Рустам Акиниязов: «Кубок LADA Granta – самая профессиональная российская серия»
Сейчас команда Aeroexpress Racing Team занимает третью строчку в командном зачете Кубка LADA Granta: у них 266 очков в активе против 278 баллов у идущей второй «АВТОВАЗ ПРОО». На первом месте уверенно расположилась Syzran Racing Team – 424 очка. Очевидно, опередить лидеров уже не удастся, но за «серебро» Aeroexpress Racing вполне может побороться. Тем более что экипаж Михаила Лободы и Рустама Акиниязова регулярно набирает очки и финиширует на подиуме. Во второй гонке на Moscow Raceway, 4 августа, их машина под номером 7 стала на финише второй, лишь на последнем круге уступив настойчивым атакам Дмитрия Брагина (Syzran Racing Team).
- Рустам, расскажите, как прошел этап, как вы его оцениваете?
- Чувства смешанные, потому что в первой гонке результаты не очень высокие (5 место – прим. ред.). Весь уикенд нам не хватало скорости, по сравнению с соперниками. Мы напряженно долго искали, в чем дело, перепробовали разные настройки, разные регулировки, очень много работали инженеры с пилотами, чтобы как-то исправить что-то в езде. Мы считаем, что во второй гонке для нашего экипажа это сработало, темп был, результат неплохой. Конечно, было обидно упустить первое место на последнем круге, но, объективно, соперник, который находился сзади, весь уикенд был намного быстрее. И к тому же у нас возникла небольшая техническая проблема с подачей топлива, и машина, что называется, «чихнула», и на какое-то мгновение пропало нужное ускорение. А в целом результатом мы довольны. Будем надеяться, нам удастся поймать эту динамику и выступить на следующих этапах лучше.
- Вы уже выступали на Moscow Raceway. Это дает преимущество?
- Безусловно. Если ты уже ездил по трассе, тебе гораздо легче, чем тому, кто на ней еще ни разу не ездил. Но все здесь тестируются, все работают. Нужно понимать, что на сегодняшний день LADA Granta, несмотря на то, что это монокубок, и он проводится на автомобилях «Лада», - самая профессиональная по составу участников серия в российских кольцевых гонках. Здесь стартуют все заводские пилоты, какие есть у нас в стране – а это весь «ЛУКОЙЛ», весь «АВТОВАЗ» и еще несколько очень сильных гонщиков. Такого нет ни в одном другом классе. И конкуренция здесь высочайшая, все очень много работают. Честно говоря, с прошлого года, когда мы заняли второе место, уровень участников сильно вырос. Их не стало больше, но каждая команда стала более профессиональной. Раньше мы не сидели с инженерами часами, не разбирали телеметрию. Сейчас же без этого невозможно ехать быстро. У нас в каждом экипаже есть пилот, который проехал сессию быстрее, и пилот, который проехал ее медленнее. После сессии телеметрия сразу скачивается с автомобиля, и инженеры разбирают ее вместе с гонщиком, анализируют повороты, места, эпизоды, где один едет быстрее, чем другой. Соответственно, каждый из нас может что-то подправить в своей езде.
- Вы говорите, что во второй гонке автомобиль «чихнул». С чем это связано?
- Это техническая проблема. Наши автомобили расходуют больше топлива, по-видимому, чем у конкурентов. И мы сталкиваемся с тем, что на последних кругах не то чтобы бензин кончается, но начинаются отливы. А в месте, где самые большие боковые ускорения, в «улитке», топливо, видимо, отливает на одну сторону, и бензонасос хватает воздух. Мы с этим боремся с начала сезона, думали, что победили полностью, но оказывается, еще нет.
- Но ведь топливный бак поставляется вместе с машиной. Как может быть так, что он расходует больше топлива?
- Все машины немного разные, и мы пока не знаем ответа на этот вопрос, к сожалению.
- И производитель пока не может ответить, почему так происходит?
- Совершенно верно.
- Это систематическая проблема, которая уже проявлялась ранее?
- Она проявлялась у некоторых других экипажей, поэтому в воскресенье гонку сократили с 50 минут до 45. На этой трассе высокий расход топлива, и топлива могло не хватить. Но, к сожалению, мы почувствовали это на три круга раньше, чем соперники.
- Ваш напарник, Михаил Лобода, молодой пилот. Еще в команде есть братья Василий и Николай Грязины. Вы делаете ставку на начинающих пилотов?
- Мы в первую очередь делаем ставку на молодых, перспективных, быстрых пилотов. Василий Грязин – раллист, и я уверен, раллист с блестящим будущим. Он выступал у нас эпизодически, заменяя брата. А у Коли стезя кольцевая, он для себя решил, что хочет стать кольцевиком. Он в самом начале пути, только учится. Поэтому если Aeroexpress даст ему путевку в жизнь и если он в нашей команде станет профессиональным пилотом, то мы будем только рады этому. Тем более что для этого выбрана серия, как я уже сказал, самая лучшая. То есть он может оценить себя против сильнейших гонщиков страны, какие только у нас есть. А братья Лобода – это наш давний экипаж. Они хоть и молодые, но мы ездим уже три года. В этом году Юрий больше концентрируется на «формуле», Миша и там, и там. И мы уверены, что это одни из лучших гонщиков в стране. Команда Aeroexpress помогла им раскрыться в прошлом году, в этом году мы надеемся закрепить их успех. Это работа с инженерами, это более серьезный гоночный подход. Я уверен, это очень многое даст Мише для развития, как пилота. И мы надеемся, что на следующий год поможет двинуться дальше в своем профессиональном росте. Может быть, в какую-то более серьезную гоночную серию, уже европейскую.
- Михаилу не тяжело пересаживаться из «Лады» на «формулу» (Михаил Лобода также едет в «Формуле Россия», где в двух гонках на Moscow Raceway занял третье место, а до этого этапа и вовсе лидировал в личном зачете чемпионата – прим. ред.)?
- Ему очень тяжело. Мы, честно сказать, думали, что это будет ему полезно с точки зрения наката и опыта, но на деле оказалась, что пересаживаться из одной машины в другую, с другими настройками, другим типов привода, абсолютно другими принципами управления ему оказалось довольно трудно. Поэтому правильное ли это решение, сейчас мы уже не уверены. Но это его решение, его карьера. Если он хочет развиваться, как пилот, дальше, у него есть два основных пути: он может стать «кузовным» гонщиком или стать пилотом либо «формулы», либо автомобиля GT. В любом случае, чтобы принять решение, ему надо иметь опыт езды не только на кузовных переднеприводных машинах, но и заднеприводных машинах. Он в этом году такой опыт получает. И он видит, и мы видим, что он быстр. Дальше он сможет выбирать. Противиться такому решению было бы просто неправильно.
- Как вы сами готовитесь к этапу?
- Два или три раза в неделю, как и любой пилот, я хожу в спортзал, стараюсь ездить везде, где можно. Я еще участвую в Чемпионате России, в классе «Национальный». Когда случаются какие-то картинговые гонки, которые можно проехать, я проезжаю и их. Но самое главное, конечно, тренировка перед этапами. И если в прошлом году нам хватало тестироваться два дня перед каждым этапом, то сейчас мы видим, что команды проводят дополнительные тесты. И на вторую часть сезона мы тоже запланировали дополнительные тесты на каждой трассе. Потому что очевидно: если делать только так, как мы делали раньше, то по темпу мы не достаем соперников. Это плюс с профессиональной точки зрения, бесспорно, но немного сложно с точки зрения бюджета, потому что тесты – это дополнительный бюджет, и очень существенный. В первую очередь, это новые шины. Тестироваться можно только на новых колесах. На один тестовый день на один автомобиль нужно восемь новых колес, то есть два комплекта. Тестироваться на старых колесах, на «тряпках» – неправильный путь. Плюс к этому время. Так уж получается, что мы соревнуемся здесь с пилотами – их, как минимум, семь или восемь человек, – для которых гонки являются единственной работой. А другим людям приходится делить время между основной работой и Кубком. На основной работе никто не поймет, если ты будешь отговариваться, что тебе нужно участвовать в гонках, поэтому приходится просто больше работать.
- Вы же не только директор команды?..
- Да, еще я коммерческий директор компании «Аэроэкспресс», занимаюсь маркетингом, продажами, доходами компании. И я уверен, реклама в гонках для компании очень полезна. И это не просто то, что мы думаем, это то, что мы видим по прессе, по медиаотчетам, по media value, которые мы получаем.
- То есть вы видите отдачу, в отличие от многих, кто говорит, что не понимают, зачем нужно тратить деньги на рекламу в автоспорте.
- Автоспорт в нашей стране приносит деньги командам, которые этим профессионально занимаются, автоспорт приносит рекламу тем командам, которые ездят. Просто вложения должны быть сделаны с умом, и на каждый вложенный рубль можно получить отдачу. Понятно, что мы не получим отдачу, как в Формуле 1. Но в Формуле 1 надо тратиться миллионы долларов, причем десятки миллионов долларов, а здесь можно тратить миллионы рублей. И адекватную этим деньгам отдачу здесь можно получать вполне. Тем более что гонки «рванули»: мы видим современный автодром, мы видим, как повышается интерес, внимание, так что в целом все не так плохо, как раньше говорили.
- Вы можете сказать, что количество зрителей на трибунах – не берем сейчас только Moscow Raceway – с каждым годом увеличивается?
- Это очень зависит от места. Например, мы были в Смоленске, где проводился чемпионат FIA European Truck Racing Championship. Трибуны были битком, не все даже попадали на них. А где-то, где организаторы, может быть, чуть слабее, бывает такое, что трибуны пустые. А на Moscow Raceway в этом году обе гонки LADA Granta проводились вместе с очень серьезными мировыми событиями – WTCC и DTM, и это огромный плюс. У нас в стране нет вообще культуры «боления» за автоспорт, нет культуры хождения на автодромы, и их никогда не было толком. Поэтому должно пройти время, прежде чем люди поймут, что это отличный способ провести уикенд: с семьей, с детьми, побыть на свежем воздухе, посмотреть на машины, поучаствовать в каких-то конкурсах, викторинах. Такое всестороннее отличное времяпровождение уикенда. Всем рекомендую приходить на гонки!
- А для себя вы каким видите будущее? Продолжите выступать в Кубке?
- Я хотел бы, чтобы и я лично, и команда продолжали выступать в автомобильных гонках. Мы уже третий год выступаем в Кубке LADA Granta и считаем, что нам уже пора сделать шажок вверх. Мы хотели бы сделать этот шаг в сторону более мощных автомобилей, возможно заднеприводных, но примерно по этой же формуле. Мы имеем в виду в первую очередь гонки на выносливость.
- Вы будете подавать заявку или это пока в стадии обсуждения?
- Это в стадии обсуждения внутри команды и компании, потому что это очень серьезный шаг, это дорогостоящий шаг. Нам потребуется весьма серьезная поддержка и очень серьезный коллектив, очень серьезный подход. Не хочется поехать, только чтобы поехать. Мы хотим ехать, чтобы развиваться и быть там на первых ролях.
- На результат в самых первых соревнованиях?
- Это невозможно, и мы отдаем себе в этом отчет. Потому что в европейских гонках на выносливость, где едут команды с двадцати-, тридцатилетней историей, зачастую гонщики с двадцати-, тридцатилетней историей, где стартуют 60-70 экипажей в одной гонке, сразу поехать быстро вряд ли возможно. Но нам хочется надеяться, что нам удастся поехать быстро хотя бы со второго сезона. А лучше, быстрее ни у кого никогда не получается.
- А что касается Кубка LADA Granta. Какое у него будущее, на ваш взгляд?
- Вы знаете, мне кажется, было бы правильно перевести этот Кубок в ранг чемпионата страны, уже честно говорить о том, что это профессиональное соревнование. Честно убрать из идеи этой гонки постулат, что едет один профессиональный гонщик и один любитель, потому что это уже не так по факту в этом году, и тогда у этого Кубка есть развитие. А для пилотов-новичков должен появиться какой-то новый Кубок. Пускай это будет LADA Kalina или LADA Priora, в котором люди поедут, так скажем, нулевого уровня.
В календаре Кубка LADA Granta до конца сезона остается еще три гонки: в Казани (17-18 августа), Нижнем Новгороде (14-15 сентября) и Тольятти (28-29 сентября).