Москва: замкнутый круг
О необходимости создания альтернативы МКАД для перераспределения транспортных потоков и избавления от транзита заговорили на федеральном уровне еще в далеком 2003 году. Тогда же впервые было произнесено слово «ЦКАД». Однако сроки строительства многократно отодвигались.
В последние годы на территориях, где в будущем пройдет ЦКАД, ведутся подготовительные работы. Много времени занял выкуп земель. Продолжается он до сих пор, так как множество жителей, не желающих продавать свои участки, решают этот вопрос в суде. Несмотря на это, занимающаяся строительством госкомпания «Автодор» заверяет, что с начала 2014 года стартует активная фаза работ. Завершится строительство должно осенью 2018-го – на два года раньше, чем планировалось. При этом первый участок – от Минского шоссе до Каширского – рассчитывают запустить уже через три года.
По словам руководителя Минтранса, из 300 предназначенных для строительства миллиардов половину выделит Фонд национального благосостояния, остальные средства – это примерно поровну деньги федерального бюджета и частные инвестиции. Вложения инвесторов окупятся за счет платного проезда по трассе. Его цена пока неизвестна, но она будет сопоставима со стоимостью проезда по другим платным дорогам. В настоящее время в России их всего две, и в среднем километр пути на них стоит около одного рубля.
Сразу же после запуска всех участков ЦКАД начнется ее расширение – с 6 до 8 полос
Большая часть трассы будет строиться с нуля – лишь один из участков (на западе) пройдет по нынешней «бетонке». Проезд по нему станет платным лишь для фур, грузоподъемность которых превышает 12 тонн.
При строительстве предполагают использовать новые технологии отечественной разработки – прежде всего композитные материалы, которые отталкивают влагу, что значительно увеличит срок службы дорожного покрытия.
После 2018 года работы на трассе не прекратятся – далее ее планируют постепенно расширить с шести до восьми полос. Уже на стадии проектирования полоса отвода земель будет рассчитана на последующее расширение. В дальнейшем ЦКАД должна стать одной из составляющих крупнейшей магистрали континента, соединяющей Европу и Азию.
Вердикт
Сергей Настин, редактор:
– Острая необходимость ускорить строительство ЦКАД возникла в первую очередь из-за запрета на движение грузовиков по МКАД в дневное время. Московское малое кольцо с двумя полосами движения достойной альтернативой ему, конечно, стать не может. Да и вообще дороги в Подмосковье оставляют желать лучшего. Но в скором будущем это должно измениться – не только за счет ЦКАД, но и за счет реконструкции вылетных магистралей за пределами столицы. Проекты реконструкции синхронизируют с работами на ЦКАД, чтобы по мере ввода в эксплуатацию пусковых участков были готовы и нормальные подъезды к ним со стороны Москвы.