Цена бензина: вырастет или подскочит?
Вместо 95-го гонят мазут
Вектор удорожания не должен пугать повторением скачка цен в недавнем прошлом, заявил Александр Курдин, руководитель Дирекции по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при Правительстве РФ.
Росстат свидетельствует: если в августе-сентябре прошлого года 95-й бензин подорожал примерно на 2 рубля, а дизтопливо — на рубль, то сейчас — на десятки копеек. Что было ожидаемо после давно объявленного роста акцизов на нефтепродукты (с 10,3 до 13,8%), которые включаются в структуру розничных цен на АЗС.
Эксперт считает, что тенденция сохранится до тех пор, пока нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) не проведут коренную модернизацию для глубокой переработки сырья, чтобы с каждой тонны нефти получать больше высокооктановых бензинов. Однако за последние полтора десятка лет, несмотря на существенные инвестиции в прогрессивные технологии, доля глубокой переработки практически не меняется, она поднялась примерно на 1,5%.
Cправедливая для России цена бензина — 19 рублей за литр
С сугубо потребительской позиции, но с точки зрения реальной экономики, оценил проблему Булат Нигматулин, первый зам. гендиректора Института проблем естественных монополий.
Все впадают в ошибку, утверждает он, когда сравнивают абсолютные величины цен на автотопливо в России и других странах. Говорим: в США литр бензина дешевле, чем у нас, но величины сопоставимы — разница меньше 1 долл. В европейских государствах дороже, а в Норвегии, которая, как и мы, нефтедобывающая страна, горючее стоит вдвое больше…
Сравнивая таким образом, мы впадаем в заблуждение. Экономическая наука велит определять реальную стоимость продуктов потребления, исходя из доли затрат на эти продукты по отношению к усредненному совокупному бюджету семьи или компании. Если считать так, то выходит, что в США и Норвегии эти затраты намного ниже (около 10%), чем в РФ (20%). Справедливой для России следует считать цену бензина в районе 19 руб.
Сверхвысокая рентабельность — неприкасаема?
Понятно, располовинить наши топливные цены немыслимо, продолжил ученый. Включенная в них доля налогов и акцизов составляет около 60%, но ведь за их счет преимущественно и пополняется государственная казна. А ее содержимого и без того не хватает для полноценного финансирования всех госпрограмм, в первую очередь социальных.
Но вот что обнаружим, продолжил эксперт, если продолжим анализ структуры цен: заложенный в них уровень рентабельности доходит до 30% (для всей цепочки — от нефтепереработчика до бензоколонки). Сравним: в США — до 10%. Так, может, здесь и нужно искать резерв для снижения потребительских цен, предложил Булат Нигматулин.
В «компании» с табаком и алкоголем
— Если граждане убеждены, что рост расходов на товары обернется в их же пользу — скажем, новыми дорогами или другими социальными благами, то протесты не возникнут. Когда же люди поймут, что изъятые из их кошельков средства разворовываются — массовых акций не избежать, — поделился соображениями зав. лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев.
Общественное согласие — важный фактор формирования уровня цен на топливо. Правительство, судя по его шагам, полагает, что такой консенсус существует, и в ближайшие несколько лет продолжит политику взвешенного увеличения цен на автомобильное топливо. Равно как на табачные изделия и алкоголь, что также не вызывает возмущений.
— Резкие скачки практически исключены. Российский рынок нефтепродуктов перестал быть непредсказуемым, вышел на паритет с мировым, так что вряд ли повторятся события 2000-х, когда мировые цены на нефть падали, а в России на автотопливо росли. Гипотетически их могут взвинтить обвал рубля или резкое изменение мировой конъюнктуры. Однако предпосылки к таким событиям не наблюдаются и, предположил эксперт, в ближайшие годы горючее не поднимется выше ценового «потолка» в 35 руб./л. Сейчас продавцы стараются его сдерживать, но и пытаются восполнить недополученные здесь доходы за счет удорожания солярки, — сказал Валерий Семикашев.
Сговор не утаишь
Ценовых катаклизмов на АЗС за последние шесть-семь лет не случалось, напомнил Анатолий Голомолзин, зам. руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС), а сейчас рынок стал еще более продвинутым, инструментарий его регулирования — эффективным. Нефтепереработчиков обязали на внутренний рынок направлять не менее половины произведенного топлива, остальное можно продавать за рубеж. Но начинают действовать экономические рычаги: правительство несколько повысило вывозные пошлины, они снижают привлекательность экспорта. На таком фоне резкое удорожание вряд ли наступит, и, попутно отметим, исключен дефицит горючего.
Оно стало более доступным для несетевых АЗС — тех, что не аффилированы с «акулами» рынка ГСМ. В интересах этих небольших фирм введена обязанность для НПЗ: 10% произведенного горючего продавать через биржу (на основании чего формируются индексы цен). Утаивать сделки, совершенные вне открытых торгов (только со «своими» покупателями), трудно и небезопасно: все внебиржевые контракты надлежит регистрировать на бирже. Ослушался — штраф, и мало не покажется. Еще памятны штрафы на общую сумму 20 млрд руб., которые ФАС взыскал с нескольких нефтекомпаний, обвиненных в ценовом сговоре.
Равнение — на инфляцию!
Чтобы этот разговор экспертов не воспринимался попыткой усыпить общественное внимание, зам. главы ФАС раскрыл карты — назвал факторы влияния на розничную стоимость топлива. Потребители могут следить за ними, самостоятельно делать выводы о «поведении » цен.
Динамика мировых цен не может вызывать опасений — нефть торгуется в определенном стоимостном коридоре, за последние месяцы цена колебалась, но в целом несколько подросла. Вряд ли что-то может сузить установившийся стоимостной коридор.
Уровень налогообложения нефтепродуктов повысился, акцизы приподняли цену бензина и дизтоплива, но незначительно.
Влияющим всегда был сезонный фактор. В конце лета – начале осени возрастает потребление горючего, а с повышением спроса — и цены. Кроме того, в это время НПЗ начинают останавливать производство на профилактический ремонт. По нескольким косвенным признакам, пояснил Анатолий Голомолзин, можно судить, что оптовики и компании, торгующие в розницу, создали достаточный запас нефтепродуктов, чтобы на АЗС не возникла их нехватка.
Ценовую стабильность обуславливают условия конкуренции на рынке, «поведение» основных игроков. Никому не удастся получить конкурентные преимущества — не позволит законодательство и регулятор: на страже рыночного равновесия стоит бдительная антимонопольная служба. Постоянно в стадии рассмотрения в судах и следственных органах не менее 20 дел, возбужденных по представлению ФАС, иногда их до сотни.
И последний из главных факторов — уровень инфляции в стране. С начала года цены на все потребительские товары росли немного быстрее, чем предполагали экономисты в начале 2013 г. Однако Центробанк и Минэкономразвития недавно заверили президента страны, а значит и всех граждан, что до конца года динамику цен удастся ввести в прогнозируемые показатели. Анатолий Голомолзин считает, что цены на автомобильное топливо если и будут повышаться, то именно соразмерно динамике инфляции.
С этим выводом согласились все эксперты, участвовавшие в обсуждении в РИА Новости.
Было бы сказано...
Но они, похоже, не учли креативность бизнеса по-русски. Когда материал уже был готов к публикации, пришло сообщение: в течение последнего месяца оптовые цены нефтепродуктов и на биржевом, и на внебиржевом рынках увеличились на 20-30%. Причина — возрос поток бензина на экспорт. Это на фоне того, что производство топлива на НПЗ несколько сократилось, а внутренний спрос вырос (на уборку урожая вышла дополнительная техника, граждане активнее перемещаются к местам отдыха). Сведения точные: их назвали на заседании штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в РФ.
Масла в огонь подлили НПЗ — приподняли отпускные цены. Например, 2 августа Московский завод увеличил оптовую цену на АИ-95 на 20,3%. О подорожании объявили также несколько НПЗ в регионах. Не исключено, считает mail.ru, что «проделки» оптовиков вызовут в рознице подорожание автобензина на 0,5—1,5 руб./л.
Или ситуация в самом деле настолько серьезная, или «у страха глаза велики», но на заседании штаба по мониторингу (с участием представителей Минэнерго, ФАС, других ведомств) предложено для нормализации обстановки ввести запрет на экспорт бензина с марта по октябрь (по другим источникам, это рекомендация Минэнерго).
При всей своей симпатичности, на взгляд обывателя («Так и надо бензиновым царькам!»), эта мера чистой воды «пожарная», где-то популистская. И может расшатать нефтетопливную отрасль: далеко не у всех компаний достаточный запас прочности, чтобы выжить в таких тисках.
Потребителю же не лучше, если его поставить перед выбором из двух зол: постоянно дорожающий бензин или его дефицит. Потому что в конечном счете это одно и то же.
Хотелось бы доверять экспертам и чиновникам госорганов, однако предложенная ими мантра «ориентируйтесь на инфляцию, а другого не бойтесь» не оправдалась. Значит, система регулирования цен экономическими средствами не работает, и без «ручного» управления с жесткими запретительными рычагами не получается…
И снова многие читатели поймали себя на мысли, что государство приучило нас к абсурду — принимать за благо, если топливо дорожает постепенно, «не больно». Дождемся ли системы, которая обещала бы автомобилистам снижение, хотя бы замораживание их расходов на горючее? Что абсолютно естественно для нефтедобывающей страны.