Ретро: целое состояние
Давно заметил: публика на выставках олдтаймеров с большим вниманием рассматривает не восстановленные, а сохраненные машины, с родной обивкой и ни разу не крашеные, и, наверное, думает при этом: «Вот раньше-то делали – на века!» Однако потрясающая сохранность автомобиля стоит не меньшего труда, чем работа тех же реставраторов. В этом мы убедились, познакомившись с зеленым купе Mercedes-Benz W114 1970 года выпуска и его владельцем Владимиром.
Первые мили Mercedes начал наматывать в Калифорнии, в городке эль-гранада, в 1970 году
В Москве такой Mercedes единственный. Поклонники марки почему-то обходят стороной купе 114-й серии, останавливая выбор на седанах. Но дело даже не в этом – сохранность автомобиля возрастом «слегка за сорок» поистине удивительна: заводское лакокрасочное покрытие, «родные» кожа в салоне и хром на бамперах. Нынешний владелец – всего лишь третий по счету, а Россия – третья страна пребывания. Изначально купе цвета «олив грюн» предназначалось для американского рынка: рычаг АКП на рулевой колонке, спидометр и одометр в милях, светотехника стандарта США. Первые мили Mercedes начал наматывать в солнечной Калифорнии, в городке Эль-Гранада, вместе со своим владельцем Теодором Глэдстоуном. С местом обитания автомобилю несказанно повезло – калифорнийский климат, сухой и теплый, сам по себе способствует сохранности кузовного железа. Сейчас на одометре 91 824 мили. И 42 года эксплуатации. Машины такого возраста, столько же намотавшие по Европе, требуют как минимум лакокрасочных работ. Поэтому подобные хорошо сохранившиеся экземпляры пользуются спросом и у европейцев. В 2007-м купе попало на родину, в городок Крефельд на западном побережье Рейна, – там расположен салон олдтаймеров из США.
Когда-то в Германию уехал на ПМЖ друг Владимира по московскому клубу Mercedes-Benz Classic – он-то и нашел этот автомобиль. Точно такую же машину Владимир когда-то увидел в мелодраме «Год оружия» с еще молодой Шарон Стоун. В итоге зеленое купе W114 прибыло в Россию в ноябре 2007 года.
Состояние оказалось хорошим, но все же потребовало работ по доведению до отличного: замена масел, тормозной жидкости, различных резинок, химчистка салона. На краску и хром Владимир не пожалел ни паст, ни полиролей – лишь бы сохранить все «в родне». Отношение к «Мерседесу» максимально бережное – владелец не только ставит его на зиму в гараж, но даже летом старается не выезжать в дождливую погоду. Для ежедневных поездок используется другой классический Mercedes-Benz – менее ценный седан W124, кстати, тоже зеленый.
Но ради нас сделано исключение. Закрыв широченную дверь, оказываешься в недалеком прошлом. Но здесь есть инерционные ремни безопасности, кондиционер и круиз-контроль. Набор вполне приличный и для современной машины. Больше всего пространства занимает руль – огромного диаметра, с тонким ободом и хромированным кольцом звукового сигнала. Такой ставился на ранние W114, позднее его сменил менее изысканный вариант, которым потом будет комплектоваться следующее поколение W123. Сиденья выполнены из кожзаменителя более темного оттенка зеленого, нежели цвет кузова – такой колор именуется «дункель-грюн».
На поворот ключа в замке мотор отзывается легкой вибрацией. Под капотом у «Мерседеса» двигатель объемом 2,5 л и карбюратор. С настройкой этого канувшего в Лету прибора поначалу были проблемы, но все разрешилось с нахождением опытного «карбюраторщика», каким-то чудом не утратившего свои навыки в современном мире.
Mercedes американский, и рычаг «автомата» находится на руле. Из-за этого пространство между сиденьями кажется пустоватым, но любой европейский заказчик W114 мог выбрать и более распространенную в те годы «механику» или АКП с селектором на привычном месте. Такая опция никак не отражалась на цене автомобиля.
Поездка на W114 еще раз подтверждает аксиому: «Старых «Мерседесов» не существует, бывают только классические»
Привычной буквы D в окошке на приборной панели нет, поэтому перемещаю рычаг так, чтобы стрелочка оказалась напротив цифры 4 – для этого его нужно потянуть на себя, а потом вниз. Отпускаю тормоз, и машина плавно начинает движение вперед. Немного газа, но и тут Mercedes не торопится поразить динамикой. Еще газу, чувствуется легкий толчок от перехода на более высокую передачу – «автоматы» тех лет не отличаются абсолютной плавностью и незаметным переключением. Резвой машина становится только после 50 км/ч. До того все команды выполняются неторопливо.
Мы катаемся в переулках между Остоженкой и Пречистенкой, изобилующих поворотами, спусками и подъемами. Крутить руль огромного диаметра непривычно, да и не создан он для быстрого маневрирования. К счастью, не надо переключать передачи. Остаются только удовольствие от мягкости езды и какая-то непривычная сопричастность с прошлым. И, конечно же, приятно следить, как переливается и мерцает трехлучевая звезда на капоте. Это знакомо любому владельцу Mercedes-Benz вне зависимости от года выпуска автомобиля. А старых «Мерседесов» и не существует – только классические.
Поль Брак
Автора внешнего облика моделей W114/W115 – француза Поля Брака – пригласили на работу в Штутгарт в 1957 году. Благодаря его таланту новые модели приобрели неповторимый вид и стали одними из самых оригинальных в истории Mercedes-Benz. В первую очередь из-за необычных передних фар, предложенных Браком, а ныне признанных одной из вех в истории автомобильного дизайна.
В 60-е француз рисовал всю серию классических «Мерседесов» с вертикальными фарами, в которую вошла и модель W114: седан (1968 год, фото внизу), а затем и купе (1969 год). Рука Поля Брака угадывается и в огромном заднем стекле, а два хромированных молдинга на крыше выполняют и декоративную функцию, «разбавляя» пустоту крыши. Более чем смелым было решение Брака сделать купе без центральной дверной стойки – хардтоп. Потом уже это станет классикой на всех купе E-класса – от сменившего 114-й C123 до самого последнего С212. А литера C из индекса модели войдет в обозначение всех последующих двухдверок.
Вердикт
Иван Баранцев, автор:
– Автомобиль потрясает своей сохранностью! Вряд ли в России можно найти подобный экземпляр. Хотя периодически на свет вытаскивают из гаражей почти нетронутые «Москвичи» и «Волги», такое практически невозможно с сорокалетним «Мерседесом». Поэтому аутентичную немецкую классику приходится везти из-за океана с последующим преодолением таможенных барьеров. И все же оно того стоит – раритетный Mercedes-Benz великолепно сохранился и не потребовал серьезного ремонта. О, Калифорния-рай!