В поисках виновного

В ПОИСКАХ ВИНОВНОГО

СПОРТ

/ФОРМУЛА 1

В ПОИСКАХ ВИНОВНОГО

ФИА ОПЯТЬ МЕНЯЕТ ПРАВИЛА В ХОДЕ ИГРЫ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ

ФОТО / ALLSPORT

Самые драматичные эпизоды первых Гран-при нового сезона произошли на излете стартовых прямых. Именно там, в Австралии и в Малайзии, случились аварии. Поменялись только "действующие лица", но в обоих случаях это были пилоты одних и тех же команд - "Вильямс" пытался обогнать "Феррари". В мельбурнском Альберт-Парке столкнулись Ральф Шумахер и Рубенс Баррикелло, в Сепанге - Михаэль Шумахер и Хуан-Пабло Монтоя. Обе пары, заметим, занимали на стартовой решетке первый ряд.

Для Ральфа и Рубенса гонка на том и закончилась. Оба потом посыпали голову пеплом, с опозданием вспомнив, что первый поворот - это далеко не вся гонка. Впереди еще десятки кругов! Тем не менее, гоночный инстинкт толкал и будет толкать пилотов к рискованным маневрам на злополучной стартовой прямой.

Михаэль с Хуаном-Пабло смогли продолжить движение, но обоим пришлось посетить боксы. Немцу механики поменяли разбитое переднее антикрыло, а колумбиец отбыл наказание "медленный проезд через боксы": арбитры посчитали, что часть вины в инциденте принадлежит ему. А вообще, вышло наказание не по закону, а "по понятиям": мол, раз уж Шумахер вынужден заехать в боксы, то и его оппоненту не повредит. Так "честнее".

Внеплановые остановки, впрочем, нисколько не помешали им занять те места на финише, которые и предполагались в этой конкретной гонке. Ведь в Малайзии "вильямсы" были объективно быстрее "феррари". Тому две причины. Мотор БМВ определенно остается самым мощным в чемпионате мира, и две длинные прямые на гоночной трассе в Куала-Лумпуре для "Вильямса" - утеха и отрада. Добавим к этому, что в Малайзии царила страшная жара - за 30 в тени. В таких условиях шины "Мишлен" по максимуму проявляют свои лучшие качества. Не станем говорить, что получают преимущество над "Бриджстоуном" - по сути, их никто не сравнивал: для этого надо обуть в разные шины две машины одной команды. Тем не менее, с учетом сказанного, пилотам "Вильямса" в случае некой "идеальной гонки" (без каких-либо происшествий и заминок) уготованы были два первых места на финише. А третье - лучшему из пилотов "Феррари". Так оно и произошло!

Недостатка в пересудах об инцидентах двух первых этапов формулы, конечно, не было. Ральф и Рубенс так и не сошлись во мнении, кто прав, кто виноват. Бразилец обвинил в аварии соперника: "Он как будто не знал, что перед поворотом полагается тормозить, несся как сумасшедший! Поэтому и врезался в меня". Немец настаивал на другом: "Есть правило, не допускающее на стартовой прямой столь многочисленных перестроений из ряда в ряд. Получилось, в сущности, что, будучи быстрее, я пытался увернуться от шедшего впереди автомобиля".

Решение же малайзийских арбитров насчет "стоп энд гоу" Монтои подвергли критике оба (!) участника инцидента. "Обычное гоночное столкновение, диктуемое необходимостью держаться правильных траекторий, - сказал Михаэль Шумахер. - Таких аварий полно, и в большинстве случаев никто даже не пытается искать виноватых.

Несомненно, аварии добавили зрелищности обоим Гран-при. Но у ФИА был припасен другой ход. С бразильского этапа начало действовать новое правило, и иначе как "драконовским" его не назовешь. За "столкновение, которого можно избежать" на следующей гонке пилот будет перемещен на 10 позиций вниз по стартовой решетке!

Шум поднялся невообразимый! Мнения, как водится, разделились. Михаэль Шумахер посчитал правило очень хорошим: "Вместо того, чтобы дисквалифицировать провинившегося, его всего лишь отодвинут подальше". Немца можно понять: он по ходу малайзийского этапа поднялся с последнего места на третье, благо машина позволяет. А вот Дейвид Култард думает иначе: "Обгон - штука и без того всегда рискованная. Пойдет ли теперь пилот на риск, зная, что в случае неудачи его вдобавок ко всему еще и накажут?"

Почему-то остался пока без внимания еще один подвох в новом правиле. Квалификации проводят не ради красоты и справедливости. Пилотов расставляют "по силам", чтобы в стартовой суматохе быстрые не натыкались на медленных. То есть для безопасности гонок! Выходит, ФИА таким образом провоцирует все новые и новые столкновения.

Другая сторона медали: шансы появятся у команд послабее. Например, у "Мак-Ларена". Шеф команды Рон Деннис признал, что новый автомобиль неудачный и ненадежный, а мотор "Мерседес-Бенц" недостаточно мощный: "Этот сезон, увы, вновь придется посвятить совершенствованию техники. Мы, конечно, подтянемся к лидерам, но вряд ли сразимся с ними за титул".

Но самые большие сомнения вызывает, как говорят, "правовая сторона вопроса". В Малайзии судьи ошиблись, посчитав Монтою виновным. Точных критериев для определения "необязательного столкновения" нет, а значит, жди новых ошибок. Ведь если есть правило, то оно непременно должно работать. Во всяком случае, в формуле 1 так было всегда.

Новобранец "Вильямса" Кими Райкконен пока мало в чем уступает партнеру по команде и очков набрал столько же (вверху).

Если бы новые правила вступили в силу чуть раньше, Хуан-Пабло Монтоя стартовал бы в Бразилии не с поул, а с 10-й позиции.

После двух гонок на прошлогодней машине Михаэль Шумахер лидировал в чемпионате. Что будет, когда он доведет до ума новую?

"Ягуар" продолжил агрессивную кадровую политику, переманив из "Рено" ведущего "аэродинамика" Бена Агатангелу. Ожидается резкое улучшение результатов команды.

ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ

3 МАРТА, МЕЛЬБУРН

(58 круга по 5303 м)

1.М. ШУМАХЕР (Германия, "Феррари") - 1:35.36,792; 2. Х.-П. МОНТОЯ (Колумбия, "Вильямс-БМВ") - 18,628; 3. К. РАЙККОНЕН (Финляндия, "Мак-Ларен-Мерседес") - 25,067; 4. Э. ИРВАЙН (Великобритания, "Ягуар-Косворт") - 1 круг; 5. М. УЭББЕР (Австралия, "Минарди-Азиатех") - 2 круга; 6. М. САЛО (Финляндия, "Тойота") - 2 круга.

ГРАН-ПРИ МАЛАЙЗИИ

17 МАРТА, СЕПАНГ

(55 кругов по 5543 м)

1.Р. ШУМАХЕР (Германия, "Вильямс-БМВ") - 1:34.12,912; 2. Х.-П. МОНТОЯ - 39,700; 3. М. ШУМАХЕР - 1.01,795; 4. ДЖ. БАТТОН (Великобритания, "Рено") - 1.09,767; 5. Н. ХАЙДФЕЛЬД (Германия, "Заубер-Петронас") - 1 круг; 6. Ф. МАССА (Бразилия, "Заубер-Петронас") - 1 круг.

ГРАН-ПРИ БРАЗИЛИИ

31 МАРТА, САН-ПАУЛУ

(71 круг по 4309 м)

1. М. ШУМАХЕР - 1:31.43,662; 2. Р. ШУМАХЕР - 0,588; 3. Д. КУЛТАРД (Великобритания, "Мак-Ларен-Мерседес") - 59,109; 4. ДЖ. БАТТОН - 1.06,800; 5. Х.-П. МОНТОЯ - 1.07,500; 6. М. САЛО - 1 круг.

ПОСЛЕ 3 ЭТАПОВ

ПИЛОТЫ: 1. М. ШУМАХЕР - 24; 2. Р. ШУМАХЕР - 16; 3. Х.-П. МОНТОЯ - 14; 4. ДЖ. БАТТОН - 6;

5-6. К. РАЙККОНЕН, Д. КУЛТАРД - по 4.

КОМАНДЫ: 1. "ВИЛЬЯМС" - 30; 2. "ФЕРРАРИ" - 24; 3. "МАК-ЛАРЕН" - 8; 4. "РЕНО" - 6; 5-6. "ЯГУАР", "ЗАУБЕР" - по 3.

Подпишитесь на «За рулем» в