Ностальгируем по автоспорту вместе с Subaru

Как известно, марка Subaru закончила выступать в мировом чемпионате по ралли пять лет назад после более чем двадцатилетней и порой небезуспешной гонки за титулом. Однако всеми мыслями она в автоспорте. Вспоминать о былых спортивных деньках японской марки на нескольких автомобилях ее модельной гаммы мы отправились в Прибалтику.

В модельном ряду компании все говорит о спортивной родословной автомобилей. Именно поэтому во всех пробегах, которые организует Subaru, доминирует спортивная составляющая. Так было и на этот раз, когда дружной гурьбой мы отправились в Прибалтику на гоночные автотрассы, расцвет которых пришелся на советское время.

На память о Московской Олимпиаде 1980

Мне повезло со мной в экипаже ехал известный автомобильный радиожурналист Александр Пикуленко, который в бытность водителем-испытателем завода «Москвич» накрутил по прибалтийским автодромам не одну сотню километров. Для него это встреча не просто с трассами, а с дорогами своей молодости, стала возможностью убедиться, насколько далеко ушел автомобиль в своем развитии.

Александр Пикуленко на Пирите

Пирита

Путешествие началось с олимпийского порта Таллина, принимавшего водноспортивную часть Московской олимпиады 1980 года. Здесь на пирсе мы взяли Subaru Forester tS – автомобиль сочетает в себе спортивность и готовность штурмовать бездорожье – и поехали на трассу Пирита. Асфальтовая дорожка осталась, а вот трасса для автомотогонок перестала существовать в 2006 году.

Forester tS на Пирите

Всюду ограничения скорости. Это заповедная зона, здесь отдыхают, прогуливаются по парку, катаются на велосипедах. Движение по трассе не прекратилось, но строго подчинено городскому как предписывает Евросоюз - 50 км в час и ни километром больше. Трудно поверить, что когда-то по этому кольцу носились автомобили со средней скоростью втрое большей, чем предписывают ограничительные знаки. Лучшее время круга здесь показал Тоомас Напа во время показательных выступлений на гоночном автомобиле «Эстония-21.10» Формулы-3 в 1987 году - 2 мин 22,1 с (152,65 км/ч).

"Эстонии" на трассе в Пирите

На дорожном кольце в долине реки Пириты, давшей название трассе, соревнования проводились с 1933 года. Сначала это были мотоциклисты, в 1959 к ним присоединились автогонщики. Самое трудное на Пирите – это сдержать себя и 263-сильный автомобиль и не сорваться в погоне за скоростью. Мешает история и настроенный в большей степени на шоссе нежели на бездорожье автомобиль.

Профилированный поворот на Пирите

Представляю, как непросто было Александру, который в свое время, с его слов, резвился на этой трассе на 412-м «Моквиче». А вот на специально «заточенном» Subaru Forester tS не мог, и все тут - ограничения.

В ожидании парома на Сааремаа

Сааремаа

По-настоящему оторваться нам удалось на острове Сааремаа. Его в шутку называют «самым быстрым островом Балтийского моря». Доля правды в шутке состоит в том, что на этом немноголюдном острове с 1974 года регулярно проводятся ралли - в советское время там даже гоняли на грузовиках. В 1993 году ралли «Сааремаа» получили статус международного.

Паромная переправа

Нам довелось прокатиться по самым интересным спецучасткам Саареммы. Для повышения остроты ощущений на гравийных дорожках мы специально выпросили у организаторов Subaru RCZ – на мой взгляд, один из самых спортивных автомобилей в современной линейке компании, не считая, конечно, Subaru Impreza WRC.

Сааремаа

В отличие от других Subaru, на которых безраздельно властвует симметричный полный привод, в сочетании с оппозитным мотором, на BRZ оппозитный двигатель приводит в движение только колеса задней оси. Спорткупе разрабатывалось совместно с Toyota (у нее модель носит обозначение GT86) для любителей погонять на классическом заднем приводе.

Subaru BRZ на спецучастке

Гравий — весьма непростое покрытие для гонщика и автомобиля. На гравии перестает «соображать» АБС и система стабилизации движения. Езду можно сравнить с ездой по площадке с россыпью миллионов стальных шариков, на которых колеса прокручиваются и одинаково легко могут скатиться и влево и вправо. В общем, на гравии нужно быть предельно осторожным.

Мне тоже доводилось "зажечь"

Что касается нашего вторжения на остров, то для нас никто спецучастки не перекрывал, как это делается, когда проводятся официальные раллийные заезды, и поэтому всегда нужно было быть готовым к появлению встречного транспорта. Причем самыми коварными в этом плане оказались тихоходные трактора и автобусы, которые идут по гравийной дороге практически не поднимая пыли. Тех же, кто едет побыстрее, замечаешь издалека по белому шлейфу, взымающемуся в небо.

Гравий коварен

На прямой Пикуленко несся за 150 км/ч, поднимая за собой тучи известковой пыли. Ехал уверенно, постоянно отлавливая стремящуюся уйти в занос «бе-эр-зэтку». На скорости до 90 км/ч этого делать практически не приходится, а вот потом надо быть начеку. Какое наслаждение проходить веером поворот! Такое, казалось, возможно только на укатанной снежной трассе, ан нет! Гравийные участки Сааремаа вполне это позволяют, вот только камешки из под колес гулко стучат по днищу и колесным аркам.

Пока я вкатываюсь в трассу, Александр делится своими впечатлениями: «Володь, знаешь примерно также под «сто пятьдесят» мы ездили здесь на «Москвичах». Разница в том, какими усилиями для автомобиля и гонщика это достигалось. После такой поездки на продукции советского автопрома ты выходил из-за руля выжитым, как лимон, а в Subaru BRZ готов проехать столько-же и еще быстрее».

Когда Саша захотел проехать еще быстрее, я вспомнил историю, которую не раз слышал от своего коллеги по скоростному пробегу Москва - Лиссабон Олега Богданова про Велло Ыунпуу - эстонского гонщика, работавшего на Сааремаа водителем рейсового автобуса. Как- то раз пришедшие из плавания рыбаки попросили его побыстрее - за щедрое вознаграждение - подбросить их до Кингисеппа - нынешнего Куресааре - с другого конца острова. Велло дал по "газам", рыбаки застыли в оцепенении и от страха не могли произнести ни слова. Добравшись до места, на радостях, что остались живы, рыбаки оставили в местном ресторане все заработанные деньги, побили стекла, посуду и вместо дома оказались в милиции.

Дороги на Сааремаа слишком узкие

Разглядывая машины, прошедшие раллийные допы, по белесому пыльному налету на боковинах можно было судить, кто как быстро ехал. Мы с Пикуленко ехали быстро, но аккуратно. Кому-то не хватило ширины дороги, но обошлось без повреждений.

Быстрый автомобиль на самом "быстром" острове Балтики

Автокросс в Бауске

Покинув Эстонию, караван Subaru на московских номерах двинулся в латвийский город Бауска, близ которого живет и здравствует по сей день отличный автоспортивный комплекс «Муса». Здесь не только удалось не растерять все то, что было сделано при советской власти, но и, как говорят в народе, приумножить нажитое. Не случайно в Бауске проводится этап чемпионата Европы по автокроссу.

Построение на трассе "Муса"

История комплекса началась в 1978 году с одного единственного трека. Теперь это целый комплекс трасс, ремонтных блоков, трибун, офисов и парковок. Комплекс назвали по имени топонима речки Муса, протекающей рядом. Перепад высот на местности позволил создать весьма интересную трассу.

Subaru XV

Ни с чем не сравнимое удовольствие доставляет лихой, с пробуксовкой всех ведущих колес подъем на горку. Кажется ты не взбираешься по склону, а летишь в небо, так как из-за капота не видно земли. Впрочем, полет тоже имеет место, но происходит он после того, как автомобиль пройдет верхнюю точку. Отрыв всех колес от земли лишает на какое-то время автомобиль управляемости, а пилот испытывает захватывающее чувство невесомости. Вот тут-то очень важно не улететь слишком далеко и остаться на трассе.

На трассе "Муса"

В импровизированном кроссе участвовали все Subaru за исключением BRZ – у нее дорожный просвет для таких испытаний все же маловат. Мне довелось прокатиться на Subaru XV и новом Forester. Автомобили оказались в своей стихии – вне дорог, но не на непроходимом бездорожье. Обоим трасса давалась одинаково легко, только XV пыхтел чуть погромче. Новый же Forester выигрышно блеснул отменной шумоизоляцией.

Неманское кольцо

Эта трасса стала заключительной в путешествии на Subaru. Она на 20 лет старше «Муссы». Первые заезды проводились в районе поселка Качергине в 1960 году. В связи с тем, что часть трассы проходила в районе поймы реки Неман, она и получила впоследствии свое название. Для соревнований были задействованы участки дорог общего пользования.

На Неманском кольце

Абсолютный рекорд трассы был установлен в 1964 году Владимиром Птушкиным на автомобиле Melkus-63 Формулы-3 – 2 мин 25 с (135,31 км/ч). В 1967 году проведение гонок на Неманском кольце было прекращено в связи с общим пересмотром взглядов на уровень безопасности такого рода соревнований. С середины 1970-х годов велась реконструкция кольца, и к началу 1980-х в его архитектуре дорог общего пользования не осталось. Неманское кольцо хотели сделать многопрофильным центром технических видов спорта, но нехватка финансирования не дала довести дело до конца.

После распада СССР трасса была фактически заброшена. Жизнь на ней немного оживилась в 1999 году, стали проводиться соревнования, частично возобновилось строительство.

Когда мы прибыли на трассу, представшая взору картина не была оптимистичной. Прокатиться можно по кратчайшему маршруту, южный участок Неманского кольца по-прежнему заброшен и частично разрушен. Но дистанции нам хватило, чтобы удовлетворить свои спортивные амбиции.

Исполнительный директора Subaru СНГ Кадзуси Иошида поезкой доволен

Пикуленко, правда, ворчал, что, мол, разогнаться негде, что все едут медленно. Ну, какие могут быть гонки без шлемов, каркасов, подготовленных машин?

И все же из числа более-менее демократичных по цене автомобилей ближе других марок к автоспорту стоит именно Subaru с ее фирменным постоянным полным приводом, оппозитными двигателями, занижающими центр тяжести. В этом я еще раз убедился после поездки в Прибалтику. Улетал я из Литвы с ощущением того, что «плеяды» все же вернутся в большой автоспорт.

Подпишитесь на «За рулем» в