Деньги и дороги: что такое «плохо»

Все уверены, что в стране автодороги отвратительные потому, что не хватает средств на новые и ремонт старых. Ничего подобного — убеждают цифры.

Деньги и дороги: что такое «плохо» zr.ru

Деньги и дороги: что такое «плохо» zr.ruВсе уверены, что в стране автодороги отвратительные потому, что не хватает средств на новые и ремонт старых. Ничего подобного — убеждают цифры.
Все уверены, что в стране автодороги отвратительные потому, что не хватает средств на новые и ремонт старых. Ничего подобного — убеждают цифры.

Асфальт и колдобины в цифрах

Сразу уточним: речь пойдет не столько о шоссе и магистралях федерального значения (за которыми следят ведомства центрального правительства), сколько о дорогах региональных. Их прокладывать и содержать в порядке — забота местных властей.

Региональные, без сомнения, и формируют впечатление «у нас не дороги, а направления». По данным Росстата, из 1 млн км всех автодорог страны более половины (55%) — региональные с твердым покрытием, по ним осуществляется 60% перевозок. И только 50 тыс. — федеральные. С помощью арифметики несложно понять, сколько у нас «направлений» без покрытия.

Вот как местные власти справляются с обязанностью развивать дорсеть.

По данным Федерального дорожного агентства — Росавтодора, сегодня лишь чуть больше трети — 36%, региональных дорог отвечают нормативным требованиям (это по которым едешь и никого не клянешь). Десятая часть вовсе без твердого покрытия, а на 37% дорожная одежка как бы есть, но она настолько некапитальная, что в непогоду ее прочности недостаточно, чтобы выдержать потоки автомобилей.

Это фото размещено на сайте пермского издания "Не секретно" с подписью: "Пермские специалисты, проводившие диагностику региональных дорог, сообщали министру транспорта Пермского края Владимиру Митюшникову, что в крае ремонтировать нужно по 500-800 км дорог ежегодно. Только тогда получится привести региональные дороги в нормативное состояние.

Деньги есть

Казалось бы, есть где развернуться — были бы средства! В строителях дефицита быть не может. Специалисты утверждают: природа дорожно-строительного бизнеса такова, что, если есть подряды и они обеспечены финансами, как грибы возникнут бригады, управления, а то и компании с полным комплексом работ — только позови.

А на деле? В 2012 году остались не введенными в эксплуатацию почти 130 км подъездов к сельским населенным пунктам — половина запланированного объема. Не проложены они по сей день. Притом что не такой уж напряженный этот план для огромной страны. Причина не в дефиците денег: сумма неиспользованных субсидий составила 12,5 млрд рублей.

Недостатка миллиардов быть и не должно. Все помнят, после кризиса (пока он длился, средства из госбюджета на дорстроительство срезали донельзя) в 2011 году воссозданы региональные дорожные фонды. Все также знают, что в них поступают доходы от акцизов на моторное топливо и транспортного налога. А вот то, что особенно не афишировалось: принцип пополнения фондов «не в полной мере соответствует» генеральным принципам Бюджетного кодекса РФ. Ни одна другая отрасль подобной преференции не удостоилась. Но ведь и задача исключительной социальной важности — развивать регионы, поднять уровень транспортной обеспеченности жителей, главным образом, обделенных в этом отношении сельских.

Финансовый результат достигнут: уже через год возможности регионов финансировать собственное дорожное хозяйство возросли (обратите внимание на порядок значений — не на проценты) в 1,7 раза, а без учета средств Москвы и Санкт-Петербурга — в 2,1 раза. В 29 субъектах РФ (почти треть всех) — в три и более раз. В нынешнем году — еще на 12%. Даже это не предел возможностей — регионы могут рассчитывать и на субсидии государственной казны: на нынешний и прошлый годы выделено 148 млрд руб. Только за первое полугодие региональные бюджеты могли бы получить примерно 48 млрд руб…

Неодинаково

— …А затребовали всего 12,1 миллиарда, — сообщил руководитель Росавтодора Роман Старовойт во время прошедшей на днях видеоконференции с главами регионов РФ. Таким образом, средства местных дорожных фондов копятся и расходуются, мягко говоря, неодинаково. Результаты — в проложенном асфальте.

Роман Старовойт, руководитель Росавтодора

В нынешнем году из своих общих доходов Белгородская область, в дополнение к отчислениям от топливных акцизов и транспортного налога, внесла в дорожный фонд почти 4 млрд руб. Республика Калмыкия — в 80 раз меньше, 51,3 млн руб. Наверное, не случайно, что примерно такое же соотношение протяженности региональных дорог, которые соответствуют нормативным требованиям: в Белгородской области их почти 87%, в Калмыкии — менее 1%.

И другие сравнения того же рода. В Северо-Западном федеральном округе доля дорог с оценкой «в норме» — почти 70%, в Центральном — 54%, в Приволжском — 46%. Не отличные результаты, но все-таки… И вместе с тем в Дальневосточном — всего 20%, в Северо-Кавказском — 21%...

«Кадровые решения» следуют?

Автовладелец спросит: станет ли ему ровнее ездить после этого общения руководителя Росавтодора с главами регионов по телемостам? Или начальники создают видимость деятельности? Тем более Роман Старовойт, по кругу служебных обязанностей, отвечает за состояние дорог федерального значения, а за кондиции региональных и местных — постольку-поскольку... Не совсем так.

Существует поручение президента РФ, сформулированное в его последнем послании парламенту: в ближайшее десятилетие удвоить темп строительства автодорог по сравнению с десятилетием предыдущим. Отслеживать, как движется дело, и поручено федеральному дорожному ведомству. Так что, не случайно Роман Старовойт, глядя через мониторы в глаза собеседников, обратился: «Мониторинг состояния дел показал, что есть проблемы в формировании местных дорожных фондов. — И сделал акцент: — А также в использовании ассигнований. Это может поставить под сомнение способность руководителей ряда регионов выполнить поручение президента страны».

И цифрой же окончим. Все уже узнали, как крут в кадровых решениях Владимир Путин, если важнейшие задачи социального развития кто-то выполняет не на сто процентов.

Подпишитесь на «За рулем» в