Мы пришли всерьез и надолго

МЫ ПРИШЛИ ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЭКОНОМИКА

МЫ ПРИШЛИ ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО

НОВЫЕ ИНВЕСТОРЫ ВЕРЯТ В ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ АВТОЗАВОДОВ

Еще год-полтора назад считалось, что российскому автопрому не найти стратегических партнеров, по крайней мере в ближайшее время. Крупные иностранные компании не проявляли активного интереса к нашим автозаводам, других же серьезных инвесторов на горизонте не наблюдалось.

И вот в прошлом году - сенсация за сенсацией! Приобретены контрольные пакеты ГАЗа, ПАЗа, УАЗа, и вовсе не зарубежными автопроизводителями, а отечественными металлургическими компаниями. Более того, в это дело уже вложены немалые деньги: "Северсталь", например, инвестировала в УАЗ несколько сот миллионов долларов - сумму не меньшую, чем фигурирует в проекте АвтоВАЗа и "Дженерал моторс"!

Зачем металлургам автомобильное производство, что они намерены делать с автозаводами и чего ждут от них? Об этом корреспонденту ЗР Елене Варшавской рассказал член совета директоров "Северстали", генеральный директор АО "Северстальинвест" ВАДИМ ШВЕЦОВ.

Сегодня экономика России благоприятствует развитию сырьевых и перерабатывающих отраслей - у нашего АО очень высокая прибыльность. При этом мы отлично понимаем: вечно так продолжаться не может, ситуация будет меняться. Из этого следует, что необходима диверсификация, то есть организация новых производств, пусть пока и не высокодоходных, но весьма успешных в будущем.

Почему именно автомобильные заводы - думаю, понятно. Во-первых, с ними мы работаем как поставщики (более того, смогли приобрести и опыт дилеров - за металл с нами расплачивались автомобилями). Так что представление о специфике их деятельности, плюсах и минусах у нас уже сложилось. Во-вторых, на мой взгляд, у производства автомобилей в России есть перспективы. Слабые, учитывая состояние предприятий, рынка, мировой экономики - но есть.

Скажем, у моделей УАЗа - собственная, никем не занятая ниша: армия, село, МВД. Неоспоримое преимущество этих машин - высокая проходимость и низкая цена - дает заводу шанс стать прибыльным. В будущем году мы планируем выпустить 95 тысяч автомобилей, потом - 110 тысяч. А в перспективе довести объемы производства до проектной мощности - 140-160 тысяч в год. Ориентируемся по-прежнему на корпоративные поставки. Но при этом убеждены: автомобиль не следует навязывать покупателям. Его надо делать так, чтобы он их заинтересовывал: утепленный - для севера, с нержавеющим кузовом - для регионов с влажным климатом... Но все они должны быть надежными, с высокой проходимостью. Первые шаги в оздоровлении предприятия уже сделаны: проведена реструктуризация долгов государству, кредиторам, реорганизована дилерская сеть. Изучаются затраты на производство каждой модели, вводится жесткое бюджетирование, управление оборотными активами. В ближайшее время мы должны определить, на какой модели основывать развитие предприятия. Пока склоняемся к UAZ 3162. Для начала массового ее производства, по первым прикидкам, потребуется вложить не так-то много - не больше 200 миллионов рублей, в том числе и на переналадку сварочного оборудования. Проблема не в постановке модели на конвейер, а в том, чтобы улучшить ее свойства. Пока она сырая - нужен новый двигатель, иная коробка, дифференциал. При этом, по нашим прикидкам, стоимость даже самой дорогой комплектации не должна превышать семи тысяч долларов. Это совсем не простая задача. Мы ее решаем.

УАЗу непременно нужен дизель - без него автомобиль неэкономичен. Сейчас этим заняты конструкторы Заволжского моторного, и есть надежда, что к концу года такой двигатель (в планах он значится как ЗМЗ-514) они разработают. А "Северсталь", как владелец контрольного пакета акций ЗМЗ, будет этому способствовать.

Естественно, что для самого моторного завода производство нового дизеля должно быть рентабельным, и чтобы загрузить его полностью, а не на половину, надо создать унифицированный двигатель для УАЗа и ГАЗа. Мы уже ведем по этому поводу переговоры с собственником Горьковского автозавода - "Сибирским алюминием". Там умеют считать деньги, и, надеюсь, мы придем к соглашению, поскольку предложение обоюдно выгодно.

Собственно, новые моторы нужны не только перспективным моделям. Традиционная продукция УАЗа давно требует модернизации. С ноября - времени прихода на завод новой команды - последовательно поднимали цены на автомобили, и сейчас они близки к допустимому "потолку". Повышать и дальше стоимость машин, не улучшая их потребительских свойств, нельзя - упадет спрос. В повестке дня как изменение самой конструкции всем знакомых "козликов" и "буханок", так и новый уровень качества комплектующих, сборки.

Одна из актуальнейших наших задач - поставщики. Мы делим их на две группы: стратегические, ключевые (производят основные, дорогостоящие компоненты) и рыночные (металл, пластмасса, электрожгуты и пр.). С первыми строим стратегический альянс и готовы выступить в роли инвесторов. Вторых же будем тщательно отбирать, так сказать, на конкурсной основе - на электронной бирже, по тендеру. Важно, например, чтобы производители комплектующих были аттестованы по системе ISO (тогда входной контроль выборочный - колоссальная экономия!).

Вообще у нас существует "Программа развития поставщиков УАЗа". У автозавода теперь нет от них зависимости - мы готовы оплачивать продукцию "живыми" деньгами, так что они более всего заинтересованы в наших заказах. А раз так, мы вправе выдвигать жесткие требования к качеству. Если же автозаводы еще и объединятся, то, как говорится, комментарии не требуются. Теперь для российского автопрома это особенно актуально: если он хочет выжить, нужна прежде всего не конкуренция, а объединение. Унификация намного удешевит производство, резко сократит затраты на внедрение новых моделей, их массовый выпуск. А если еще будут общими дилерская сеть, сервис, система реализации комплектующих...

Внутри УАЗа мы тоже максимально унифицируем производство - перейдем, скажем, на единую платформу, когда на одной раме станут собирать разные кузова. В автомобильный проект "Северсталь" уже вложила сотни миллионов долларов. И это только начало. Мы не ждем быстрой отдачи, наши инвестиции долгосрочны. Нельзя прийти в автомобильную промышленность на чуть-чуть.

НАША СПРАВКА

В состав холдинга "Северсталь" входят "Карельский окатыш", ОЛКОН, "Стальмаг", Череповецкий сталепрокатный завод, Ижорский трубный завод, УАЗ, "Северстальтранс", "Северсталь-Инвест", "Северстальлат", страховая компания "Шексна", "Меткомбанк". Общая стоимость активов предприятий, контролируемых ОАО "Северсталь" на конец 2000 года, - более 2,4 миллиарда долларов. Выручка от реализации продукции "Северстали" и входящих в группу предприятий за 2000 год - более 2,5 миллиарда долларов.

Подпишитесь на «За рулем» в