"левый" бензин с левого берега

"ЛЕВЫЙ" БЕНЗИН С ЛЕВОГО БЕРЕГА

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ПРОБЛЕМА

"ЛЕВЫЙ" БЕНЗИН С ЛЕВОГО БЕРЕГА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ РОСТОВСКОЙ

ОБЛАСТИ РАСКРЫЛА СЕТЬ НЕЛЕГАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ГСМ

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЩЕГЛОВ

Люди, приехавшие из зоны боевых действий в Чечне, говорят, что поставки кустарного топлива оттуда перекрыты. Зато подпольные нефтезаводики стали размножаться в мирном, полностью контролируемом федеральной властью регионе. Более того, как свидетельствуют силовики, их работа "чеченцам и не снилась". Кому же мы платим за бензин свои кровные сегодня?

ПОГРЕШНОСТЬ В... МИЛЛИОН ТОНН

Вначале были цифры. В 1999 году сотрудники управления федеральной службы налоговой полиции по Ростовской области собрали любопытную информацию. В 1997 году в область поступило от 1200 тыс. тонн (данные Госкомстата) до 1800 тыс. тонн (данные Управления железной дороги) моторного топлива. В то же время на оптовые базы тогдашнего монополиста, фирмы Ростовнефтепродукт, было поставлено... 2200 тыс. тонн. Ничего себе, государственный контроль - с погрешностью до миллиона тонн! Откуда появились эти неучтенные тонны?

Налоговых полицейских заинтересовало, что с 1990 по 1997 год доля неавтомобильных бензинов, завезенных в Ростовскую область, увеличилась с 2 до 41% по отношению к общему объему. Между тем химической и нефтеперерабатывающей промышленности, потребляющей технический бензин в таких количествах, в регионе просто нет. Напрашивался вывод: в области существует масштабное подпольное производство бензина и дизтоплива из этого сырья. К концу 2000 года под колпаком "органов" оказались сразу несколько филиалов кооператива "Рога и копыта".

ИНДЮШКИ И ДАВЛЕНИЕ В НЕФТЕПРОВОДЕ

Одно из предприятий (название не разглашается в интересах следствия) расположилось на территории бывшего колхозного хозяйства на левом берегу Дона недалеко от крупнейшего транспортного узла Ростовской области. По документам фирма занималась выращиванием фруктов и овощей. В действительности же среди грушевых и яблоневых деревьев было установлено фабричное оборудование для перегонки нефти, произведенное в Краснодарском крае. Фруктово-нефтяной пейзаж оживляли гуляющие между цистерн индюшки, бараны (видимо, на шашлыки по случаю удачных сделок) и даже один олень. Нелегалы осваивали до 40 тонн нефти в сутки!

Откуда подпольщики берут нефть, если официально в Ростовскую область ее вообще не завозят и промышленной нефтедобычи здесь нет? Сырье ворованное. По территории области проходит несколько нефтепроводов, и именно из них преступники "заимствовали" сырье в объемах, вполне достаточных для производства, но не для изменения показаний счетчика давления в нефтепроводе.

КАК ИЗ 60 СДЕЛАТЬ 90

Не столь технологичный, но, пожалуй, более распространенный способ нелегального производства горючих материалов - получение автомобильных бензинов из технических. Обнаруженный силовиками другой завод включал десяток емкостей по 50 мз, соединенных трубопроводом. В одни цистерны заливали бензин-сырец или низкооктановый неавтомобильный бензин (для нужд химпрома), в другие - высокооктановые присадки - смола пиролиза, метилобутановый эфир и др. Емкости были соединены с насосной станцией, где посредством несложной системы задвижек их содержимое смешивали и получали бензин с требуемым октановым числом. Готовили адскую смесь (топливом это назвать нельзя) непосредственно в момент наполнения бензовоза клиента. На нефтебазе бензин хранили как технический, приобретенный для технических же нужд. Юридически не придерешься. Ловко! (Никаких документов и, соответственно, прав заниматься такой деятельностью "предприниматели", разумеется, не имели.)

Между прочим, производство бензина на легальных нефтезаводах в общих чертах похоже на подпольное. Правда, "подпольщики" обращают внимание лишь на октановое число. Остальное - ненужные хлопоты и затраты. Если на заводах для производства бензина с октановым числом (ОЧ) 92-98 используют сырец с ОЧ не меньше 88, а для "76-го", соответственно, не меньше 72, то жулики получают любой бензин из сырца с ОЧ около 60, добавляя множество присадок. Естественно, никого из "производителей" не интересует их качество (смолистые присадки добавляют от души!) и влияние на двигатель. Между тем, например, дизтопливо, произведенное из мазута (распространенная подпольная технология), замерзает при температуре даже выше нуля градусов! Или что сказать о топливе, произведенном по такому рецепту: добавляют 500 г нафталина на 10 л бензина и октановое число повышается на 3-4 единицы.

КОМУ ОНО ДОСТАЕТСЯ?

"Левое" топливо распространяли среди колхозно-фермерских хозяйств, автоколонн и небольших заправок. Эти клиенты к качеству топлива нетребовательны ("трактор поедет и на пиве!"), закупают большие партии горючего напрямую, а попробуй-ка их проконтролировать. В 2000 году сельхозпроизводители области приобрели около 200 тыс. тонн солярки, из которых по льготным поставкам Минсельхозпрода только 135 тыс. тонн. Еще бы: у "нелегалов" более "льготные" условия, нежели у министерства.

Но самопальное горючее достается и частнику: на дорогах попадаются бензовозы, торгующие бензином "с колес" по низкой цене. Какое еще топливо может продаваться на рубль ниже его себестоимости?

Фальсифицированным горючим не брезгуют владельцы и некоторых крупных ростовских АЗС. Во всяком случае, время от времени в Ростове вспыхивают скандалы: водители, чьи автомобили пострадали из-за "левого" бензина, пытаются найти управу на недобросовестных продавцов. Увы, это непросто.

Был такой случай: перед разгрузкой на полустанке один железнодорожный состав с бензином вызвал подозрение у "органов". Стали искать хозяина груза. Тот так и не объявился. Можно только представить, каковы объемы и доходы подпольной индустрии, если так просто отказаться от целого состава бензина!

КАКОВ НАВАР?

Смешивая сырье и высокооктановые присадки или вырабатывая топливо из сырой нефти, нелегалы не платят налоги (большая часть которых предназначена для дорожного фонда), акцизы, не несут больших накладных расходов и имеют возможность понижать стоимость бензина более чем на 30%. Только за счет акциза на "92-й" бензин экономится почти 400 рублей на тонне. Если добросовестный предприниматель "накручивает" на литр бензина 10-50 копеек, то нелегальный - 1-3 рубля. С такими барышами "нелегалам" нетрудно уйти от ответственности.

Впрочем, не будем бросать тень на силовые структуры. Даже при большом желании поймать жуликов они порой бессильны: нет доказательной базы, поскольку уголовным преступлением считается продажа, а не изготовление фальсифицированных ГСМ. Торговцы "левым" маслом наклеивают этикетки прямо под прилавком на рынке - разлить же масло по немаркированным канистрам имеет право каждый. А перед выездом бензовозов (с липовыми документами или вообще без них) с подпольных "нефтезаводов" в радиусе нескольких километров действует команда "караульщиков", определяющих, нет ли посторонних глаз.

ТО ЛИ ЕЩЕ БУДЕТ

Как говорят в облкомстате, точный оборот нефтепродуктов подсчитать невозможно. Во-первых, из-за множества путей доставки, производства и реализации ГСМ. А во-вторых - из-за противостояния "разных структур" (каких - остается догадываться: многие при подготовке материала просили даже не называть их фамилии, страшно!).

Отследить пути передвижения можно только у 30-40% от общего объема ГСМ. Остальное - в теневой экономике. Так, за 2000 год в Ростовской области через оптовые базы (главный канал продажи бензина) официально продано около 1500 тыс. тонн топлива. (Напомним: в 1997 году - 2200 тыс. тонн.) При этом за три года потребление бензина в области явно не снизилось, а возросло. Выходит, почти половина операторов в этом бизнесе скрывает оборот. Существуют липовые посредники, через которых списывается большая часть налогов. Многие предприятия, реализующие ГСМ в Ростовской области, зарегистрированы в других регионах, а подчас и в других государствах - это еще один из путей ухода из-под контроля налоговых органов.

Тенденция к развитию теневого бизнеса сохраняется и по сей день. По новой системе налогообложения увеличена разница акцизов с бензинов 76, 92, 95. Специалисты прогнозируют дальнейший всплеск "производства" высокооктановых бензинов из низкооктановых путем добавления присадок.

Подпишитесь на «За рулем» в