Голубая мечта
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦА
ГОЛУБАЯ МЕЧТА
В "ВОЛГУ" Я ВЛЮБИЛСЯ В ДЕТСТВЕ...
ТЕКСТ / АНДРЕЙ ЛАРИН
Помню, мне подарили календарики с автомобилями. На них были грузовики, "Чайка", пузатая важная "Волга" ГАЗ-21 и стремительная, грациозная сине-голубая "двадцатьчетверка". Этот календарь до сих пор у меня...
В 1992-м я купил видавший виды серый GAZ 24-10, отработавший свое в такси, а после еще и послуживший приятелю. Двигатель заклинил, коробка оказалась разболтана, передняя подвеска давно нуждалась в ремонте. Мотор привел в порядок гаражный "самоделкин", коробку и сцепление перебрали на станции. Все навесное оборудование двигателя заменил самостоятельно.
В первую же зиму двигатель повел себя странно. При холодном пуске регулярно лопался шток фильтрующего элемента. Вдоволь наменяв "штырей", обратился к опытному механику. Оказалось, засорился перепускной клапан, и шток разрывало избыточным давлением масла. В целом мотор работал неплохо, удивляя сравнительно низким расходом топлива - в среднем 11 л/100 км.
Когда на СТО дюжий молодец огромной кувалдой выбивал из разогретой докрасна балки палец нижнего рычага подвески, я понял: "убитую" "Волгу" лучше не покупать (кто из нас не крепок задним умом!). Подвеска - полбеды. Вскоре пороги превратились в труху, полы сгнили до дыр, рессоры держались лишь на задних точках крепления. Варить было нечего и не к чему - машина осела в гараже. Помог случай - подвернулся сносный кузов. Спереди торчали только лонжероны да брызговики моторного отсека, зато ржавчины почти не было.
Начинку поставил старую, а двери и прочую "жестянку" - новые. Покрасил "Садолином". В салон постелил ковролин из "Ауди", подогнав его по месту, потолок одел в бархат, поставил приборную панель от GAZ 3102. Позже облагородил двери объемными обивками с кнопками электростеклоподъемников. Вообще, отделывая кузов и салон, я ориентировался на американские машины 60-х. Ведь "Волга" - самый маленький из больших автомобилей.
Обновленную "волгушу" полюбил как ребенка. Как только появляется возможность, балую ее обновами. К пятиступенчатой коробке, отходившей 51 тысячу, ни одной претензии. Года через два, когда краска стала тускнеть, решился на металлик "Сиккенс". Конечно же, голубой! Потом поставил передний мост от GAZ 3102 - с дисковыми тормозами. Оказывается, и "Волгу" можно останавливать, где и когда надо! В крышки рулевых наконечников врезал масленки. Как известно, чем больше в передке "Волги" масленок и чем чаще ими пользуешься, тем дольше не понадобятся горелка с кувалдой.
Когда на одометре появились цифры 45 500, решился на "сердечную операцию" - купил в Нижнем мотор ЗМЗ-406. Знакомые отговаривали, но я рискнул и не пожалел. Двигатель ставил сам, московские фирмы запрашивали за работу 10-12 тыс. (!) руб. Пособием служила фотография моторного отсека из "За рулем", другой литературы под рукой не было. Импортные датчики, компьютер и проводку купил в Москве, в фирме "Элкар", корпус воздушного фильтра с трудом нашел на рынке. Новую (длинную) трубку привода сцепления и плюсовый провод стартера проложил иначе. Подкапотный усилитель кузова пришлось перенести чуть правее. Убирать его нельзя - аукнется трещиной на ветровом стекле.
Радиатор системы охлаждения оставил родной - медный. Он вполне справляется со своими обязанностями. С патрубками пришлось повозиться. Нижний собрал из шлангов 24-10 и самодельной трубы. Верхний - два укороченных патрубка 3102. Между ними в металлической трубе вварена гайка под датчик включения вентилятора. Для страховки поставил масляный радиатор от ГАЗ-53.
За 35 тысяч замечаний к двигателю практически не было. Единственная неприятность случилась за городом, когда до дачи оставалось километров сорок. Из-под капота раздался звонкий, явно "клапанный" звук. Решил попробовать выгнать соринку из гидрокомпенсатора, подняв давление масла в системе. Перекрыл краник масляного радиатора, пустил мотор и раскрутил его примерно до 3000 оборотов. Повезло - стук исчез.
На 33-й тысяче заменил башмаки натяжения цепей. Как раз вовремя - износ около 80%. Наслушавшись коллег-"волгарей", поменял вполне исправные отечественные гидрокомпенсаторы на немецкие INA - так спокойней. Кстати, в масляной канавке одного из компенсаторов обнаружил кусочек пластмассы - очевидно, от башмака. Не он ли виновник того стука?
Чтобы дополнительно оградить "бошевский" бензонасос от грязи, вставил микронную сетку в горловину бака.
Прикинув объем системы выпуска, понял: она нещадно душит мотор. Место серийной "дребезжалки" заняла самодельная конструкция. От "штанов" по бортам идут трубы к "москвичовским" резонаторам и глушителям. По-моему, мотор прибавил в мощности, да и звук выхлопа стал благородным, басовитым. Бензобак из-под днища пришлось убрать. Теперь в багажнике стоит 75-литровый бак от восьмицилиндровой "Волги". Зато между глушителями уместилась ниша для запаски.
Позарился на неразрезной, так называемый "чайковский", мост. Ровно через десять тысяч отправил его на свалку - шестерни сырые. Вернул на место ветерана: динамика с ним похуже, зато к работе претензий нет.
Продавать свою "волгушу" не собираюсь. По-моему, неважно, сколько машине лет, главное - любить своего коня или оленя, и он отплатит взаимностью.