День за днем 5665 км: Chevrolet Cruze
С другой стороны – какой седан может честно отработать и универсалом для шоппинга, и полноценным семейным транспортом при выездах на природу? И все это за очень скромную цену!
Как он выглядит?
Чемпионская генетика
Помнится, когда на выставочный подиум выкатили «Круз» в гоночной версии WTCC, от его форм буквально захватывало дух. Однако серийный «Круз» от спортивного отличается разительно, причем не только начинкой: с многотиражного варианта словно ветром сдуло и расширенные колеcные арки, и аэродинамический обвес. А кургузый на вид хэтчбек и вовсе кажется припавшим на передние колеса: длинный передний свес утяжеляет силуэт, а задняя часть кажется недогруженной. Зато на реверсе можно смело парковаться к любому бордюру, не опасаясь за здоровье бампера.
Массивный крестоносный «намордник» мало того, что висит низко, так еще и снабжен микроскопическими аэродинамическими щитками, которые словно умоляют отпустить их на свободу, оторвав о ближайшее препятствие. Впрочем, есть у большущей пластиковой детали и положительные стороны: точки крепления и материал подобраны настолько удачно, что легкие контакты грозят разве что заменой рамки номерного знака. Что, конечно, куда дешевле даже самого примитивного кузовного ремонта.
Боковины расчерчены прямыми линиями – просто и внятно. Бесхитростно? Пожалуй. Зато незамысловатый рельеф позволил визуально уравновесить большую площадь остекления. Получилось удачно: с одной стороны, видно отлично, с другой – автомобиль создает приятное ощущение защищенности. На обзорность работают и внятных размеров наружные зеркала, способные отчасти компенсировать традиционную для пятидверок «пейзажную недостаточность» заднего окна. С видом вперед тоже на первый взгляд все в порядке. Однако такое впечатление – результат иллюзии, которую создает светлая обивка передних стоек: они кажутся незаметными, но способны скрыть за собой целого пешехода. Да и выступающий нос никак не облегчает задачу маневрирования в узком пространстве. В общем, «Крузу» бы не помешал не только задний, но и передний «парктроник». Ну а новоиспеченному «крузоводу» можно смело посоветовать провести полчаса на площадке в компании полосатых конусов, дабы точно уяснить, где у машины «края».
Какой он внутри?
Дороже денег
Впервые разглядывая светлую материю подушек сидений и обтянутые тканью панели, я с грустью думал, во что вскоре превратится эта светлая серость. Однако через шесть без малого тысяч верст выяснилось, что даже не очень аккуратный человек (вроде меня) не в состоянии нанести обивке сколь-либо серьезный урон. Более того, показавшаяся на первый взгляд хлипкой ткань сидений с честью вынесла все мои выходы и посадки, ни намеком не обнаружив усталости.
Вообще, салон «Круза» требует его как следует распробовать. При первом взгляде обращаешь внимание разве что на простецкие материалы, и только потом замечаешь, как хитро заплетены незамысловатые линии интерьера. Кстати, блок микроклимата – большая победа дизайнеров «Шевроле»: кондиционер удивительно ловко прикидывается климат-контролем. Да и вся центральная консоль выглядит куда дороже своих денег. И эта «финансово-потребительская» формулировка вообще могла бы стать слоганом, продвигающим «Круз» на любом рынке.
Между передними креслами примостился объемный бокс, в недрах которого обнаружился разъем AUX. В отличие от USB, он не в состоянии зарядить мобильный телефон, зато абсолютно всеяден. А для зарядки в салоне имеются аж две 12-вольтовых розетки. Одна из них, правда, прячется в ногах задних пассажиров, но для снабжения электричеством не постоянно востребованных гаджетов сгодится и она. Во время прохватов на дальние дистанции передняя розетка использовалась для радар-детектора или навигатора, а из задней части тянулся кабель к смартфону, планшету и прочим потребителям.
Кстати, о смартфонах. На первый взгляд, дешевый «Круз» не создан для общения с актуальными гаджетами. Однако ниша в верхней части центральной консоли надежно фиксирует любой аппарат – нужно только правильно подобрать чехол или бампер. Едва ли дизайнеры по интерьеру осознанно подразумевали такую возможность, но если так – я прощаю им тусклый двухстрочный дисплей: закрыть его смартфоном – правильное решение.
А как «Круз» относится к гостям дивана? Он им радуется. Принимает через широкий дверной проем и не заставляет массировать спину водителю. Да и центральный тоннель невелик – так что можно ездить и втроем, если недалеко.
Пожалуй, единственный минус, отмеченный за время эксплуатации – водительский ремень безопасности, цепляющийся за длинную ручку регулировки угла наклона спинки. Привыкнуть к нему я так и не смог.
Как он едет?
Мешать и перемешивать
За три месяца я ни разу не пожалел о том, что мой «Круз» оснащен ручной коробкой. В процессе общения с хэтчбеком понял, что взбодрить силовой агрегат можно, только полностью взяв управление коробкой на себя. Передачи включаются четко даже несмотря на то, что ходы рычага поначалу кажутся длинноватыми. У некоторых моих коллег возникали претензии к информативности педали сцепления. В принципе, если поставить себе целью трогаться без подгазовки, работая только левой педалью (что весьма полезно, когда под колесами чистейший лед), то нетрудно заглохнуть – но скорее от недостатка момента на «низах», нежели из-за проблем с «прозрачностью» привода.
Вообще с мотором лучше не церемониться: «пинать» двигатель акселератором нужно щедро и от души – иначе заурядный обгон на трассе превращается в чрезвычайно рискованный трюк.
С управляемостью все оказалось еще интереснее. Мало кто читает, что написано на табличке, украшающей проем водительской двери, – да и что там может быть любопытного? В случае с «Крузом» – масса. Разработчики этой машины всерьез предлагают покупателям заняться настройкой шасси, пусть и на самом примитивном уровне – поиграв давлением в шинах. Мне машина досталась с «дежурной» двойкой и поначалу вызвала приступ неудовольствия: особенно трудно давалось поисковое руление в затяжных поворотах. Но подняв давление в шинах до рекомендованных 2,2 бара, я подверг его значительному апгрейду, превратив в адекватный и понятный автомобиль. Для прохватов на большие расстояния создатели и вовсе рекомендуют забивать в баллоны еще по пол-атмосферы: этот режим именуется навевающим тоску словом «эко».
Попробовал. Выяснилось, что экономичность в наших условиях куда больше зависит не от давления в шинах, а от режима движения. Чем больше рваных ускорений, тем чаще приходится прикладываться к шлангу на АЗС. А то мы раньше этого не знали!
Логично, что с увеличением давления в шинах машина становится жестче – и существенно. «Круз», у которого в колесах по «двоечке», – это выдающийся борец с русскими направлениями. Правда, полностью раскрыть этот талант «крестоносца» смогут только жители провинции. Желательно уехать от Москвы подальше, чтобы «Круз» показал свое истинное предназначение. Неровности машина отрабатывает округло, не позволяя водителю и пассажирам страдать от повышенных вибраций и ограждая их от лишнего шума.
Что он возит?
Не хлопать дверью!
Отчего-то считается, что грузовместимость хэтчбеков категорически уступает аналогичному параметру автомобилей с трехобъемным кузовом. Мне представился случай перегружать комплект оборудования для полноценной съемочной бригады (пять штативов, не считая кейсов с техникой и прочих «легких увлечений») из хэтчбека в седан и обратно, и в процессе выяснилось, что пятидверка как минимум не уступает более солидному на вид родственнику, а в предельных возможностях – и вовсе его превосходит.
Части спинки дивана падают вперед без лишних уговоров, а пол хоть и не получается идеально ровным, но не осложняет погрузочно-разгрузочные операции. Багажная полка также не доставляет неприятностей, а посетовать можно разве что на саму заднюю дверь. То ли амортизаторы, принимающие на себя тяжесть «створки», слабоваты, то ли сама «калитка» тяжеловата, но ее край входит в контакт с бампером, оставляя на его пластиковом теле неприятного вида шрамы. Так что проявляйте бдительность.
Сколько он стоит?
Экономическая теория
«Круз» – неоднократный лауреат топов нашей рубрики «лучшая покупка», и факт этот говорит сам за себя. В случае с «Крузом» правда состоит в том, что выбирать покупателю «Шеви» особенно не из чего. Моторов на выбор два, и ни один, как мы знаем, не является подарком драйверу. «Автомат»? Неплох, но человек рачительный может и с «мешалкой» поездить, сэкономив таким образом целых 35 тысяч. Получается, что базовый хэтчбек в комплектации LS стоит 599 тысяч. За эту некрупную сумму покупатель получит в свое распоряжение машину, водруженную на стальные 16-дюймовые диски, а внутри обнаружится сносная «музыка», а также непритязательная тканевая обивка сидений. Доплачивать придется и за кондиционер, и за обогрев сидений, а руль нельзя регулировать по вылету, сколько ни доплати.
Поневоле задумаешься о покупке хэтчбека в комплектации LS. Такая машина стоит уже 664 тысячи и располагает кондиционером, шестью подушками и полным комплектом электростекол. Доплатить можно разве что за задний парктроник. Впрочем, гаражные мастера могут его установить и дешевле, чем за 10 тысяч, которые с вас возьмет дилер.
Словом, вот она – воплощенная в металле и пластике необходимая достаточность: автомобиль в практичном 5-дверном кузове с разумным набором оснащения и непритязательным мотором, работающим в паре с 5-ступенчатой «механикой». Мощность мотора, правда, сулит расстройство. И дело даже не в том, что 109 сил не в состоянии обеспечить достойную динамику, а в том, что платить за них придется по повышенной налоговой ставке. Неужто так сложно было сертифицировать двигатель как 99-сильный?
Будем брать
Доступный «Круз» оказался тем, кем и должен быть – практичным транспортным средством на каждый день. Но при этом он приятно удивил дружелюбием внутреннего пространства, сносной «музыкой» и общей практичностью, которую оценят и спокойные семейные люди, и неспособная усидеть на месте молодежь. Не хватает машине разве что темперамента. Так что остается радоваться, что у нас за небольшой объем лошадиных сил и ньютон-метров просят такие же небольшие деньги. Честность – превыше всего!