Обновленный UAZ Patriot: защита от дурака
head
head
Патриотизм – мужская забава
Поначалу все было гладко. Мы прилетели в Сочи, откуда направились к границе с Абхазией, а затем в Сухуми. На следующий день предстоял марш-бросок в селение Псху, расположенное глубоко в горах. Сразу после прохода таможни напарник уступил мне руль. Уже по тому, какое усилие прикладываешь к открыванию дверей, багажника или кунга, ясно, что «Патриот» – это сугубо мужская машина. Характерной для внедорожников внутренней ручки на передней стойке нет, поэтому втягивать себя внутрь салона приходится держась за стойку.
Рычаги нового кресла позволяют удобно устроиться. А поясничный валик мог бы быть и помягче. Отдельное спасибо конструкторам за регулировку угла наклона руля! Машина требует подруливания даже на прямой дороге, а делать это с высоко поднятыми руками, как на грузовиках, очень неудобно. Возможно, мне следовало бы написать заглавными буквами, что в «Патриоте» появился мягкий пластик. Это, на мой взгляд, пока что самое лучшее торпедо среди исконно российских марок — правое колено периодически упирается в пластиковый массив, а мне хоть бы что.
Педальный узел смещен влево, из-за этого я, как распоследний «чайник», вместо тормоза удерживаю газ и завожусь под рев мотора и ухмылки пассажиров. Да, меня предупреждали, дескать, нельзя вот так просто сесть и поехать на «уазике». Нужно освоиться. Впрочем, с остальными органами управления удалось подружиться с первого раза. Простая, но понятная приборка считывается без проблем, к магнитоле с монохромной индикацией даже запитан USB-разъем. Правда, он как-то кустарно торчит в бардачке вместе с проводами и оплеткой.
Довольно простой блок вентиляции выглядит качественно, шайбы не люфтят. Ставлю кондиционер на обдув лобового стекла, и через несколько минут его нижняя часть покрылась испариной. В салоне приятная свежесть, вот только, как не бейся, холодный воздух проникает и в ноги. А еще к нему примешался запах бензина. Я не владелец «уазика», может, это естественный фон для машины? Но в какой-то момент при переключении на повышенную передачу под педалью пропадает тяга…
Тормозим всю нашу колонну и ищем причину. Оказывается, под правым бензобаком дал течь бензопровод. Странно, капает не настолько сильно, чтобы бензин не доходил до насоса. Как позже рассказали механики, течь они временно заделали с помощью холодной сварки, затем сняли и вернули на место клемму аккумулятора – ошибка с тягой сама собой устранилась. Вот уж верна поговорка про УАЗ, который «как старый солдат – всегда ранен, но живой».
Псху
Тот, кто не видел озеро Рица в Абхазии, – тот не видел этой маленькой страны. До озера неплохая асфальтовая дорога идет по живописному ущелью. Казалось бы, 128 сил и 210 Нм максимального крутящего момента для такой тяжелой машины немного, но по трассе «Патриот» бежит бодро. К «гуляющему» в нулевой зоне рулю постепенно привыкаешь. На обгон, конечно, приходится идти с хорошим запасом до встречных машин. Но нельзя сказать, что водитель «уазика» обречен ползти за фурами. Двигатель и «механика» хорошо согласованы. На третьей передаче с 60 км/ч я без особого напряжения обхожу тихоходы.
Чуть выше Рица находится перевал, раскрашенный всеми красками абхазской осени. Отсюда идет дорога в далекое селение. Хотя какая это дорога: слегка утрамбованная грунтовка испещрена каменюками, торчащими из земли на 30-40 см, узкие карнизы свешиваются над километровыми пропастями. Местами тропу разрывают горные реки. Самое время проверить возможности корейской раздатки. Но прежде отмечу прогресс в плане звукового комфорта: все-таки рычаг раздатки, проводивший лишний шум в салон, – это рудимент.
Поначалу поворачиваю шайбу в положение «4H» – подключаю полный привод. По скользкой поверхности машина идет легко, но в крутые горки на малой скорости забираться трудно, все-таки тут мотору недостает мощности. Значит, пришло время переходить на «понижайку». Алгоритм включения своеобразный: выкручиваешь трансмиссионный кругляш вправо до упора и держишь 5 секунд, затем ждешь с выжатым сцеплением 5 секунд. На приборке зеленым светом загорается заветное «4L», и «Патриот», как будто супергерой, получает дополнительную силу.
Со старой раздаточной коробкой передаточное число понижающего ряда трансмиссии составляло 1,94, а с корейским агрегатом выросло примерно до 2,5. В 60-процентный уклон «Патриот» карабкается на первой передаче, мне даже не приходится прибавлять газу. Вот это вездеход, ничуть не хуже Land Rover Defender! У меня уже было стали срываться дифирамбы в адрес ульяновцев, как на очередном натужном подъеме с радиатора слетел патрубок и парящий антифриз полился под колеса. Потом мы долго не могли открыть капот, оказывается, с ручки поднятия капота в салоне тоже давно слетел тросик. Приехала техничка с инструментами, и мы смогли добраться до неполадки. Выяснилось, что все патрубки перетянуты китайскими червячными хомутами, которые то ли сами ослабляются от тряски, то ли их изначально не дотянули на заводе. В итоге с крестовой отверткой пришлось пройти по всем хомутам…
Добавив воды в систему, мы отправились догонять колонну. «Здесь можно ехать быстрее, для подвески это семечки», — посоветовал заводской техник. И действительно — подвеска «Патриота» выдерживает очень серьезные нагрузки. Там, где у другого автомобиля уже вырвало бы рычаги, российский внедорожник идет очень уверенно. Конечно, при условии, что такую тряску выдержат пассажиры.
Псху оказалось довольно большим селом в одну улицу со своей церковью и школой. Когда-то сюда ушли староверы, спасаясь от мира, который живет не по их канонам. И поныне некоторые жители при виде чужаков опускают глаза долу. После перекуса на природе отправились в обратную дорогу. В этот раз я пересел в пикап «Патриот». И вновь коленце: двигатель не заводится. Диагноз: открутился провод «массы» и на силовую электрику не шел ток…
И все же. «Вы купили бы для себя такой автомобиль?» — поинтересовался у меня абхазец, сопровождавший нас в путешествии на Псху. Мой ответ – «да». Но при условии, что лично бы перетянул все то, что не докрутили на заводе. УАЗ «Патриот» действительно серьезный внедорожник. Ульяновские маркетологи ставят ему в конкуренты Great Wall Hover серии H. Но боюсь, что по сочетанию цены и возможностям вне дорог у «уазиков» на российском рынке пока нет конкурентов. Зато владелец этой машины уже не сможет «включить дурака» при очередной поломке и жаловаться на производителя. Они будут случаться часто, и он должен быть готов самостоятельно решать любую проблему.