Первые «ё-кроссоверы» встали на номера

Концепт гибридного автомобиля «ё-Кроссовер». Запуск производства в России – весна 2015 г.

«Кроссовер?! Ё!» – так реагировали почти все, кому я рассказывал про тест-драйв первого гибрида российской разработки. Идея, наконец, воплотилась в пластике и металле. Более того, она едет и даже имеет госномера! Как удалось поставить на учет даже не предсерийный образец, а «альфа-прототип», то есть концепт-кар, вопрос второй, главное – начало положено.

Дорожный просвет 210 мм и полный привод «ё-Кроссовера» – привет российским дорогам. Но не всем. По замыслу разработчиков, машина предназначена именно для городов с их рваным пробочным трафиком. При частых торможениях суперконденсаторы заряжаются быстрее, да и заправки, на которых есть метан, встречаются чаще, чем в сельской местности. Казалось бы, при чем здесь метан? А при том, что 1,4-литровый мотор производства компании «Фиат» двухтопливный, одинаково хорошо работает как на газе, так и на 92-м бензине. Наконец, сервисные центры по обслуживанию «ё-мобилей» сначала появятся лишь в мегаполисах.

Кузовные детали хорошо подогнаны. А вот виниловую пленку на серийном экземпляре вряд ли оставят.

Как увлекательно смотреть на машину, которая еще некоторое время назад была только мечтой разработчиков. Необычный кузов задиристо-оранжевого окраса, салон довольно просторный, но пока серый. Вот бы и его раскрасить. Это сыграет на руку гибридной новинке, когда начнутся продажи.

А вот бытовую часть надо бы подтянуть. Подушки кресел плоские и лишены боковой поддержки. Задний диван тоже не верх комфорта, но хотя бы достаточно места над головой, а колени не упираются в спинку. Создатели обещают поменять сиденья, причем на изделия российской разработки, однако названия фирм-партнеров (абсолютно всех!) держат в тайне.

Тому, кто захочет объем побольше, предложат версию без газобаллонного оборудования. Тогда найдется место и запаске.

У центральной консоли довольно богатый функционал. На верхний цветной дисплей выводится информация для водителя – данные о скорости и заряде батарей. А нижний сенсорный экран – мечта «поколения Next». Можно даже играть в Angry Birds! А еще будет возможность выхода в Интернет, навигация ГЛОНАСС/GPS, камера заднего вида и ЭРА-ГЛОНАСС – система вызова экстренных служб в случае аварии.

Руль, с толщиной обода которого явно угадали, регулируется по углу. Сам я поднять ступицу не смог – что-то заело, но инструктор помог с ней справиться. Списав неполадку на концептуальность, нажимаю кнопку отключения стояночного тормоза, перевожу тонкий селектор, разместившийся за баранкой, в «драйв» – и кроссовер бесшумно трогается с места. Энергии для электромоторов пока хватает. Сильнее прижимаю правую педаль (не помешало бы добавить ей информативности), и «ё-Мобиль» бодренько устремляется вперед под довольно отчетливое урчание подключившегося ДВС. Да, неплохо бы усилить звукоизоляцию моторного отсека.

Привычных приборов нет. Маленький экранчик за рулем показывает минимум информации. Основные данные – скорость, количество топлива и уровень зарядки батарей – помещены на цветной дисплей в центре передней панели. Ниже – сенсорный экран мультимедиасистемы.

Схема гибридного привода со времен презентации в Минске (ЗР, 2013, № 1) не изменилась. Над ней, опять же, продолжают работать. А вот мехатронный модуль уже готов для запуска в серию. У него лишь управляющая электроника будет иная.

Машина неплохо рулится, тормоза на скоростях до 70 км/ч довольно информативны, но... Работать, работать и еще раз работать! Нам не переставая повторяли, что нынешний «ё-Кроссовер» – только начало большого пути. Хочется верить, что производитель пройдет его и мечта команды разработчиков, которую пока сложно выразить в рублях, но уже можно потрогать руками, обретет формы товарного автомобиля.

1. Баллоны с метаном размещены в корме. Они сильно сужают погрузочный объем, да и запасное колесо в багажник не положить.

2. В серийном автомобиле обещают другие передние сиденья. У нынешних короткая подушка и довольно посредственная боковая поддержка. Задний диван очень плоский, с маленьким подлокотником. Хорошо бы и его поменять.

3. У двухтопливного 75-сильного двигателя «Фиат-Файр» нет прямой связи с колесами. Он работает в связке с генератором, питающим электромоторы на передней и задней осях.

4, 6. Каждый из тяговых электродвигателей расположен в мехатронном модуле. В корпусе модуля установлены также двухступенчатый редуктор с дифференциалом, жидкостная система охлаждения и управляющая электроника. Вес узла менее 50 кг.

5. Суперконденсатор, питающий электромоторы, весит менее 70 кг и может выдержать до миллиона циклов заряда-разряда. Его температура эксплуатации от –45 до +60 ºС. Батарея накапливает энергию при торможении и отдает ее при разгоне, когда возможностей генератора уже не хватает.

НА ВЕРНОМ ПУТИ

Реплика Антона Чуйкина

С ним, конечно, случилось лучшее, что вообще могло произойти. Канул в небытие фантастический роторнолопастной двигатель. Теперь осталось выкинуть суперконденсаторы, мехатронные модули и расстрелять не только свинок из Angry Birds, но и саму идею развлекательного тачскрина. И тогда я, пожалуй, поверю, что в 2015 году наша заявка на «ё-Мобиль» может быть выполнена. За разумные деньги получим разумный автомобиль – и как раз в том сегменте, где по-прежнему спрос превышает предложение.

К сертификации автомобиля обещают приступить во втором полугодии следующего года. Производство запустят на заводе в Марьине (Ленинградская область) весной 2015-го.

«ё-Кроссовер» – мечта энтузиастов, которая обрела кузов, силовой агрегат и четыре колеса. Но до законченности серийной машины ей еще далеко.

+ Оригинальный дизайн, простор в заднем ряду.

- Плоские подушки сидений, посредственная шумоизоляция.

Подпишитесь на «За рулем» в