"волговская" школа

"ВОЛГОВСКАЯ" ШКОЛА

ТЕХНИКА

/ИЗ ПЕРВОИСТОЧНИКА

"ВОЛГОВСКАЯ" ШКОЛА

МОДЕЛЬ

GAZ 3111 ПРЕДСТАВЛЯЮТ ЕЕ СОЗДАТЕЛИ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ БАТЬЯНОВ, ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ОАО "ГАЗ"

В августе 1998 года на Московском мотор-шоу ГАЗ впервые представил три "концепта": переднеприводный ГАЗ-3103, полноприводный 3104 и 3111 классической компоновки. Это стало итогом поисковых работ трех предыдущих лет: внутренняя дискуссия на ГАЗе окончилась в пользу "классики". Решающим фактором стала меньшая себестоимость модели, сохранившей технологическую общность с заднеприводной "Волгой" GAZ 3110.

При этом "одиннадцатая" вовсе не должна сменить массовую "десятку" - скорее, дополнить ее по части представительских функций. Изначально автомобиль позиционировался как более престижный и дорогой, аналогичный скорее модели 3102.

Показанный четыре года назад GAZ 3111 был автомобилем-макетом, "шоу-каром" с кузовом из углепластика на шасси модели 3110. Но уже тогда на ГАЗе испытывали первые прототипы: в мае 1998 года изготовили "мулы" (так их называют во всем мире) - носители агрегатов с кузовами GAZ 3110, но полностью новым шасси. В 1999-м тестовые программы начали выполнять опытные машины с полноценными оригинальными кузовами.

На этой стадии ГАЗ впервые привлек зарубежные инжиниринговые компании: в изготовлении "шоу-кара" участвовала американская "Венче индастриз"; проверочные и оптимизационные расчеты кузова проводили совместно с американской фирмой ЕТА.

Завершая исторический экскурс, отвечу на обидный упрек: дескать, "одиннадцатая" - та же "Волга" в измененном обличье. Да, общность с GAZ 3110 сохранили трансмиссия и зависимая задняя подвеска - при том, что в них внесены существенные изменения. Однако по совокупности других решений "Волга" GAZ 3111 - полностью новый автомобиль.

КУЗОВ

Одной из главных задач было увеличить салон. Нам это удалось: по сравнению с GAZ 3110 его полезная длина выросла более чем на 100 мм, и большая часть досталась задним пассажирам, в полном соответствии с "престижным" назначением машины. Прибавка длины позволила не только создать психологический комфорт, но и значительно улучшить эргономические параметры для водителя и пассажиров крупного телосложения. Свою лепту внесли рулевая колонка (см. ниже) и сиденье водителя с шестью регулировками.

Существенно увеличилась площадь дверных проемов - сзади они стали шире на 104 мм, что очень важно для удобного входа и выхода рослых людей. Поскольку двери имеют больший "размах", при открывании их можно зафиксировать и в промежуточных положениях.

Разумеется, кузов разработан с учетом перспективных требований по пассивной безопасности, в том числе по смещенному фронтальному и боковому ударам (Правила ЕЭК ООН R94, R95 и методика EuroNСAP). Жесткость, прочность и долговечность кузова - на уровне зарубежных аналогов.

ДВИГАТЕЛЬ

Основа "одиннадцатого" семейства - GAZ 31113 с двигателем ЗМЗ-4052. Этот бензиновый впрысковый двигатель из современной заволжской гаммы отличается от самого популярного в ней мотора ЗМЗ-4062 рабочим объемом: 2,5 л вместо 2,3. Прирост объема достигнут увеличением диаметра поршня с 92 до 95,5 мм. Одна из особенностей двигателя - отсутствие масляного краника: смазка подается в радиатор охлаждения, когда открывается специальный термоклапан.

Можно заказать автомобиль и с более экономичным двигателем ЗМЗ-4062, однако динамика у него будет скромнее. Предполагается оснащать GAZ 3111 и иными моторами. Сейчас проходят испытания машины с четырехцилиндровым дизелем ГАЗ-560.

Вообще, автомобилю такого класса просто необходим мощный двигатель - увы, пока ни ГАЗу, ни Заволжскому моторному похвастать нечем. Впрочем, нижегородская фирма "Техносервис" предлагает для новой "Волги" шестицилиндровый бензиновый мотор и автоматическую коробку передач "Тойота" (адаптацию этого силового агрегата мы проводили совместно). А вообще моторный отсек спланирован так, что на универсальный подрамник между широко разнесенными лонжеронами подмоторной рамы можно устанавливать и бензиновые, и дизельные двигатели рабочим объемом до 4,5л.

Новая "Волга" сертифицирована по нормам Евро II (хотя первые партии выпущены без нейтрализаторов).

ТРАНСМИССИЯ

Для GAZ 3111 выполнен новый гидропривод сцепления с пружинным сервоусилителем и оригинальным малогабаритным главным цилиндром. Коробка передач повторяет конструкцию GAZ 3110, но оснащена дистанционным приводом переключения, что позволило удобнее расположить в салоне рычаг и защитить его от вибраций.

Поскольку положение двигателя и колесная база изменились, карданная передача отличается от GAZ 3110; здесь применена новая, более надежная промежуточная опора.

Колея задних колес увеличилась, потребовав, естественно, удлинить полуоси и "чулки" заднего моста. Введены оригинальные приварные кронштейны для амортизаторов и стабилизатора поперечной устойчивости. Под будущую гамму двигателей разработаны главные передачи с передаточными числами 3,9 и 3,58.

ПОДВЕСКА

Передний "модуль" шасси вобрал в себя наибольшее количество новых решений. Они отрабатывались еще на передне- и полноприводных прототипах ГАЗ-3103 и 3104.

Прежде всего, в отличие от "шкворневой" подвески GAZ 3110, для новой "Волги" разработана оригинальная поперечно-рычажная подвеска передних колес с поворотной стойкой на шаровых опорах. Нижние рычаги опираются на подрамник, а ось верхних закреплена на литом кронштейне: он служит также опорой пружины. Предусмотрена эластичная опора оригинального амортизатора, пропущенного внутри пружины и опирающегося вильчатым концом корпуса на нижний рычаг через массивный сайлент-блок.

Главные отличия задней подвески от GAZ 3110 - применение стабилизатора поперечной устойчивости и иное, близкое к вертикальному, расположение амортизаторов. Эти меры улучшают устойчивость автомобиля, снижают продольные деформации рессор и колебания задней оси.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ТОРМОЗА

Рулевой механизм реечного типа со встроенным гидроусилителем разработан и поставляется заводом "Автогидроусилитель" (Борисов, Белоруссия). Агрегат потребовал длительной тонкой настройки, прежде чем удалось найти оптимальные характеристики гидрораспределителя, силового цилиндра, насоса и обеспечить эффективную работу усилителя и требуемое изменение реакции на руле.

GAZ 3111 - первый российский легковой автомобиль, в стандартное оснащение которого входит антиблокировочная система тормозов (АБС). При ее разработке мы обратились за помощью к фирме "Бош", которая и будет поставлять основные компоненты. В каждом колесном узле установлены зубчатые роторы и индуктивные датчики, передающие информацию о частоте вращения колес электронному блоку управления, интегрированному с гидроагрегатом. В случае блокирования любого из колес АБС сбросит давление в этом тормозном цилиндре, а затем снова восстановит его, работая циклично. Тем самым обеспечивается максимальная эффективность торможения, сохраняется управляемость и курсовая устойчивость при торможении на покрытии с разными коэффициентами сцепления.

ОБОРУДОВАНИЕ САЛОНА

Помимо внешней выразительности, которая дала пищу для дискуссий, автомобиль подтверждает свой "статус" стильным интерьером и богатой стандартной комплектацией.

Так, удобные замки российско-чешского СП "БраноРос" позволили сделать закрывание двери приятным на слух. Кроме того, центральная блокировка замков теперь базовое оснащение. К нему же относятся электростеклоподъемники и зеркала с электроприводом и подогревом.

Особое внимание уделили подсветке салона - впервые на автомобиле ГАЗ применен "вежливый" свет: он выключается с задержкой после закрывания двери.

Пожалуй, самым эффектным элементом интерьера стала элегантная комбинация приборов. Она оснащена системой диагностирования; стоит нажать две мини-кнопки - и оживают все стрелочные приборы, включаются сигнализаторы, демонстрируя работоспособность. Зрелище очень эффектное, особенно в сумерках.

Конструкторы учли недостатки нынешней серийной модели. В отличие от GAZ 3110, на "11-й" все кнопки и клавиши подсвечены. Новый центральный переключатель света очень удобен. Он управляет теперь работой всей наружной светотехники, включая передние и задние противотуманные фонари. Как пример работы над ошибками, упомяну подрулевые переключатели. На первых машинах они оказались слишком далеко от руля - увы, предусмотренные конструкцией изогнутые рычажки были еще не готовы. На серийных GAZ 3111 переключатели займут свое место.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Конструкторы вовсе не заканчивают работу, передавая автомобиль в производство. Вот и по GAZ 3111 существует перечень дел на ближайшее и отдаленное будущее. Современный автомобиль обязан иметь в стандартной комплектации подушки безопасности. В ближайшей перспективе кондиционер. Здесь, выражаясь языком производственников, есть "готовность поставки". На очереди коробка-"автомат": будем адаптировать к "Волге" импортный агрегат.

Скоро появятся опытные образцы с независимой задней подвеской. Она призвана улучшить управляемость "Волги" и сделать удобным размещение запасного колеса.

Из электроники назову иммобилайзер и систему стабилизации ESP - не заниматься этим было бы просто странно, тем более уже имея готовую АБС.

Наконец, со временем может появиться универсал - дизайнеры над ним уже работают. Впрочем, это дальняя перспектива...

* * *

Проект 3111 стал очень хорошей школой - мы много сотрудничали с иностранными фирмами, приобрели ценнейший опыт проектирования, постройки моделей, испытаний. Как бы ни сложилась судьба автомобиля, он уже стал вехой для завода. И его "кусочек" непременно будет в каждой будущей машине марки ГАЗ.

ИГОРЬ БЕЗРОДНЫХ, ГЛАВНЫЙ ДИЗАЙНЕР-СТИЛИСТ ОАО "ГАЗ"

Первый полноразмерный макет GAZ 3111 мы привезли из Америки, где его выполнили по нашему техзаданию всего за три месяца. Обычный срок в России - месяцев восемь. Именно спешка и погнала нас за океан: торопились к МИМС-98.

Что бы ни судачили, дизайн "Волги" - полностью российская разработка (в США по нашим электронным изображениям и математическим моделям лишь создали пластиковый демонстратор). Конструктивно "одиннадцатая" - небольшой шаг назад от появившихся чуть раньше машин 3103 и 3104. Этот легкий налет "ретро" мог навредить имиджу машины... и парировать мы решили внешним видом! Задание я понимал так: дизайн GAZ 3111 должен быть ярким (вплоть до сомнительного), высокоэмоциональным - и при этом явно указывать на престижность автомобиля.

Горьковский автозавод - один из старейших в мире, а его машинам присущ определенный стиль (вспомним "Победу", ГАЗ-21, ГАЗ-51). Такое наследие надо непременно использовать... Посмотрите на "одиннадцатую": есть что-то и от 60-х, и от 70-х годов, что-то очень самобытное, как масленица, и модное, как ретростиль... "Свои" черточки найдет в ней и 60-, и 20-летний человек.

В облике и интерьере новой "Волги" мы воплотили все наши идеи. (Правда, чего нам это стоило! С фирмой VDO торговались из-за оригинального шрифта для комбинации приборов, ее цвета, металлических ободков, подсветки. Поначалу многое казалось лишним; зато когда под занавес успешных переговоров я сказал, что еще мы хотим пару бриллиантиков на спидометр и тахометр, партнеры поняли и рассмеялись первыми.) Так что вопрос, считаю ли я GAZ 3111 удачей, для меня риторический.

МНЕНИЕ ИСПЫТАТЕЛЯ

ВЛАДИМИР ГАНИН,

НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ИСПЫТАНИЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ОАО "ГАЗ"

Этот автомобиль сразу обращает на себя внимание. Недаром столько потрудились над конструкцией, обликом кузова, интерьером. Отдавая должное всем улучшениям "Волги", отмечу: нам, испытателям, хотелось бы большего. Попросту говоря, GAZ 3111 выглядит лучше, чем едет! Современному автомобилю нужна широкая гамма двигателей, в том числе мощных, а значит, надежное управление. Потому не обойтись без независимой задней подвески, чтобы привести ездовые качества в соответствие с внешним видом.

Тем не менее, "Волга" уже поехала. Уже - потому что повозились немало, особенно настраивая подвеску и рулевой механизм.

По моему мнению, GAZ 3111 - удача завода. Ведь несколько десятилетий мы шли путем модернизации, а тут, как ни поверни - новая модель.

Лонжероны кузова имеют специально рассчитанные элементы "управляемой" деформации. То есть характер деформации и энергопоглощения при ударах - фронтальном и сзади - определенным образом "запрограммированы".

Платформа GAZ 3111. Двигатель, сцепление и коробка передач составляют силовой агрегат на подрамнике. Для его подвески к кузову использованы энергоемкие резинометаллические опоры новой конструкции.

Для GAZ 3111 разработано новое энергопоглощающее рулевое колесо, а также рулевая колонка с бесступенчатой регулировкой длины и угла наклона.

Передняя подвеска. Чтобы сделать узел компактным, увеличить пространство между лонжеронами в моторном отсеке, получить выгодную кинематику рычажной системы, шаровые опоры разнесены довольно далеко. Это благотворно сказалось и на их долговечности.

"Побочный" эффект АБС - возможность легко выйти из заноса на скользкой дороге. Без этой системы интенсивное торможение только ухудшит ситуацию: АБС помогает водителю быстро вернуть автомобиль на курс.

Передняя панель. На центральной консоли - крупные вращающиеся рукоятки отопительно-вентиляционной установки - для управления скоростью вентилятора (три режима), краником отопителя (с моторедуктором дистанционного управления) и моторедукторами системы заслонок, перераспределяющих основные потоки теплого воздуха.

По сравнению с GAZ 3110 выкроили дополнительные 100 мм длины салона, на 20 мм увеличив колесную базу, изменив положение двигателя и моторного щита, отодвинув задние стойки... Салон на уровне локтей и плеч расширен на 40 мм. При этом габариты автомобиля практически не изменились!

Подпишитесь на «За рулем» в