Дорога подскажет
ТЕХНИКА
/НОВИНКИ
ДОРОГА ПОДСКАЖЕТ
ШОССЕ ОБРЕТАЮТ ГЛАЗА И ГОЛОС
В японском "наукограде" Цукуба под Токио на презентации "Смарт Круиз 21" ("Умное путешествие XXI века") прессе были продемонстрированы итоги четырехлетних исследований, проведенных ассоциацией AHSRA (Advanced Cruise Assist Highway System Research Association) в сотрудничестве с вездесущим "Даймлер-Крайслером".
Мы неоднократно рассказывали о хитроумных компьютерных системах распознавания образов, способных почти избавить водителя от обязанности управлять автомобилем. Электронные глаза видеокамер и радаров сами следят за пешеходами, другими автомобилями, дорожными знаками и светофорами, с помощью процессоров отдавая команды двигателю и тормозам, а скоро, вероятно, и баранке. Но вот чего они не могут - так это заглянуть за поворот, предвидеть поведение автомобиля, приближающегося по пересекающей улице. Ликвидировать это белое пятно и призвана система AHSI (Advanced Highway System Information - передовая система дорожной информации), работающая, правда, пока лишь на специальном полигоне в Японии. Идея проста: датчики, радары и видеокамеры расположились не в автомобиле, а вдоль дороги и постоянно сканируют все на ней происходящее. Казалось бы - дорого, но не надо забывать, что в этом случае размер и возможности обрабатывающего информацию компьютера практически не лимитированы, как и захватывающие дух перспективы.
Вот только три из продемонстрированных журналистам сценариев. На одном из участков полигона искусственно создан непроницаемый туман, а через 200 метров на дорогу "от урагана" упало дерево. Ни видеокамеры, ни радар его не видят. Но... препятствие замечают датчики, скрытые в дорожном полотне, и сообщают о нем экспериментальному автомобилю, вовремя побуждая водителя притормозить.
Второй пример: выскочив из тумана, автомобиль на хорошей скорости приближается к здоровенной луже, спрятавшейся за подъемом. Влети он в нее - аквапланирования не избежать. Но лужу заметили камеры, установленные вдоль трассы, и также выдали предупреждение.
Наконец, "городской" перекресток. Из-за неправильно припаркованного грузовика водитель не видит помехи справа. Но о ней сообщают уличные камеры слежения - столкновения не будет.
В ходе заездов соревновались в безопасности две машины - две концепции: одна, вооруженная до зубов собственными видеокамерами и радарами, и другая, снабженная "лишь" средствами приема внешней дорожной информации от системы AHSI. В аварию не попала ни одна из них, а ученые пришли к выводу: будущее за автомобилем, объединяющим достоинства обоих подходов!
Впереди автомобиль, оборудованный автономной системой, за ним - AHSI.