«Это адский переезд»: кто виноват в аварии в Щербинке?
Сама авария произошла 26 августа. Рано утром на переезде в районе города Щербинка электропоезд Серпухов-Нахабино протаранил Chevrolet Lacetti и протащил его 200 метров до платформы, где ожидали утреннего поезда жители города. Сразу же после ДТП железнодорожники на своем официальном сайте, а также ряд представителей официальных органов, поспешили обвинить водителя в аварии. Он, кстати, выжил благодаря тому, что удар пришелся в противоположную пассажирскую дверь (по счастью, никого другого в машине не было), но сильно пострадал. Однако позже в Сеть попало видео, на котором запечатлено следующее: переезд был открыт, и водитель выезжал на разрешающий сигнал светофора…
О том, как такое могло произойти, мы решили узнать непосредственно в РЖД. «В зависимости от переезда, но, как правило, не менее чем за 1-1,5 км до приближающегося поезда, автоматика получает сигнал. Срабатывает сигнализация, сразу же опускаются шлагбаумы и поднимаются защитные плиты-барьеры», — рассказал корреспонденту «За рулем.РФ» начальник службы корпоративных коммуникаций Московской железной дороги Владимир Мягков.
Однако на случай форс-мажора (когда заглох или застрял на путях автомобиль) у дежурного по переезду предусмотрена специальная кнопка, которая позволяет в ручном режиме регулировать работу шлагбаумов и барьеров. Незадолго до аварии дежурный в нарушение всех инструкций самостоятельно задействовал ее для пропуска автомобилей.
Тут надо рассказать поподробнее о самом переезде. Вообще, он считается проблемным, движение поездов на этом участке очень оживленное, из-за этого он бывает подолгу закрыт. По обе стороны скапливаются большие пробки. «При этом дежурный фактически остается один на один с водителями, которые, по всей видимости, иногда оказывают на него психологическое давление», — поясняет Мягков.
В РЖД уверены, что именно так произошло в тот злополучный день. Смотритель взял на себя ответственность и распломбировал кнопку ручного управления переездом, желая пропустить побольше машин. Но даже учитывая то, что он не имел права так поступать, он обязан был предупредить дежурного станции, который, в свою очередь, всегда держит связь с приближающимися составами. Тормозной путь у электрички в среднем около 800 метров, локомотивная бригада, применив экстренное торможение, сумела снизить скорость состава с 92 до 60 км/ч.
«Когда на место приехали руководители МЖД, МЧС, ГИБДД, стали разбираться. Протестировали автоматику переезда – все работает в штатном режиме. И если посмотреть весь ролик, а не только то, что было опубликовано в СМИ, то будет видно, что переездная сигнализация и оборудование и до, и после работали в исправном режиме», — уточняет собеседник. Дежурный, увидев, что натворил, вернул кнопку в исходное положение. Поэтому ответственные лица увидели работающее оборудование, показания дежурного указывали на то, что виноват водитель и оснований сомневаться не было. И к сожалению, практика это подтверждает.
По мнению правозащитников, сейчас РЖД сознается в своей вине лишь для исправления ситуации. Если бы видео не попало в Сеть, автомобилист так и остался бы виноватым. Мы поговорили с Петром Шкуматовым, координатором движения общества «Синих ведерок», который очень хорошо знаком с обстановкой на этом переезде. «Вы знаете, я сам там ездил – это адский переезд, — рассказывает он. – Неоднократно его переезжал и даже верю в версию РЖД. Вероятно, оператор действительно поднял шлагбаумы, потому что это единственный возможный способ хоть как-то там проехать». Шкуматов напоминает, что в Щербинке живет огромное количество людей, которые отрезаны железнодорожными путями от сообщения с другими частями области.
В РЖД «За рулем.РФ» заверили, что переезд в Щербинке вошел в совместную программу железнодорожного министерства и правительства Москвы по строительству путепроводов в разных уровнях. И даже были разработаны варианты планировочных решений эстакады, но жители близлежащих домов по улице Юбилейная на общественных слушаниях его не одобрили. В эти слова Шкуматов не верит. «Там уже давно должна была быть эстакада. Однако у РЖД есть свой интерес на землеотвод в районе путей. Они лоббируют сооружения мостового типа над железнодорожным полотном, с платным проездом по ним. Но простите, это же скотство», — негодует Шкуматов. Он не сомневается, что даже если оператора посадят, то такие истории будут повторяться, потому что для этого есть все предпосылки.
Так или иначе, РЖД из этой истории сделало для себя выводы: компания будет продолжать обращаться к местным властям, чтобы совместно найти деньги на строительство тоннелей или эстакад в местах пересечения железных и автомобильных дорог, как это сделала Москва. А пока все переезды ждет масштабная ревизия. Семье пострадавшего в аварии будет выделена материальная компенсация за счет средств госмонополии.