В Европу на авто – по рельсам и по морю
Суть ее проста. Фирменный поезд «Лев Толстой» от «дочки» РЖД – ОАО «ФПК» (Федеральная пассажирская компания) на маршруте Москва–Хельсинки–Москва комплектуется вагоном-автомобилевозом, услугами которого может воспользоваться каждый желающий приехать в Старый Свет со своим автомобилем.
В начале сезона это предложение, о котором мы уже вкратце рассказывали, предусматривало обязательное возвращение поездом. Минимальная стоимость доставки авто вместе с водителем составляла 400-500 евро в оба конца (точная стоимость зависит от нескольких факторов, включая вес автомобиля).
Деньги немалые, но ФПК сразу предложила варианты.
Чем больше людей едет с машиной, тем больше скидка на ее перевозку – за каждого путешественника по 15%. Спать в авто вам никто не даст, а вот проехать в 4-местном купе, 2-местном СВ или «Люксе» – пожалуйста. Чем дороже билеты и чем больше компания, путешествующая вместе с автомобилем, – тем больше суммарные скидки на пакет.
С начала августа перевозку можно удешевить, заказав ее в один конец. Накатались по Финляндии, устали от руля? Нет проблем – покупайте билет и грузитесь в поезд. Естественно, этот вариант дешевле.
Однако арифметика железнодорожников весьма запутанная. Посчитать все расходы до копейки, зайдя на сайт ФПК или ее партнеров с финской стороны VR Group, не получится – только приблизительно. В каждом случае стоимость пакета рассчитывается отдельно.
Правда, стоит иметь в виду, что в составе поезда «Лев Толстой» обычно только один вагон-автомобилевоз, который сможет перевезти не более четырех автомобилей. Потому заказать перевозку по схеме «сегодня на завтра» едва ли удастся. Руководство ОАО «ФПК» пообещало подцеплять больше, если сервис пойдет. По крайней мере, еще пять автовагонов уже заказано на заводе в Твери.
Но зато наш «сервисный айсберг» может оторваться от берега и выйти на морские просторы, и это самое привлекательное. Такого в России не предлагает пока никто. В пакет перевозки автомобиля с компанией пассажиров можно включить и паром от Хельсинки до Стокгольма, или эстонского Таллина, или до польского Гданьска, или даже до германских Ростока и Травемюнде – отсюда до самых сладких европейских мест рукой подать! Правда, паромы на Германию и Польшу от компании Finnlines будут грузовыми, но с каютами для пассажиров и даже ресторанами.
И вот тут начинается еще одна территория скидок. Например, если покупать пакет на перевозку автомобиля «Львом Толстым» и одновременно паромом компании Tallink Silja до Стокгольма через кассы ФПК, выгода составит до 30%. Если в денежном исчислении, то примерно так.
Естественно, бессмысленно оспаривать то, что предложенный вариант посещения Европы – один из самых дорогих. Насколько он удобный, быстрый а также эмоционально привлекательный – мы убедились на собственном опыте, пройдя с личными автомобилями весь путь от Москвы до Стокгольма через Хельсинки и обратно.
Итак, Москва, Ленинградский вокзал
Чтобы проехать в багажное отделение Ленинградского вокзала, придется преодолеть 50 м колдобин с лужами.
ОАО «ФПК» имеет желание отремонтировать злосчастный участок, но не имеет возможности. Импровизированная контрольно-следовая полоса принадлежит «Почте России», у которой на ремонт нет ни желания, ни финансовой возможности.
Оформление документов в кассе – дело 15 минут, в зависимости от скорописи кассира. Компьютерной программы для заполнения грузосопроводительных документов не существует – надеемся, что пока не существует…
Поезд «Лев Толстой»
Загонять машину в вагон придется с кандибобером: заехав в маленький зал, тут же повернуть вправо, после – под 90 градусов влево, чтобы попасть на линию узких площадок без боковых ограничителей, соединяющих погрузочную площадку с вагоном. С огромным опытом вождения маневр удался в три приема.
Машину крепят надежно, специальными лентами за колеса.
Автомобиль должен быть без вещей – таково требование Выборгской таможни для ускорения процедуры досмотра. Полный бак топлива не возбраняется. Но водителю придется возвращаться домой за багажом и семейством. Или заранее перевозить вещи в камеру хранения вокзала.
От «багажки» до «Комсомольской» — около 2 километров. Сервиса доставки к метро или вокзалу не предусмотрено. Даже платного...
Вагоны ОАО «ФПК» для финского направления новые, чистые, но без особых изысков – «немецким», советских времен, не чета. Газеты и журналы предусмотрены не в каждом. Зато доброжелательность проводников компенсирует все обнаруженные недочеты. Да и солянка в вагоне-ресторане отменная.
Таможенные формальности занимают не более 10 минут.
На границе вас могут вызвать к автомобилевозу, который идет последним, но, как правило, вопросов не возникает. Проводники сами предъявляют автомобили пограничным властям.
Финляндия, Хельсинки
Выгрузка машин в Финляндии проходит на станции Пасила, где нужно выйти и пройти 3 минуты пешком по указателям.
До центра Хельсинки – 10 минут на машине.
С момента отцепления автомобилевоза от состава до получения авто прошло менее 40 минут.
Паром Хельсинки—Стокгольм
Перед погрузкой на паром нужно посетить кассу в порту,
предъявить ваучер от ФПК и получить магнитный ключ от каюты и карточку для въезда на паром.
Загрузка начинается за два часа до отхода и занимает не более получаса с учетом очереди.
Крепить автомобили в трюме не надо – достаточно поставить на ручник.
Каюты похожи по размеру и оформлению – разница лишь в этаже расположения, количестве мест – 2-4, и наличии или отсутствии иллюминатора. Исключение – люкс и «командорский сектор».
Пока автомобиль «отдыхает», водителю и пассажирам есть чем заняться. «Шведский стол» за 37 евро на рейсах в Стокгольм считается одним из лучших в Европе. С итальянским вином и финским пивом без ограничений. Не считая многочисленных ресторанов, баров, казино, Duty Free и прочих развлечений для взрослых и детей любого возраста.
Наслаждаться видами Балтики с 12-й палубы можно бесконечно. А ради Аландских островов стоит проснуться с рассветом и взять в руки камеру.
За полчаса до швартовки в порту водитель и пассажиры должны сидеть в машине. От момента открытия аппарели до выезда проходит не более 15 минут.
Возвращаемся домой
Обратная погрузка на судно в Стокгольме неотличима от процедуры в Хельсинки — быстро, четко, слаженно. В Хельсинки паром возвращается в 9:55 по местному времени. Стоит заранее продумать, где проведете день и запаркуете автомобиль. Подземная стоянка в торговом центре оказалась дорогой: 2,70 евро за полчаса. Но если отъехать в спальный район, выйдет куда дешевле.
В Финляндии сдать автомобиль можно за 4 часа до отправления состава на Москву.
Широкие, продуманные подъезды делают погрузку очень быстрой.
Небольшой зал ожидания порадует бесплатным кофе, шоколадом и даже черничным супом.
Сесть в поезд можно прямо на станции Пасила. Но проще за 5 минут доехать электричкой к центральному вокзалу и побродить час-другой по городу.
Вагон-автомобилевоз Тверского завода переделан из багажного. Те, что курсируют в Финляндии, – специализированные. Разница, как говорится, видна невооруженным глазом.
По прибытии в Москву ждать выдачи авто пришлось лишь час, что порадовало. Не порадовало то, что перед этим пришлось пройти все то же расстояние до «багажки» по буеракам. А ведь даже самый хороший сервис, как известно, складывается из мелочей. В частности, и весьма досадных…
Для сравнения: какие еще есть варианты для автопутешественников, ценящих комфорт и желающих сберечь время
Самолет + Rent a car:
Взять авто напрокат в любой европейской стране, добравшись до нее самолетом, – на первый взгляд проще. За 300 евро в неделю это будет малый класс, за 500 можно замахнуться на «баварца» 3-й серии. Причем чем дольше срок проката, тем ниже цена за день.
Прибавляем к этому стоимость авиабилетов: долететь до Берлина или Гамбурга и назад самолетом авиакомпании-лоукостера обойдется примерно в 200 евро на человека. На семью с ребенком – 600 старосветских рублей. Итого, грубо, тысяча – весь транспорт без учета топлива на перемещения за кордоном.
Своим ходом:
Автопутешествие от А до В, конечно же, интереснее, заманчивее и дешевле. При условии, что, спеша к границе в ночь, а так в основном и ездят, вы доберетесь до нее без приключений. Рассказывать страшилки о потерянных в ямах колесах и цепенеющем от света фар зверье не имеет смысла. Кто ездил своим ходом, тот так и будет ездить.
Только вот в высокий сезон очередь на границе не обойдешь. И если после первых двух часов стояния к «мытарям» – не зря так в старину называли таможенников! – вам захочется отдать кому-нибудь сотню евро за внеочередной проход, то после 6-8 часов добровольная ставка утроится. Только вот взять ее будет некому – время уже не то.
Деньги на бензин ушли небольшие: на 1200 км от Москвы до Выборга или чуть меньше до Бреста при среднем расходе 8 л/100 км и стоимости топлива в 32 рубля за литр выходит 3072 рубля, или 69,8 евро. Еще в 35 евро обходится «грин-карта» – международная страховка на две недели. Если хотите расширение по каско – снова доплачивайте.
Бессонная ночь, штрафы за превышение скорости, риски для водителя и пассажиров и потерянное время на границе не калькулируются. Можно обойтись и без вреда для здоровья, сделав ночевку в мотеле. Там еще минимум по тысяче рублей с носа отдать придется. Плюс еда. В сумме около четырех сотен евро в оба конца только по территории СНГ.
А сотня километров пути в Старом Свете при усредненной стоимости тамошнего бензина в 1,5 евро обойдется уже в 12 евро.
Перечень документов для оформления перевозки автомобиля на поезде в Хельсинки:
1. Российский паспорт владельца
2. Заграничный паспорт владельца с визой
3. Нотариальная доверенность (в случае использования чужого автомобиля), а также три копии паспорта владельца ТС.
4. Свидетельство о регистрации ТС
5. Международная страховка Green Card
6. Билет на поезд 31/32 «Лев Толстой»
7. Заявление на перевозку автомобиля
Ограничения на габариты авто:
Длина – 6500 мм
Ширина – 2200 мм
Высота – 2000 мм
Колесная база – 3900 мм
Колея – 1420–1663 мм