Мы будем жить теперь по-новому
АКТУАЛЬНО
/ЗАКОН
МЫ БУДЕМ ЖИТЬ ТЕПЕРЬ ПО-НОВОМУ
БЛАГОДАРЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
ТЕКСТ / ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ
Кто хотя бы раз не давал себе слово начать с Нового года новую жизнь? Теперь у российских автомобилистов это произойдет само собой. С 1 января 2003 года должен вступить в действие закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ЗР, 2001, № 6), принятый недавно Госдумой во втором чтении.
Сначала о формальном нововведении. На ветровом стекле кроме талона техосмотра появится специальный знак, выдаваемый владельцу при страховании вместе со страховым полисом. Последний будет включен в число документов, которые обязан иметь при себе водитель. С 1 июля 2003 года незастраховавшемуся грозит штраф в размере от 5 до 8 МРОТ (сегодня это 500-800 рублей), а рассеянность ("забыл полис дома") обойдется в 0,5 МРОТ.
В случае ДТП возмещение потерпевшему выплатит страховая компания: до 160 тыс. рублей на лечение и до 120 тыс. на ремонт машины. Если пострадало более одного человека и поврежден не один автомобиль, суммы страховых выплат могут быть повышены соответственно до 240 и 160 тыс. рублей. Подчеркнем, что эти деньги предназначаются всем потерпевшим в аварии, кроме ее виновника.
А как быть, если виновник ДТП скрылся или не застраховал свою ответственность? Или же его страховая компания успела обанкротиться? В этих случаях потерпевшие получат компенсацию из специального фонда, создаваемого профессиональным объединением страховщиков (а не государством, как предлагалось ранее). Наполнение такого фонда - процесс небыстрый, поэтому компенсационные выплаты начнутся лишь с 1 января 2004 года.
При втором чтении в законопроект внесли очень важное дополнение: действие страхования распространяется не только на дороги, но и на прилегающие к ним территории - дворы, автостоянки, АЗС и т. п.
Корреспондент ЗР побывал по трем адресам, чтобы получить у лиц, причастных к созданию закона, компетентные комментарии.
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ
Владимир Тарачев, зам. председателя кредитного комитета Госдумы, представлявшего депутатам законопроект, сказал:
- Новый закон гарантирует всем участникам движения выплату возмещения за вред, причиненный в ДТП их личности или имуществу. Такую гарантию трудно переоценить: ведь по статистике удовлетворяется только 8% судебных исков, да и то в минимальном объеме, а выплаты растягиваются на много-много лет... Это подталкивает к возмещению убытков не правовым путем, а "по понятиям". Теперь, наконец, отношения сторон ДТП будут выведены из полукриминальной области. В частности, на дорогах исчезнут так называемые "подставы". Они станут просто бессмысленными, ведь жулью придется иметь дело не с запуганными простаками, а со страховыми компаниями.
Чрезвычайно важна, по словам Тарачева, и попытка воспитать автовладельцев рублем: размер страхового взноса, согласно законопроекту, зависит от дисциплинированности водителя. Если на его счету авария, управление в нетрезвом виде и т. п., взнос будет умножаться на специальные повышающие коэффициенты. В связи с этим наверняка уйдет в прошлое продажа автомобилей по доверенности: кому охота платить за чужие грехи?
Вот мы и подошли к самому "горячему" вопросу: а сколько будет стоить обязательное страхование? Законодатели не назвали конкретных цифр - их установит и будет регулировать правительство. Но написали, что при расчете страховых тарифов должны учитываться тип транспортного средства, территория его преимущественного использования, сезонность эксплуатации, персональные характеристики водителя (стаж, возраст, дисциплинированность и др.).
- Предварительные, неофициальные расчеты показывают, - говорит Тарачев, - что в Москве владельцу среднестатистических "Жигулей", имеющему пятилетний водительский стаж, годовой страховой полис обойдется в 1500 рублей, а такому же владельцу, к примеру, в Брянске - в 600. Ошибиться со страховыми тарифами очень опасно: ведь при заниженных обанкротится страховая компания, а при завышенных люди просто не будут законопослушны и не станут страховаться. Поэтому мы дали правительству право изменять тарифы два раза в год. Я уверен, что со временем их отрегулирует сам рынок, и вмешательство государства станет ненужным.
В ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ ГИБДД
Начальник отдела административной практики и дознаний ГУ ГИБДД МВД России Владимир Кузин:
- Мы поддерживаем концепцию этого закона от начала до конца. Почему? Прежде всего потому, что совершение ДТП станет экономически невыгодным из-за повышающих страховой взнос коэффициентов. Во-вторых, можно будет значительно упростить процедуру оформления ДТП. В случае мелких, "бескровных" происшествий гражданам не придется по несколько часов ждать прибытия сотрудников ГИБДД - стороны смогут разъехаться, обменявшись копиями страховых полисов (я не вдаюсь сейчас в детали этой процедуры). В-третьих, многократно уменьшится поток жалоб, которые нам приходится рассматривать. Люди пишут, что якобы не согласны с вынесенным решением, хотя в абсолютном большинстве случаев просто оттягивают таким образом срок оплаты ущерба потерпевшему... Силы, занятые этой непродуктивной работой, мы сможем использовать в более благих целях.
В то же время Владимир Кузин предвидит серьезные проблемы, с которыми столкнется ГИБДД. Ведь на нее возлагается весь контроль за обязательным страхованием - при регистрации транспортных средств, техосмотрах, надзоре за движением. А создание федеральной информационной базы! За минувший год по официальной статистике водители нарушили ПДД 42 миллиона раз, и каждое нарушение, в идеале, надо внести в базу, заполнив карточку определенной формы... Эти дополнительные нагрузки лягут на ГИБДД тяжким бременем.
- И все же, - повторяет Кузин, - мы ярые сторонники принятия этого закона. Считаю, он будет работать. Ну а шишки на первых порах всегда неизбежны.
ВО ВСЕРОССИЙСКОМ СОЮЗЕ СТРАХОВЩИКОВ
Председатель союза Александр Коваль:
- Сегодня есть уверенность, что в третьем, "стилистическом" чтении закон будет принят. Но чтобы он заработал, предстоит сделать еще очень многое - начиная с таких относительных мелочей, как форма полиса и знака на ветровом стекле, и кончая внесением изменений в массу нормативных актов (в том числе в ПДД). И все же я оптимист. До 1 июля 2003 года, полагаю, успеем.
Действующий закон об обязательном страховании гражданской ответственности позволит России включиться в европейскую систему "зеленой карты". Это, по словам Коваля, реально уже в первой половине 2003 года:
- Наш полис получит тогда хождение на территории Европы.
Для тех, кто ездит на Запад, это выгодно и удобно. Выгодно и стране в целом: ведь мы, не секрет, ездим в Европу активнее, чем они к нам, оставляя десятки миллионов долларов на счетах польских и германских страховых компаний. Эти деньги будут оставаться в России, работать на Россию...
"А может, на российских страховщиков?" - ехидно спросит читатель. Здесь пора поставить точку над "i". Страховое дело, как всякий бизнес, должно быть прибыльным. Но манны небесной страховщикам новый закон не сулит - он ограничивает их прибыль 5 процентами суммы страховых взносов.
В ПЕРЕУЛКЕ
Ну а что думает о грядущем крутом повороте автомобильной жизни обыкновенный автолюбитель? Наши читатели, несомненно, выскажутся на эту тему, а пока было решено остановить первого, кто проедет по Селиверстову переулку мимо редакции. Им оказался владелец "десятки" с госномером с101тн Александр Парфенов - бывший офицер Советской Армии, водитель с 30-летним стажем.
- Замечательный закон! - сказал он. - Не слишком обременительный годовой взнос (стоимость всего нескольких заправок!) позволит мне не бояться бандитов с их "наездами". Равно как и недобросовестного инспектора, который может что-то переиначить в протоколе в ущерб моим интересам. Всем этим будет заниматься моя страховая компания.
И НАПОСЛЕДОК
Наши собеседники с гордостью говорили, что с принятием нового закона Россия вольется в лоно цивилизованных стран. Это так, но... как оно будет звучать на фоне давки у дверей страховых компаний в конце июня 2003 года? 90% индивидуальных автовладельцев поедут страховаться в последний момент - это по-нашему! Таков напоследок еще один прогноз, он же намек...
ВОЗМЕЩЕНИЕ
ЗА УЩЕРБ В ДТП
БУДЕТ ГАРАНТИРОВАНО КАЖДОМУ.
НО - НЕ ВИНОВНИКУ!
НА ДОРОГАХ ИСЧЕЗНУТ "ПОДСТАВЫ".
"УМРЕТ" И ПРОДАЖА
ПО ДОВЕРЕННОСТИ
ПРИ МЕЛКИХ ДТП
МОЖНО БУДЕТ РАЗЪЕХАТЬСЯ,
НЕ ВЫЗЫВАЯ ГИБДД
НАШ СТРАХОВОЙ ПОЛИС
БУДЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ
И В ЕВРОПЕ