Как заработать миллионы
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ЭКОНОМИКА
КАК ЗАРАБОТАТЬ
МИЛЛИОНЫ
ПОЧЕМУ ЗНАКОМИТЬСЯ С ОПЫТОМ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ МЫ ПОЕХАЛИ В СКАНДИНАВИЮ?
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН
ФОТО / АЛЕКСАНДР БУДКИН, "ФОРТУМ"
Поводом для командировки на завод крупнейшей финской энергетической компании "Фортум" стали не только схожие климатические условия России и Финляндии. Компания с каждым годом укрепляет свои позиции как одного из лидеров нефтепереработки в Европе. В этом году она должна обеспечить почти 30% потребностей Старого Света в полиальфаолефинах (далее - ПАО) - основных компонентах синтетических масел и покрыть значительную долю (по разным данным до 20-30%) потребностей Европы в гидрокрекинговых базовых маслах. Добавим, что финский НПЗ - вообще единственный в Европе, где производят популярный нынче "гидрокрекинг".
ИТАК, ЗНАКОМИМСЯ
"Фортум" - энергетический гигант Финляндии с годовым оборотом около 10 млрд. долларов. Контрольный пакет акций принадлежит государству - вроде нашего РАО "ЕЭС". Компания занимается всем, что имеет отношение к энергетике, и не только у себя в стране. В поле ее деятельности Швеция, Польша, Болгария, Эстония, Латвия, Германия, Великобритания, наконец, Россия (преимущественно северо-западные области). Ежегодно она перерабатывает около 13 млн. тонн нефти, из которых 1,7 млн. добывает самостоятельно, а около 4 млн. покупает в России. Двадцать пять собственных танкеров ледокольного типа способны ходить по северным морям, плавать по Лене или Енисею.
С 1980 года финны начали разработку, а с 1990 года и производство ПАО - основного компонента синтетических масел. Расположенный в Бельгии завод "Фортума" производит около 50 тыс. тонн дорогого сырья в год. В 1997 году главное предприятие компании в Порво (Финляндия) освоило выпуск (около 150 тыс. тонн в год) гидрокрекинговых базовых масел, близких по свойствам к "синтетике", но куда более дешевых. Компания производит и конечный продукт - готовые масла. Как и моторное топливо, они продаются под торговой маркой Neste - так исторически сложилось. Единственное, пожалуй, чего "Фортум" не делает - присадки к маслам. Их покупают у основных мировых производителей: Ethyl, Lubrizol, Infinium.
СТРАТЕГИЯ
Основной ее принцип можно сформулировать так: вкладывать деньги лишь в наиболее эффективное производство. Бороться за объемы, хватаясь за все подряд, невыгодно. Яркое тому подтверждение - 1999 год. По сравнению с 1998-м оборот компании снизился тогда на 3%, а балансовая прибыль при этом возросла на 21%! Отметим, что незадолго до этого, учитывая потребности в инвестиционных ресурсах для развития высоких технологий, две крупные финские компании решили объединиться. Так, из нефтяной Neste и энергетической IVO образовался "Фортум" (у нас-то все больше делятся).
Вторая стратегическая задача - инвестиции... в экологию. Если в России производить экологически чистую продукцию (будь то нефтепродукты или автомобили) себе в убыток, то в развитых странах за это хорошо платят. Кто? Конечные потребители. Здесь налоги на "грязную" продукцию таковы, что покупать ее никто не будет - разоришься. Вот и выходит: кто первым из производителей предложит чистый бензин (масло, автомобиль и т. д.), у того больше шансов победить в конкурентной борьбе.
УЧИМСЯ СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ
Что для любой, особенно крупной компании дороже всего? Верно, доброе имя. Один из основных критериев "раскрученности" торговой марки - капитал, вложенный в ее рекламу. Сюда входит не только прямая реклама, но и расходы на оборудование фирменных АЗС, организацию спортивных мероприятий, например, проходящего в Финляндии этапа чемпионата мира по ралли - "Neste-ралли". Вот и прикиньте, сколько может стоить "раскрученная" торговая марка.
Но все деньги окажутся выброшены на ветер, если в продажу попадет бракованная продукция (по-нашему, это всего лишь издержки "нестабильности производства"), а это значит, что экономить на качестве и его контроле недопустимо - просто нелепо. В цехах, выпускающих готовые масла Neste, этот контроль ведется трижды: при загрузке базовых компонентов, после их смешения и после розлива в конечную тару. Любое отклонение - и вся партия идет на смазку бензопил. Если испорченное масло непригодно и для этого, его сдают на вторичное использование (отопление промышленных помещений и т. п.). Причем за это сами же и доплачивают.
Считаем деньги дальше? Несмотря на то, что компания располагает огромным НПЗ, делать свою минеральную базу здесь считают невыгодным. "Минералка" не сегодня-завтра отомрет, так зачем в нее деньги вкладывать? Нужно расширить ассортимент недорогими минеральными маслами - покупай готовую базу, проверяй ее качество (!) - и вперед. Исчезнет спрос на "минералку" - скажешь поставщикам спасибо и останешься со своей "синтетикой" или "гидрокрекингом".
Теперь чуть подробней о том, как зарабатывать на экологически чистой продукции. Ежегодно около 1 млн. тонн "чистого" бензина уходит в Калифорнию; оттуда, стало быть, денежки. Часть ПАО с удовольствием покупают фармацевтические и парфюмерные компании. Они же готовы брать хорошо очищенные гидрокрекинговые компоненты. Кстати, около 30 тонн в месяц так называемых "белых" масел покупают и российские фармацевты. Выходит, товар один, а рынков сбыта - много.
ЭКСТРА ВЫСОКИЙ ИНДЕКС
Отдельная статья - умение наносить "точечные удары". Так, несколько лет назад компания потратила большие силы на разработку и испытания двух недорогих продуктов - трансмиссионного масла для гипоидных передач Neste Hypoid LF GL-5 и моторного масла для самых современных дизелей Neste Turbo LE. Оба продукта созданы на основе гидрокрекинговой базы с Экстра Высоким Индексом Вязкости (англ. EHVI). В результате первое масло при маркировке 80W90 фактически соответствует 77W90 (несуществующий класс), второе - пригодно почти всем дизелям на планете. Основные покупатели - автопредприятия, эксплуатирующие грузовики и автобусы. Для них, собственно, продукты и разрабатывались. Небольшая экономия на каждом литре масла (в сравнении с близкой по свойствам "синтетикой") оборачивается огромной экономией в целом.
Хорошо оборудованные лаборатории тоже работают на имидж компании, производя для потребителей продукции сложнейшие анализы. Кто-то незаслуженно ругает купленное масло? Потребитель имеет право ошибаться. Десятки спектрографов, хроматографов и прочих современных приборов с труднопроизносимыми названиями (попробуйте выговорить "атомноадсорбционный спектрофотометр") позволят точно определить причину беспокойства клиента, будь то попадание в масло посторонних примесей или катастрофический износ механизма.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Общаясь с заморскими специалистами, не могли не спросить, что они думают о волшебных добавках в масло: влил в горловину, ресурс тотчас увеличился вдвое. Смеются. Спрашивают, зачем тратить свои деньги, чтобы портить масло. Спросили о перспективах минеральных масел. Говорят, недолго им жить осталось, еще немного - "гидрокрекинг" их вытеснит с рынка. В дизелях минеральные масла тоже проживут недолго. Их главное достоинство - низкая цена уже не так впечатляет: гидрокрекинговые масла оказываются не намного дороже, но заметно выигрывают по эксплуатационным свойствам, в том числе сроку службы. В итоге обходятся дешевле. Понятно, каждый кулик свое болото хвалит: у специалистов других авторитетных компаний иные подходы и суждения, но все-таки любопытно. А что же Россия? Нашим заводам до "гидрокрекинга" и тем более до полиальфаолефинов, как до Северного полюса пешком - денег нет даже на элементарную реконструкцию. А может, их оттого и нет, что мы их как-то по-другому считаем?
НАША СПРАВКА
Гидрокрекинговые масла корректнее всего называть минеральными с глубокой переработкой. Однако многие производители относят их к "полусинтетическим" или "синтетическим" продуктам. Во-первых, из-за высокой сложности производства, во-вторых, в силу того, что процесс гидрокрекинга подразумевает целевое изменение группового состава масел, в-третьих, потому что их свойства приближаются к свойствам синтетических компонентов.
Мелочи: рядом с огнетушителем висит большая аптечка, два сосуда с жидкостью для промывания глаз, большое огнеупорное одеяло.
Эксперименты проводят на "живых" машинах.
Качество масел определяют по отложениям
на поршнях...
...и по износу деталей клапанного механизма.