"свободные руки" и в россии

"СВОБОДНЫЕ РУКИ" И В РОССИИ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/СВЯЗЬ

"СВОБОДНЫЕ РУКИ" И В РОССИИ

ЕХАЛ, ПОЗВОНИЛИ, ОЧНУЛСЯ - ГИПС...

ТЕКСТ / АНДРЕЙ САВРАСОВ

Обратите внимание: некоторые, ранее непривычные и поначалу раздражавшие нас картины дорожной жизни стали настолько обыденны, что мы уже их не замечаем, а тем более, не осмысливаем. Едет, например, новенькая иномарка. Хозяин ее всем своим видом подчеркивает собственную значимость: к уху прижат сотовый телефон, безразличие ко всему, что за окнами, включая дорожную обстановку...

За границей этим уже переболели и подобного сегодня там не увидишь - за прижатый к уху телефон придется в буквальном смысле дорого заплатить.

Теперь это поняли и у нас. В апреле 2001 года вступило в действие Постановление № 67 Правительства РФ, дополнившее пункт 2.7 ПДД таким текстом: "Водителю запрещается... пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук".

Поговорим же об упомянутых "технических устройствах", объединенных общим названием "хэндз фри" (свободные руки). По аналогии с автомобильными запчастами, они могут нести марку производителя телефона (Nokia, Motorola, Siemens и др.) или же логотипы специализированных фирм, что практически не влияет на качество. Все эти изделия чрезвычайно просты и, как следствие, надежны в работе. Самые дешевые стоят от $10 до 40, представляя собой соединенные проводками миниатюрные наушник и микрофон, подключаемые шнуром к телефону. Если в комплект входит специальная кнопка, на вызов можно не отвечать, но чаще ее нет и соединение происходит автоматически, даже если в данный момент вам не до разговоров. Другой недостаток простейшего "хэндз фри": каждый раз, садясь или выходя из машины, надо вставлять или выдергивать крошечный штекер (можно повредить гнездо в телефоне, особенно впотьмах), да и инородное тело в ухе не добавляет комфорта.

Более удобны системы громкой связи. Когда в комплекте только микрофон и динамик, подключаемый в гнездо прикуривателя, цена обычно не превышает $30, и все устройство легко перебросить с одной машины на другую. Система, устанавливаемая стационарно, стоит $80-200 и включает еще держатель для телефона с контактами, зарядное устройство и базовый блок. Как правило, она автоматически приглушает магнитолу во время разговора и располагает выходом для подключения внешней антенны, снижая уровень излучения в салоне.

Не требуют специального монтажа системы, где в качестве громкоговорителя использована магнитола - просто вместо кассеты вставляют базовый блок. Естественно, приходится выбирать между музыкой и связью. Недостаток автоматической громкой связи - внезапность соединения с нежелательным абонентом да еще в неподходящий момент. Например, звонит дама, о существовании которой не должна знать другая, что сидит рядом с вами...

В самых дорогих "хэндз фри" (от $300) есть функция голосового управления. В сочетании с таким же "умным" телефоном она позволяет не только разговаривать, но и принимать и отклонять вызовы, набирать номер, рыться в записной книжке и т. д., понятное дело, не отрывая рук от руля. Иногда заморская техника не понимает по-нашему, но выучить два десятка английских или немецких слов, из которых половина - цифры ("уан", "цвай" и т. д.) способен даже герой анекдотов про "новых русских".

Описать подробно все разнообразие устройств "свободные руки" и привести цены каждой модификации для десятков существующих моделей телефонов не представляется возможным. Тенденция же в общем такова. К новой, только появившейся на рынке модели телефона можно купить лишь оригинальные аксессуары, и весьма недешево. Другие, подешевле, от иных производителей, появляются позднее, но не ко всем моделям. К устаревшим образцам выбор "хэндз фри" невелик, но такие "неликвиды" стоят копейки.

Впрочем, учитывая, что сотовых телефонов в России меньше трех миллионов, подавляющее большинство наших читателей, узнав о "хэндз фри", может посчитать, что это их не касается. Не будем спешить. Новое дополнение к Правилам на самом деле имеет отношение ко всем, кто хотя бы изредка выезжает или выходит на дорогу. Помните плакат: "Пьяный за рулем - преступник"? Теперь то же самое можно сказать и про тех, кто, управляя машиной, схватился за телефон. И доказать этот факт при ДТП заинтересован прежде всего другой его участник, который, возможно, и не собирается покупать "мобильник" ни сегодня, ни завтра.

Случись авария, самое время позаботиться о "вещдоках" - кто знает, в какую сторону повернет дело следователь... И очень важно проследить, чтобы инспектор внес в протокол факт наличия и модель аппарата. Впоследствии, если потребуется, ваш адвокат, запросит у оператора сети точное время звонка.

Но неужели новое постановление реализует себя только в делах о ДТП? А как же профилактика? Увы, уровень законопослушности у нас не дотягивает до европейского, и можно предвидеть, что многие как пользовались обычным "мобильником" в машине, так и будут пользоваться. Тем более, что наказание у нас пока смехотворное (в отличие от западных): предупреждение или штраф 20 рублей - 0,2 МРОТ (ч. 8, ст. 115 КоАП).

Простейшее устройство "хэндз фри": наушник, микрофон с кнопкой и штекер для телефона.

Громкоговорящий комплект питается от бортовой сети - на корпусе динамика штекер для подключения в гнездо прикуривателя.

Подпишитесь на «За рулем» в