По Камчатке на Land Rover Discovery: куда не ходят поезда
Кажется, можно сколь угодно долго разглядывать косолапых в заповеднике, в специально отведенном для этого месте. Гурманы, они приходят кормиться идущей на нерест красной рыбой. Косятся,конечно, но ничего, привыкли к посетителям, а потому – без агрессии. Здесь, невзирая на отсутствие каких-либо серьезных для медведя препятствий, все-таки чувствуешь себя хозяином природы. Ведь рядом неотступно маячит человек с ружьем, в случае чего хотя бы отпугнет зверя.
И совсем иное ощущение, когда, выйдя из палатки, слышишь от соседей: «Мишка под утро приходил!». Сначала не доходит: какой такой Мишка – очередной знакомый? Вон сколько вокруг народу, машин. А потом видишь в дорожной пыли след и, даже не будучи охотником, легко догадываешься, кому принадлежит этот овальный набор пятипалых подушечек размером в полторы ладони взрослого человека. А по лагерю как эхо: «Ну вот, все мясо сожрал… Собаки молчали, ни звука… Да нет, небольшой, года три… Пошел на соседнюю речку рыбку ловить».
МАРШРУТ ДНЯ
Такая она, Камчатка: отъехал от цивилизации километров на тридцать-сорок – и асфальт закончился. Еще немного, и крупный (прощайте, шины!) гравий сменяется щебеночно-пыльными проселками, а то и просто направлениями, накатанными среди сопок по камням, кустарнику, руслам пересохших рек, полям недотаявшего снега (его тут наметает с головой). И ведь не поверил бы, но кое-где по краям дорог торчат вешки из буровых труб метров по шесть-восемь! Причем, по словам аборигенов, к концу зимы их еще наращивают, порой не раз. Надо видеть эти прочнейшие толстостенные столбы, лихо закрученные весенними селями и паводком.
Да, природа здесь буйствует от души. И радует глаз разнообразием: густая зеленка местного лиственного леса по фактуре чем-то напоминает субтропики – чего стоит трава в два метра высотой. Чуть проехали, и открылась голая, как коленка, продуваемая ветрами кальдера вулкана Горелый – огромная, 12-километровая в диаметре котловина на высоте около 1000 метров. Здесь наш первый, базовый лагерь: палатки, костерок. И градусов восемь за бортом.
Гордость и местная достопримечательность – геотермальная электростанция у подножия другого вулкана, по имени Мутновский. Тут же компактная долина гейзеров. Увы, в нашем случае напрочь затянутая вместе со станцией густым туманом, навалившимся откуда-то из-за сопок: 20 метров видимости и, наверное, 200 процентов влажности. Любуюсь ледяными пещерами, возникшими в результате выхода воздуха в периоды былой активности, и кекурами – застывшей лавой самых причудливых форм.
Если не пугает дорога, стоит взглянуть на термальные источники у реки Опала, где бьют ключи с температурой воды 74 градуса по Цельсию. Своеобразное местечко из-за скопления народа. Кто-то из наших даже остроумно нарек его местным Селигером. Но ведь отпускает, расслабляет душу, когда вот так, на природе, хорошенько пропаришься в горячей «ванне»! Ей, на мой вкус, даже в подметки не годятся многочисленные цивильные бассейны, разлитые ближе к цивилизации. А сколько здесь, уютно прислонившись к бортику, выслушаешь новостей, рассказов да и просто баек… Полный, с подробностями, путь нашей экспедиции, например.
Иногда даже не верится, что только любовь к природе или рыбалке заставляет местный и туристический люд вот так трястись по нескольку часов кряду. Причем с детьми, женами и собаками. Но ведь едут! Кто на ту же Опалу, некоторые дальше, к вулкану Толбачев, нынче вовсю проявляющему активность. А это, между прочим, день (примерно 500 километров пути) вдали от цивилизации, без сотовой связи. Едут, не боясь переменчивой камчатской погоды, которая и дождичком брызнет, и солнышком пригреет, а то и ледяным туманом укутает так плотно, что лучше бы уж водой поливала.
Транспорт для путешествий специфический – вахтовки всех мастей, поставленные на шасси грузовиков повышенной проходимости. А также лифтованные по полной (аж смотреть страшно!), на правильных бездорожных шинах праворульные «японцы» родом из 1990-х – начала 2000-х. Очень часто уже без декоративного пластика, бамперов, зато с брызговиками: гаишники, оказывается, жестко требуют.
ДИСКО-ШОУ
Как я уже говорил, основной транспорт на полуострове – вседорожники всех классов и мастей. Среди них неожиданно встречаются и современные, «Мицубиси-Аутлендер» например. Чувствуется, в Петропавловске-Камчатском прижились официальные дилеры, в первую очередь, естественно, из Страны восходящего солнца. Мною замечен «Дастер» – значит, и «Рено» не отстает. Тем не менее численное преимущество по-прежнему за проверенными временем и камчатскими дорогами праворульными полноприводниками, причем основная их масса – с неприхотливыми дизельными моторами родом из прошлого, переваривающими буквально всё. Ведь 95-й бензин да и солярка здесь «за сорок». Как говорится, завидуй, Москва!
Естественно, местное население встретило английские вседорожники с огромным интересом и вниманием – как если бы мы приехали, скажем, на «Феррари». Примелькавшиеся у нас «дискавери» в местном ландшафте выглядят словно представители другой планеты. Более того, по слухам, в аэропорт Елизово, место встречи нашей команды, начали стекаться в поисках запчастей владельцы нескольких «ленд-роверов», волею судеб занесенных на Камчатку. Так что должный эффект был произведен. И на протяжении всего маршрута, особенно в труднопроходимых его частях, машины постоянно были под прицелом фото- и видеокамер.
И вполне заслуженно! Ведь те же пневмоподвески весьма кстати на местном бездорожье, равно как и регулируемый благодаря им дорожный просвет. Конечно, в определенных ситуациях «диско» выступал скорее в роли обычного кроссовера, который водители при поддержке инструкторов аккуратно «переносили» через огромные каменюки, торчащие то там, то сям. Надо признать, рамные и хорошенько поднятые камчатские монстры и их водители куда увереннее чувствуют себя в родной стихии. Зато в «Дискавери» гораздо комфортнее, в том числе акустически. В нем ты несравненно лучше защищен от всепроникающей вулканической пыли, да и климатик справляется со своей работой прекрасно. Кстати, местные часто переделывают кондиционеры в компрессоры для подкачки шин: дескать, на таких ухабах система все равно долго не живет – утечки. Ну а открытые окна, когда пыль столбом, сами понимаете, не лучший вариант.
Отдельный бонус «диско» получает за простую и понятную трансмиссию, которая на разнообразном, включая рыхлый снег, бездорожье позволяет прямо-таки жонглировать автомобилем. Словом, было чем потешить любопытство окружающих.
Ах, какая, наверное, здесь рыбалка!.. Ведь так и не попробовал, не хватило времени. Вот ягод поел вдоволь, их можно просто собирать губами. С оглядкой, правда, – ведь за пригорком легко наткнуться на косматого конкурента. А вообще, Камчатка затягивает: природа, виды, даже переменчивая погода – все здесь как-то по-своему. Ее, наверное, так и надо открывать для себя – с палаткой, хорошим вседорожником и обостренным чувством неизведанного. А неизведанного для меня осталось как минимум на еще один визит в эти красивейшие края.