Совершенно секретно
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ОТЗЫВАЮТ КОРОБКУ
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
КАК МОЖНО СКОМПРОМЕТИРОВАТЬ ДАЖЕ САМОЕ ХОРОШЕЕ ДЕЛО
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ
АвтоВАЗ начал профилактическую замену коробок передач на моделях "десятого" семейства, выпущенных с 1997 года по май 2000 года. Воспользоваться бесплатной заменой (всей коробки - на "103-х" и изношенного стопорного кольца - на "2110") вправе все владельцы "десяток" независимо от того, закончился ли гарантийный срок на машину или нет.
Хотите верьте, хотите нет. Но именно такую информацию мы получили на заводе.
Отзыв - об этом мы писали не раз - обычная практика известных мировых производителей, когда обнаружен какой-то дефект в модели и он может проявиться на уже проданных экземплярах, даже если их сотни тысяч. Наш АвтоВАЗ решился на подобный шаг - это событие достойно того, чтобы быть отмеченным в истории нашего автопрома.
МОЛЧАНИЕ - НЕ ВСЕГДА ЗОЛОТО
Странно только, что свою заботу ВАЗ не афишировал. Информация об отзыве появилась на одной из независимых автомобильных страничек в Интернете (официальный сайт АвтоВАЗа об отзыве даже не обмолвился).
Вскоре в редакцию позвонил автолюбитель Юрий Б. (владелец "сто третьей"): просил подтвердить или опровергнуть слухи о бесплатной замене исправно действующих пока коробок на "десятках". Вместе с Юрием мы отправились на СТО "Строгино-ЛАДА", дабы лично убедиться, так ли это на самом деле.
Инженер по гарантии ничуть не удивился нашему визиту: сверил номера запчастей, кузова, двигателя и сказал: "Приезжайте на днях - поставим новую коробку".
Мы все же решили кое-чем поинтересоваться:
- Где, например, можно прочитать, что объявлена замена коробок?
- Да хотя бы в Интернете.
- А если такой возможности нет? Интернет штука дорогая, не у всех есть...
- Значит, будут ездить со старой коробкой.
Поскольку такая замена напрямую связана с безопасностью, мы задали инженеру и такой вопрос: "Когда дефектную коробку "клинит": на ходу или только при пуске двигателя?" "На ходу..." - равнодушно обронил он.
Подтверждение этому мы получили от другого нашего читателя - Михаила В. Коробка его "десятки" отказала во время движения на скорости 20 км/ч (на второй передаче) прямо посреди перекрестка. Скорость невелика, но застрять на перекрестке - перспектива, согласитесь, не из приятных.
Почему же тогда завод, решившийся на серьезный шаг, молчит? Может, стоит предупредить автовладельцев о соблюдении мер предосторожности, о порядке замены и так далее. Даже если реальной опасности нет, диалог между заводом и потребителями необходим. Отсутствие информации, как известно, порождает слухи, сплетни, бросает тень на тех, кто хранит молчание.
ХОЧЕТСЯ "ПОСТЕПЕННОСТИ"
Собрав информацию, мы направили письмо президенту ОАО "АвтоВАЗ" Алексею Николаеву с просьбой обсудить на заводе возможность открытого отзыва с оповещением через СМИ. Чтобы все заинтересованные смогли вовремя узнавать о принятых заводом решениях, порядке замены, обращений на СТО и т. д. Вот какой ответ пришел к нам из пресс-службы АвтоВАЗа.
"Считаем ваше предложение конструктивным, заслуживающим внимания. Система открытого отзыва автомобилей с привлечением средств массовой информации существует в мировом автомобилестроении и имеет свои преимущества. Система оповещения через ГИБДД, используемая АвтоВАЗом, тоже позволяет оповестить всех владельцев отзываемых автомобилей. Учитывая сложившиеся традиции и ситуацию в России, считаем, что к отзыву автомобилей с привлечением прессы стоит подходить постепенно. Считаем нецелесообразным в один момент отказываться от работающей схемы и переходить на принципиально новые подходы".
РОЗЫСК ПО-СКРОМНОМУ
Итак, пресс-служба ссылается на систему розыска бракованных автомобилей через ГИБДД, не первый год практикуемую АвтоВАЗом. Наш читатель Василий Н. поделился с нами своими наблюдениями на сей счет. В одном из московских отделений ГИБДД он случайно увидел небольшое объявление на стенде: владельцам машин ВАЗ (с такими-то номерами кузова) следует явиться на ближайшую гарантийную станцию.
Можно подумать, что мы ходим в ГИБДД ежедневно, как на работу. Слава богу, нет, значит эффективность такого розыска все равно, что счастливый случай. О том, что ГИБДД особо не утруждает себя такого рода "поиском", убеждает и описанный выше визит на СТО "Строгино-ЛАДА" в феврале с. г. Мы оказались лишь вторыми клиентами, обратившимися за бесплатной заменой КП. А отзыв-то начался еще в ноябре 2000 года!
В общем-то это на руку заводу. Представьте себе, что будет, если к воротам вазовских станций разом явятся все владельцы отозванных "десяток". Где взять столько новых коробок? Но должен ли потребитель вникать в проблемы завода? Тем более, что можно разработать порядок обмена по записи, вызову и т. п.
Пока в Тольятти рассуждают о преимуществах различных систем, мы связались с Конфедерацией обществ прав потребителей и институтом "Общественный договор" и совместно направили в правительство предложение: внести поправку в закон "О защите прав потребителей", обязывающую производителей широко оповещать об отзыве брака через СМИ. Примут ли депутаты это уточнение, мы узнаем, скорее всего, еще до парламентских каникул, которые начнутся в августе.
ЗНАЙ, КАК ГОВОРИТЬ
Один владелец "сто третьей", узнав от нас об отзыве, позвонил на все ту же СТО "Строгино-ЛАДА" прямо с редакционного телефона. Вежливо-просительно (так уж мы привыкли общаться с "гарантийкой") говорил, что хочет поменять коробку, пока вполне исправную, но "потенциально опасную". Ответ гласил: "Когда сломается, тогда и приезжайте".
Читатель вопросительно поглядел на нас - мол, в чем дело? Мы взяли трубку у незадачливого просителя и позвонили сами. "Инженера по гарантии, пожалуйста! Нас интересует профилактическая замена коробки в сборе на VAZ 21103, начатая по предписанию АвтоВАЗа". И сразу в ответ другим тоном: "Приезжайте..."
Воспользуйтесь этим, если хотите поучаствовать в вазовском отзыве.