелось побывать «на северах», посмотреть на тамошние красоты, прикоснуться к истории. Но как-то все не складывалось. Поэтому, когда выпал шанс поучаствовать в пробеге почти через всю страну – от Прибалтики до Байкала, из множества этапов, на которые он разбит, я, не раздумывая, выбрал участок от Мурманска до Архангельска.

Мурманск встретил нас настоящим полярным днем: солнце круг­лые сутки висит над горизонтом, и «светло как днем» – вовсе не фигура речи, а реальное положение дел. Это вам не какие-нибудь там пошлые белые ночи, растиражированные на туристических открытках с видами Питера. В Заполярье все по-настоящему.

Памятник Петру I благодаря пятисотрублевке стал одним из символов Архангельска. На самом деле это лишь уменьшенная копия скульптуры работы Антокольского, оригинал которой хранится в музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге
Рубка АПЛ «Курск» установлена в Мурманске в память подводникам, погибшим в мирное время

Неудивительно, что прогулка по Мурманску затянулась далеко за полночь. Сходили к «Алёше», как здесь называют памятник «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны». Огромная фигура воина высится на холме над Кольским заливом. Между прочим, статуя «Алёши» вторая в России по высоте и уступает лишь монументу «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде. Есть в Мурманске и мемориал морякам, погибшим в мирное время. Особое место в нем занимает фрагмент рубки подводной лодки «Курск», установленный в память о подводниках. Побывали мы и на площади Пяти Углов, где находится 18-этажная гостиница «Арктика» – самое высокое, как говорят, здание за Полярным кругом. А на следующий день перед отъездом заглянули на Морской вокзал и сходили на экскурсию по атомному ледоколу «Ленин». В итоге впечатлений набралось немало, а ведь весь путь еще впереди. Так что отправляемся на юг – в Беломорск.

Беломорканал – мрачноватое наследие сталинской эпохи. На фото – один из шлюзов и здание бывшей гостиницы управления канала в Медвежьегорске, построенное в 1936 году
...здание бывшей гостиницы управления канала в Медвежьегорске, построенное в 1936 году

По мере удаления от Мурманска и без того не очень загруженная трасса М18 «Кола» становится почти пустынной. Попутные и встречные машины попадаются нечасто. Естественно, копам тут ловить нечего, и на дороге их практически нет. Правда, кое-где стоят стационарные камеры, так что бдительность терять не стоит. Но все-таки нам удается поддерживать очень высокий темп движения. По пути проезжаем Оленегорск, Мончегорск и Кандалакшу, пересекаем Полярный круг и уже к вечеру оказываемся в Беломорске – конечной точке Беломорканала. Очередная ночная прогулка приводит нас на берег удивительно красивой реки Выг с каменистыми порогами. Кажется, любоваться северной природой можно бесконечно. Чему, кстати, очень способствуют белые ночи. Но надо все-таки заставить себя выспаться...

С утра предпринимаем не­боль­шую экспедицию к пос­леднему шлюзу Беломорско-Балтийского канала и в поморское село на берегу Белого моря. Вот где дух захватывает! Усыпанный валунами берег, бескрайний простор и идиллическая тишина, которую нарушают лишь редкие крики чаек. С трудом оторвавшись от созерцания пейзажей, возв­ращаемся через Беломорск на федеральную трассу и, отмахав больше 200 км и свернув с нее на Медвежьегорск, добираемся до начальной точки Беломорканала, расположенной в поселке Повенец, что на берегу Онежского озера. Во время войны здесь проходил рубеж обороны, а сам поселок был практически полнос­тью смыт водяным валом, когда наши саперы взорвали шлюзы «Повенчанской лестницы».

Характерный для севера дом-двор, первая треть XIX века. Перевезен в музей деревянного зодчества «Малые Корелы» из деревни Большой Халуй бывшего Каргопольского уезда Олонецкой губернии

Дорога, вьющаяся неподалеку от берега Онежского озера, привела нас в старинный Пудож, где мы ушли на восток – в сторону Архангельска. На выезде из Карелии асфальт закончился, и Архангельская земля встретила нас залихватски-извилистым лесным грейдером. Да тут ралли можно проводить! Но мы гонки устраивать не стали, а тихо и мирно приехали в Каргополь – патриархальный городок, расположившийся на берегу реки Онега. Здесь сохранились множество красивых храмов и особый непередаваемый колорит российской глубинки. А еще традиции производства глиняной игрушки.

...Последний день и завершающий бросок на север – через Плесецк и космический городок Мирный, большой и шумный Архангельск в Малые Корелы, где расположен музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России. В этом музейном комплексе площадью около 140 гектаров собрано порядка 120 различных деревянных построек: крестьянские и купеческие усадьбы, мельницы, амбары, церкви, часовни, колокольни, свезенные сюда из северных сел и деревень. И такое прикосновение к отечественной истории стало отличным финалом путешествия по удивительному Северному краю.

Первенец советского атомного ледокольного флота после «выхода в отставку» превратился в одну из достопримечательнос­тей Мурманска

Атомный ледокол «Ленин»

Первый в мире атомный ледокол был построен на верфях в Ленинграде, но создавала его буквально вся страна: в проектировании и постройке пионера атомного флота участвовало около 30 НИИ и 60 КБ, а также свыше 250 предприятий отечественной промышленности. На воду ледокол был спущен в 1957 году и после монтажа ядерной энергетической установки и запуска реактора передан флоту в конце 1959-го. А в 1960-м был приписан к Мурманскому морскому пароходству. Атомоход на протяжении 30 лет работал на Северном морском пути, проводя по нему караваны транспортных судов, участвовал в высокоширотных арктических экспедициях. В 1989 году ледокол вывели из эксплуатации. Активная зона обоих атомных реакторов выгружена и заполнена бетоном. Утратив способность к самостоятельному передвижению, «Ленин» тем не менее остался в составе флота и с 2009-го стоял у причала Мурманского Морвокзала и был открыт для посещения. Вскоре после нашего визита легендарный корабль увели в док для осмотра и ремонта, но вернется ли он снова на прежнее место, пока не известно.

Инсталляция в реак­торном отсеке атомного ледокола

Peugeot 408

В качестве экспедиционного транспорта нам служил седан Peugeot 408. Выбор модели оказался на редкость удачным: разработанный для российского рынка и адаптированный к местным условиям автомобиль проявил себя с лучшей стороны. Дорожный просвет в 178 мм и отлично настроенная подвеска, уверенно справляющаяся даже с серьезными неровностями и в то же время обеспечивающая хорошую управляемость, – это главные козыри 408-го. Они позволяют ему одинаково уверенно чувствовать себя и на скоростном шоссе, и на разбитых грунтовках, коих у нас по-прежнему вдоволь. Прибавьте к этому просторный салон и вместительный багажник, и вот вам идеальный автомобиль для путешествий.

Вердикт

Александр Столяров, заместитель главного редактора:

– Русский Север имеет богатую и непростую историю, щедр на достопримечательности и способен бесконечно удивлять красотой своей природы. А формат автомобильного путешествия как нельзя лучше подходит, чтобы узнать его поближе и побывать в самых дальних уголках. Конечно, нескольких дней, как в нашем случае, недостаточно даже для короткого знакомства с этим потрясающим краем. И, если уж соберетесь сюда, не жалейте времени на поездку. А однажды побывав здесь, непременно захотите вернуться вновь.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Peugeot 408

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв