На чужбине
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/РЕВИЗОР
НА ЧУЖБИНЕ
"ЖИГУЛИ" И "САМАРЫ" СОБИРАЮТ ПО НОВЫМ АДРЕСАМ
ТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРЮКОВ
ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ
"Шестерка" переехала. И хотя на радиаторе все еще красуется волжская ладья, собирают ее, как уже писал ЗР, в Ижевске. Отдавать свои модели на сторону ВАЗу не впервой: уже несколько лет прописаны в Сызрани "девятки", не говоря уже о других менее масштабных примерах. Как же адаптировались переселенцы к новому климату? Решили увидеть все собственными глазами, для чего посетили оба завода.
"ИЖМАШ-АВТО", ИЖЕВСК
Здесь делают только кузова. Остальные комплектующие поступают с ВАЗа или от его фирменных партнеров. Волжский автозавод делится и производственным оборудованием. Пока передача кузовной оснастки не закончена, часть крупной штамповки (пол, крышу, детали боковин и т. д.) везут из Тольятти, остальное изготавливают на месте. Оттуда же, судя по всему, привезен огромный кондуктор, где вручную (!) сваривают остов будущего автомобиля.
Понятно, роботов сократили не от хорошей жизни: мала программа (в этом году - 45 тыс. автомобилей) - не окупятся. Вот только сможет ли человеческий фактор на равных тягаться с автоматикой? Особенно после праздников. Чтобы не гадать, процесс опекает контролер, скрупулезно учитывающий количество, качество и расположение точек сварки.
Готовые каркасы загружают на конвейер вперемежку с "одовскими". Далее они идут вместе, обрастая навесными деталями: дверями, капотами, крышками багажника... Здесь же убирают мелкие дефекты: вмятины, нестыковки и т. д. Это, наверное, самое шумное место в цехе - стук жестяницких молотков не стихает ни на минуту. На выходе - очередной контрольный пост. Здесь - обязательная для всех проверка зазоров, швов и кривизны поверхностей. Наряду с этим, ежемесячно один из кузовов отправляют "на геометрию", где трехкоординатная итальянская измерительная машина "Дельта-ЗД" сверяет пространственное положение его контрольных точек.
Процесс грунтования - катафорезный, отлично зарекомендовавший себя на вазовских переднеприводниках. В Тольятти на "Жигули", как на устаревшую модель, его распространять не стали, а в Ижевске - пожалуйста: на хорошей основе и краска служит дольше. Особенно если это - металлик. Нынче им красят всего полсотни кузовов в месяц, и то вручную. Лишняя операция - покрытие лаком - пока не вписывается в жесткое конвейерное расписание, но в конце года нестыковку обещают ликвидировать.
Технология постепенного превращения голых кузовов в автомобиль целиком повторяет вазовскую: конвейеры, гайковерты, карусели и подъемные столы на автосборочных участках обоих предприятий одинаковы.
Готовые автомобили попадают на стенд с беговыми барабанами. "На бегу" проверяют работу двигателя, трансмиссии и тормозов. В сомнительных случаях машину отправляют на трек, где "гоняют", пока неисправность не дает о себе знать. Если диагноз поставлен, дальнейший путь автомобиля - на дефектный участок.
У бездефектных машин регулируют "сход-развал" и свет фар, причем углы установки колес выставляют, осадив кузов вниз за буксирные проушины - имитируют прогиб подвески при номинальной нагрузке.
Остается отдать дань экологии - привести в норму СО и СН и пройти дождевальную камеру. Протечек не обнаружено - машина уходит в накопитель. Не удовлетворяясь штампиками промежуточного контроля, ОТК раз в неделю проверяет "до винтика" выбранный наугад автомобиль.
Перед отправкой в сбыт "шестерки" дополнительно обрабатывают "Ваксойлом" - у них, в отличие от ИЖей, кузова неоцинкованные.
Вкладывать деньги в серьезную модернизацию VAZ 2106 в Ижевске не намерены. За год-два планируют внедрить только новые сиденья, дополнительный стоп-сигнал, шумоизоляцию да электрокорректор фар. Без них "Жигули" не соответствуют нормам безопасности.
"РОСЛАДА", СЫЗРАНЬ
Ассортимент тут побогаче. С конвейера сходят "девятки", "семерки" и "четверки". Последние обосновались в Сызрани совсем недавно. Производство сборочное - все комплектующие с ВАЗа или же от его поставщиков. Кузова поступают "голые" (окрашенные) и в сборе. После входного контроля их моют и отправляют в накопитель - четырехъярусный склад, а оттуда, по мере необходимости, на тот или иной конвейер.
В сборочном цехе - порядок. Причем не только визуальный. После затяжки ответственных соединений (рычаги подвески, опоры, задний мост и т.п.) рабочий меняет гайковерт на кисточку и краской пломбирует болт или гайку. Мало того, каждый автомобиль везет с собой по конвейеру личный паспорт с автографами исполнителей сборочных операций. Чуть что не так - слесарь получает штрафные баллы. Чем их больше, тем меньше премия. В общем, плохо работать невыгодно.
Все собранные автомобили настраивают и проверяют так же, как в Ижевске, - вазовский строгий закон един для всех. Каждую десятую машину тестируют на тормозном стенде "Бош". И горе той, что не сумеет уложиться в норму, - ее и девять предыдущих вернут на доработку.
Сызранские машины почти не отличишь от тольяттинских. "Самары", например, снабжены дополнительным стоп-сигналом и мягкой ковролиновой обивкой багажника. Для забывчивых изменили алгоритм выключения задних противотуманных фонарей. Теперь это делается автоматически при переходе с ближнего света на габариты. Таковы международные требования. Быстро отреагировать на них позволили относительно небольшие масштабы производства. В этом году здесь планируют собрать 34,5 тысячи автомобилей всех моделей.
В ТЕХЦЕНТРЕ "ЗА РУЛЕМ"
Одно дело - пройти вдоль сборочного конвейера, другое - примерить автомобиль "на себя". Ижевскую "шестерку" и сызранскую "Самару" мы взяли у официальных дилеров - в салоне "Сок-Авто".
Внешний вид машин удовлетворил - нет царапин, вмятин, комплектность полная. Знать, везли машины бережно, под присмотром. Убедившись в наличии масла, тормозной жидкости и "Тосола", пустили двигатели и отправились на базу, в техцентр "Тушино", где и продолжили осмотр с пристрастием. Зазоры, щели, качество окраски - как на привычных вазовских моделях. Лучше не стало, но и хуже - тоже.
VAZ 2106. Под капотом, на первый взгляд, все как надо. И клеммы аккумулятора покрыты защитным составом, и ремень генератора в меру натянут, и дополнительный антикор есть. Даже крышка корпуса воздушного фильтра в правильном, зимнем положении (на дворе был февраль). Но вот масла в картере двигателя многовато - почти два уровня - непонятная, да и ненужная щедрость. Подтеканий мы не обнаружили, значит, сальникам придется туго. Да еще свечи зажигания оказались разными. В первом и четвертом цилиндрах стоят штатные А17ДВР (с шестигранником "на 21"), в остальных - двухэлектродные NGK R1 BMW (с шестигранником "на 16").
Знакомое дело! Обычный итог разгрузки под девизом "время - деньги". Двигатели после пуска никто не прогревает, гоняя машины только на подсосе. Не всякая свеча такое выдерживает - приходится заменять чем попало. Именно так появляются на моторе первые "морщины".
В салоне, на полу обнаружили накладку от ручки открывания двери и болтающийся провод - он не был подсоединен к лампе освещения "бардачка". Мелочи - закроем на них глаза. Проверяем давление в шинах. Вместо положенных 1,7 атм в передних и "двойки" в задних манометр показывает 1,8 атм у всех колес, кроме левого заднего (1,6 атм) и запасного (2,0 атм).
Динамометрическим ключом проверяем снизу крепеж. Все затянуто, как подобает. В норме уровень масла в коробке и заднем мосту. А вот и отклонения - по шлангу гидропривода сцепления ползут капельки тормозной жидкости - недотянут штуцер в месте соединения с трубкой, да и свободный ход вилки выключения маловат. Дефект явный, странно, что не заметили на заводе.
VAZ 2109. В моторном отсеке и в салоне все ладно. Даже облицовку отопителя наконец-то изменили - и теперь правая нога водителя не застревает в узкой щели у педали газа. Масла в двигателе и коробке передач достаточно. Давление в шинах в норме. К затяжке крепежа тоже претензий нет. Не застопорен болт левого тормозного суппорта - пластина под ним не загнута.
Разочаровала антикоррозионная защита днища: посреди мощного слоя заводской мастики выглядывают островки загрунтованного металла - следы полосок бумаги, защищавшей от краски закладные гайки днища. Да и механических повреждений многовато. Значит, бережливому хозяину прямо из магазина надо ехать на антикор и платить за дополнительную обработку.
В завершение - проверка на дороге. Машины идут ровно, в стороны их не тянет, угрожающих звуков не слышно. Только у "Самары" покряхтывает панель приборов (вообще-то, рановато - в былые времена это наступало позже) да усилие переключения передач великовато (наверное, разработается). Хуже не стало, уже хорошо! В общем, никаких неожиданностей. От привычных ВАЗов автомобили отличаются в основном шильдиками под капотом. Брать можно.
В Сызрань прибыл поезд с ВАЗа...
На главном конвейере "Ижмаш-Авто".
Кузова на складе.
Тест на протечки.
Нелегкое ремесло сборщика.
Дань экологии.
В отсутствие робота.
ОТК ждет следующего.